Oct 17, 2015 12:24
- А в 60-м году, внучек, Иосиф Виссарионович скончался. В стране был объявлен недельный траур.
- Деда, а что дальше было со страной?
- Дальше продолжалось то, что уже было начато. Страна продолжила разворот на курс «Наши деды добились того, чтобы мы оторвались от сохи. Добьемся того, чтобы наши внуки оторвались от станка!». Продолжилась борьба за лучшее будущее для своих детей, но от индустриализации страна произвела опережающее переключение фокуса внимания на новый, информационный экономический уклад.
Приоритет от развития средств производства перешел к развитию средств автоматизации. В планах страны на первое место выдвинулись показатели трудоемкости производства. Строились роботизированные фермы, полностью автоматизированные линии выпуска, управляемые удаленно одним-двумя операторами или работавшие полностью автономно. Благодаря высвобождению трудовых ресурсов каждую пятилетку размер трудового дня снижался на 1 час.
Эффект от разворота пронизывал всю страну. Получили мощнейший толчок отрасли робототехники, кибернетики, электроники, телекоммуникации. По-новому взглянули на биологию, лингвистику, даже философию.
Запрос на инженеров, ученых становился массовым. Сложность задач поднялась настолько, что требовала совместной работы коллективов при поддержке моделирования на электронно-вычислительной технике. Труд многих коллективов над схожими проблемами породил совершенно новые проблемы, например, организация обмена знаниями в рамках всего советского блока.
Возник новый интерес к гуманитарной сфере: как организовать знания? Как построить процесс их потребления и воспроизводства в максимально эффективном виде? Как обеспечить усвоение человеком с ограниченными биологией возможностями мозга все усложняющихся моделей? Как добиться максимального развития каждого ребенка, реализовать максимальный потенциал каждой личности? Культура, искусство из сферы развлечения стали самой производительной силой общества.
В результате совместного труда кибернетиков и гуманитариев родился новый проект: всеобщий информаторий, хранящий не просто описания, а динамические действующие согласовованные модели из всех областей знаний. Появились новые профессии, специализирующиеся на его постоянном развитии, наполнении и обеспечении к нему доступа, на интеграции в него новых открытий. Работа инженеров и ученых велась не на бумаге, а в разделяемом информационном пространстве «веток» общего информатория, а их результаты труда издавались не статьями в журналах, а сразу вплетались в общую модель.
Информаторий произвел революцию в образовании. Профессия учителя распалась на три компоненты: методическую, включающую создание актуального интерактивного обучающего материала на базе информатория; педагогическую, ориентированную на личное кураторство - помощь каждому ребенку выстроить свою образовательную траекторию; наставническую - передачу профессионалами в своих областях обучающимся собственного опыта.
Выделившийся из информатория проблематорий собрал и структурировал все актуальные задачи, требующие решения, и позволил интегрировать образование и труд в бесшовную систему - теперь в образовательную траекторию каждого включались реальные производственные задачи, адекватные способностям учащегося и его текущим образовательным нуждам.
Никаких формальных границ между образованием, трудом и досугом не осталось: просто по мере своего развития ученик все меньше решал задачи чисто обучающие, игровые, и все больше брал задачи реальные, которые были на грани его возможностей, все больше общаясь с профессионалами в области решения этих задач и периодически возвращаясь к обучающему материалу в тех областях, где требовалось подтянуть знания или освоить что-то новое. Это сплетение обучения и труда сопровождала человека всю жизнь.
Изменение характера содержания труда кардинально повлияло на вопросы организации управления. Неожиданный эффект дало международное сотрудничество - поддержка режима Альенде путем выкупа чилийской меди во время блокады капиталистическим блоком, поставка автоматизированных линий и сотрудничество спецслужб привело к знакомству и тесному сотрудничеству английских кибернетиков под руководством Стаффорда Бира и советских под руководством Глушкова. Круги от этого сотрудничества затронули не только системы автоматизации управления, но позволили найти решение кризиса управляемости в коллективах, постепенно назревавшего ввиду коренного изменения характера труда.
В управление проникли такие принципы, как самоорганизация, рекурсивная гетерархичность. Властные иерархии сменились функциональными, ролевыми гетерархиями. Вместо профессиональных руководителей появились организационные инженеры. Но, самое главное, деиерархизация власти позволила решить переход от индустриальной модели мотивации труда за вознаграждение к новым доминирующим формам неотчужденного, всеобщего труда: мотивация сложностью задач, работой для себя и детей через изменение всего общества, вознаграждение признанием через коллективную взаимооценку. Наконец-то открылись в полной мере кладовые созидательного творчества людей.
Внучек, ваше общество сегодня - это общество сложности, общество проблем понимания. Если первобытный охотник беспокоился о выживании племени и отбирании благ у природы, заботой крестьянина было плодородие его земли, здоровье его скота и прокорм его семьи, работник в индустриальную эпоху боролся за производительность своего труда и размер своего личного вознаграждения, то сегодня вам приходится справляться совсем с другими сложностями: как человечеству, состоящему из простых людей, индивидуальных личностей, коллективно понять этот сверхсложный мир, и как этот мир заставить понять человечество и помогать ему.
И самое главное для вас - найти уже сегодня, с какими сложностями придется бороться вашим внукам.