Ауровилль. Первый бастион Нью-Эйджа.

Jan 05, 2008 17:39

Он же - настоящий город-сказка, город-мечта. Когда читаешь концепцию, которую написала Мать, главная соратница индийского философа Шри Ауробиндо, то хочется прямо сразу сорваться и ехать сюда - строить Будущее. Я, конечно, не специалист по 60м, я представляю настроение того времени только приблизительно, но по тому, что представляю, видно, что появление города подобного Ауровиллю прекрасно вписывалось в общий дух десятилетия.



Всеобщее единство, отказ от материального в пользу духовного, акцент на творческое самовыражение. Никаких религий, а точнее - соединение их всех. Божественное, не имеющее ни имени, ни формы. В общем, все то, что оказалось предельно новым для людей, которые до того знали догму одной лишь религии, а тут вдруг получили доступ ко всем возможным философиям человечества. Эти люди первым поверхностным взглядом уловили знакомые слова и пришли к тому, что все - одно и то же.

В общем, это было начало того, что еще через пару десятилетий прорастет в отдельное явление под названием Нью Эйдж.



Сейчас словосочетание Нью Эйдж звучит немного презрительно, относясь к особой категории людей, которые ставят себя выше всех философий, хотя толком не изучили ни одну из них, а тогда все было очень серьезно - Новое Время, Новый Век и шел Новый Человек. Тогда это были новые формы искусства и самовыражения, а сейчас - обычный интерьер какого-нибудь стильного чайного клуба в столице.



"Пожалуйста, не надо делать из этого религию" - неоднократно подчеркивала Мать, но это как сказать человеку: "Пожалуйста, не надо дышать, не надо есть, пить и ходить в туалет." Возникновение культа той или иной степени фанатичности абсолютно естественный механизм функционирования сознания. С этим бессмысленно бороться. Можно или использовать, как дополнительное топливо на пути, или отказаться от использования, потратив всю энергию на отрицание. И тогда огромные портреты Матери по всему Ауровиллю с цветами-подношениями будут называться не-алтарь. Или никак не называться.



В современном обществе на смену религии пришло понятие Бренд - объект поклонения для человека, который не верит в Бога. Вот и Ауровилль местами очень напоминает бренд.

Когда делают группу компаний или проектов, часто используют одно и то же емкое слово или сочетание букв в качестве приставки. Здесь, как несложно предположить, это слово "Ауро". И вот, у нас появляется AuroMode, AuroMoon, AuroCafe... Или, как вариант, Mother Something. не хватает только единого начертания и фирменного стиля.



А символ, который всегда идет в дополнение к начертанию, это, конечно же, - Матримандир, огромный золотой шар. И мне очень интересно, когда его строительство подойдет к концу, будут ли Ауровилльцы достаточно честными с собой, чтобы и правда сделать логотип и фирменный стиль? Ведь у них даже есть слоган: а city with a soul. Дизайнеров и художников в команде тоже вполне достаточно, что видно по проработанным буклетам и плакатам.



Итак, Ауровилль. Географическим центром города является дерево Баньян - единственное дерево, которое было здесь, когда будущие ауровилльцы получили свою землю. Чуть в стороне от него - Матримандир, душа города. Вокруг - сады, студии художников, спортивные площадки, павильоны различных культур, кафе, рестораны и обычные дома. Все вместе должно напоминать галактику.



О Матримандире нужно рассказать отдельно. Ауровилльцы, конечно, никогда не позволят назвать свой золотой шар Храмом, однако мы, гости города, можем позволить себе давать вещам свои имена. А как иначе можно определить сложную эзотерическую конструкцию, в центре которой, в абсолютно белой зале на символе Вселенской Матери покоится хрустальный шар, отражающий один луч света с крыши? Хрустальный шар окружен 12ю белыми колоннами, а золотой шар - 12ю залами-лепестками, каждый из которых изнутри покрашен в определенный цвет, символизирующий одно из качеств Божественного. Все цвета сходятся в спектр, хорошо знакомый пользователям графических программ. Очень современно.



"Место для попыток найти собственное сознание. Никаких благовоний, никаких цветов, никакой религии." Но, в то же время, весь процесс проникновения внутрь Матримандира является не самым простым обрядом. Сначала нужно посмотреть специальный фильм, получить пропуск в сад, где, ни шага вправо, ни шага влево со специальной дороги, добраться до площадки и посмотреть на Шар с определенной точки.



Вернуться. В определенное время позвонить по специальному номеру и записаться на медитацию. Все следует инструкциям Матери: она сказала, что, чтобы быть допущенным в главный Зал, человек должен быть искренним и сам попросить увидеть Матримандир. Какое счастье, что они не придумали сложного обряда проверки искренности, а то в средневековье инквизиторы проверяли является женщина ведьмой или нет, тем, что топили ее: утонула, значит не ведьма. Здесь искренность - на совести самих посетителей, и остается совсем немного: прийти в назначенное время к главным воротам, прослушать часовую лекцию про то, как все это строилось, одеть белые носки, чтобы не запачкать пол красной индийской пылью и, вуаля! Ты сидишь в сумрачной белой зале перед хрустальным шаром и пытаешься найти свое сознание.

Первый раз - не больше 15ти минут. Фотографировать нельзя.

