Возможно многие уже видели эти фотографии и слышали историю их создания, но для меня имя Сергея Михайловича Прокудина-Горского ранее было неизвестно, и я нахожусь под впечатлением от увиденного...
Информация
отсюда и
отсюда. Там же размещены фотографии.
В 2001 году Библиотека Конгресса США открыла выставку цветных фотографий С.М. Прокудина-Горского под названием "Империя, которой была Россия". На выставке были представлены 122 цветные фотографии Российской империи накануне первой мировой войны и надвигающейся революции.
Коллекция С.М. Прокудина-Горского насчитывает более 1900 изображений от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (31 августа 1863, Муром - 27 сентября 1944, Париж) - русский фотограф, ученый-химик, изобретатель, член Русского географического и Русского технического обществ, автор уникальных цветных фотографий дореволюционного периода истории России. Получил образование в Технологическом институте в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени...
Все фотографии сделаны в период 1907 - 1915 годы.
Общий вид Николаевского Собора, г. Можайск, Московской губернии.
Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84-88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.
Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.
Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.
Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.
Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина-Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.
Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. "Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина-Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций» (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.
Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина-Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.
В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Горский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.
Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.
Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния.
Общий вид Белозерска с крепостного вала.
Семья поселенца, Муганская степь.
Старая Ладога. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе.
Спасо-Бородинский монастырь. Вид от деревни Семеновское.
В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось.
В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...
В интернете есть даже пары для сравнения
здесь и
здесь : фото начала века - современные фото той же местности.