Сам о.Максим такой же теоретик. Я несколько раз встречал в его описаниях католичества несовпадение с реальным положением вещей, подтвержденным мне практикующими католиками. Т.е. человек пишет и говорит о том, что знает недостаточно хорошо, и только с чужих слов таких же теоретиков, а его работа считается основной по католицизму в семинарском курсе сравнительного богословия.
Это теоретизирование имеет свою традицию. Владимир Лосский, по-моему, такой же теоретик в данном случае, когда рассуждает о влиянии Филиокве на практическую жизнь католиков и их благочестие с аскетизмом на примере их святых.
Отче, а где это почитать? Очень интересно узнать, всё-таки как влияет филиокве на практическую жизнь. Или почитать, а как на самом деле влияет, а не по мнению теоретиков.
С одной стороны, действительно, читая эти "отвлеченные" споры возникает ощущения того, что все это лишь игры разума. Но считать это совсем "неважным" как-то не получается. И совсем не потому, что разногласия были причинами войн или еще каких бедствий, а просто последствиями именно для молитвенной жизни Церкви. Т.е. наверняка нельзя сказать что может это последствия богословия, но и отрицать некую связь не получается. Например, Ассирийская Церковь Востока - разошлись давным давно из-за "чуши" и что? к нашему времени там нет икон, монашества и наверное еще чего-нибудь нет. Во всяком случая радостно провозгласить что верим и молимся мы с ними одинаково мне было бы странно.
1. Только в страшном сне я могу представить себе молитвенную жизнь, зависящую от "количественной гармонии личных свойств трех Ипостасей". Чует моё сердце, такая молитва уже сама по себе как-то... сомнительна
( ... )
Я и не спорю с тем, что разговоры о буквах в Христианстве за всю нашу историю были образцом для подражание и всегда приводили к Истине (часто как раз ни к чему хорошему и не приводили именно в силу страстности и взаимной агрессии). Но и отрицать того, что нет связи с между молитвой и богословскими конструкциями не могу. Ясное дело, что в момент молитвы ассириец или православный не думает об усиях, волях и ипостасях - это действительно очень странно :-) Но рассуждения о том как говорить о Боге, имхо важны и для молитвы, в конце концов есть люди, исповедующие Христа не как Бога, по-моему к молитве это имеет прямое отношение. Поэтому и считаю, что релятивизм так же как и "твердолобый" фундаментализм не полезны. вот статья как мне кажется хорошая заметка о. Александра об этом http://joxaren-juksu.livejournal.com/77702.html
Comments 16
Reply
Reply
Да, у меня это же самое впечатление создалось, когда я слышал про эти доводы Фотия на лекции из уст самого о. Максима Козлова, еще в середине 90-х.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но и отрицать того, что нет связи с между молитвой и богословскими конструкциями не могу. Ясное дело, что в момент молитвы ассириец или православный не думает об усиях, волях и ипостасях - это действительно очень странно :-) Но рассуждения о том как говорить о Боге, имхо важны и для молитвы, в конце концов есть люди, исповедующие Христа не как Бога, по-моему к молитве это имеет прямое отношение.
Поэтому и считаю, что релятивизм так же как и "твердолобый" фундаментализм не полезны.
вот статья как мне кажется хорошая заметка о. Александра об этом
http://joxaren-juksu.livejournal.com/77702.html
Reply
Да, Саш, и я не стану. Скажем, противостояние арианству или монофизитству безусловно принципиально. Статью гляну, спасибо.
Reply
Reply
Leave a comment