Конечно, любой Ауровилец скажет, что этот сложный процесс имеет простой и понятный смысл, а в особенности смысл имеют белые носки. Но ведь все остальные религиозные обряды в момент своего возникновения также имели простой и понятный смысл.



Мне повезло первый раз выбраться в Ауровилль в тот самый день, когда город своим визитом удостоил президент Индии. Не иначе как чудом сойдя с разрешенной тропы обхода и подобравшись к забору, я лицезрела божественную картину символа города свободы, города, который не принадлежит ни одной нации и подчиняется только Высшей Истине.



А вот и Президент. Должно быть, слушает лекцию.



Я лично ничего не имею против попыток построить Новый, Лучший Мир. Известная тема, что людям кажется, что проблема - в том, что их окружает. И идеалистам достаточно лишь собраться вместе, чтобы создать идеальное общество. До какой-то степени это работает, но в итоге неизменно обнаруживается, что идеалисты - такие же люди. Возможно, обладающие несомненными человеческими достоинствами, но не лишенные и обычных человеческих пороков.



И об этом мне рассказывал каждый житель Ауровилля, с которым довелось беседовать. В изначальной концепции в городе не должно было быть денег, потому что у людей не должно было быть никаких желаний, кроме творческого самовыражения и поиска Высшей Истины. В реальности это, конечно, не сработало, поэтому в городе действует система, напоминающая банковскую с урезанной функциональностью: у каждого жителя есть номер счета, на который тот получает свое месячное содержание от сообщества, в котором работает. Как это обычно водится, содержания хватает только на весьма простую жизнь, которая устраивает далеко не всех. И те, кто хочет большего, крутятся, как могут, находя дополнительные источники дохода. И туристы, так называемые гости города, конечно же являются одной из основных статей.



И туристу, или гостю города, здесь, в общем очень даже хорошо. В списке мероприятий, которые они могут посещать, содержится не меньше десятка видов йоги, айкидо, тай чи, капоэйра, различные танцы, даже балет, спортивные занятия, езда на лошадях, музыка и медитация. Все вместе - обычный набор, который без проблем можно найти и в обычных мегаполисах ввиду его популярности среди современной высокодуховной молодежи. А в центральных магазинах - обычный ассортимент какого-нибудь "Пути к себе" или индийской лавки, только гораздо дороже, потому что шьют не индусы, а европейцы-иммигранты, и, в отличие от жителей города и обычных индийских лавок, гости могут платить настоящей, полнофункциональной банковской карточкой. В остальных магазинах и кафе этот бонус, к сожалению, теряется и без гостевой карты - временного номера - невозможно выпить даже чашечку кофе.



Ауровилль вполне можно включить в список приятных мест для ненавязчивого духовного развития, и приезжать сюда, чтобы изучать йогу, икебану, Тай Чи... Современный духовный турист может в теплое время года развиваться где-нибудь в Катманду, Дарамсале или Ришикеше, а, когда в горах становится слишком холодно, спускаться сюда, к морю. И вместо книг Далай-Ламы вчитываться в книги Шри Ауробиндо. Это будет несложно реализовать, ведь, говоря об отсутствии в будущем Аровилле личной недвижимости, говоря о том, что все будут жить, где им будет место, Мать ничего не сказала об отсутствии агенств, которые будут распределять эти места. И о многочисленных гест-хаусах.



Общая атмосфера в Ауровилле очень напоминает английский арт-колледж, в котором я когда-то училась: молодые, стильные, вдохновленные люди. Каждый полон идей будущей жизни и творчества.



В Ауровилле одинаково вдохновлены все, никаких возрастных различий.



Каждый здесь занят своим творческим поиском. Своим серьезным делом.



Все вместе мечтают и строят планы, каким же будет Ауровилль.



Стараются, воплощают эти планы в жизнь.



Творят, эксперементируют с новыми формами. Точнее тем, что было новыми формами пару десятков лет тому назад, а сейчас, увы, стало мейнстримом.



На такой выставке я могла бы побывать где-нибудь в Лондоне или Праге.



И за это Ауровиллю большое, человеческое спасибо. Я лично буду приезжать сюда, когда будет хотеться окунуться в творческую европейскую атмосферу, но не будет желания или возможности ехать слишком далеко.



А так - прекрасный компромисс. Трястись по неровным индийским дорогам между островками чистоты и стиля. Через нищие индийские деревни к оазисам знакомой культуры.















Помимо всего прочего, Ауровильцы используют экологически чистое, безотходное произодство, преимущественно солнечную энергию и выращивают органическую пищу. Что также прекрасно вписывается в дух Нью Эйдж.



Выкладывают из цветов целые мандалы. Религиозные фанатики, молчать! Это не подношение никаким божествам, это просто - для красоты, для радости.



И дети здесь - прекрасные.



Чтобы как-то резюмировать удивительное социальное явление под названием Ауровилль, скажу, что если бы в 60е все политики, военнослужащие и миллионеры враз стали хиппи, то наш нынешний мир скорее всего выглядел бы, как Ауровилль. Если бы только все те обычные люди, которые хиппи не стали, не сделали из него снова то, чем наш мир является сейчас.

И, интересно, что бы об этом всем сказали Шри Ауробиндо и Мать. Если бы еще были живы.


photos

Previous post Next post
Up