"В результате гонений XX века сложилась такая ситуация, что христиане Русской Православной Церкви, принадлежащие Ей по Крещению, оказались в большинстве своем совершенно невежественными в вопросах веры. По данным опросов за 2008 год крещено в России около 80% населения, а верят в личного Бога - 51%. Еще хуже обстоит дело со знанием самых основ Православия.
Миссионерами Русской Православной Церкви в 1990-2000 годах была проведена большая работа среди «традиционно православных». Сотни тысяч их были крещены, но, к сожалению, далеко не все были просвещены. По данным МВД на Пасху 2009 года на богослужение в пасхальную ночь пришло в Москве 137000 человек, а по России порядка 2 млн. человек. (Для сравнения столько же человек пришло на пасхальное богослужение в Грузии). Надо понимать, что перед нами реальные, а может быть даже завышенные цифры воцерковленных христиан. Все остальные 110 млн. человек оказались за пределами евхаристических границ Церкви.
Причин данной трагедии, на наш взгляд, несколько. Во-первых это проблема крайней нехватки храмов в многих регионах РФ. На всю Россию приходиться чуть больше 12 000 православных приходов. На один приход приходится около 10 000 крещеных христиан. Причем хуже всего дела обстоят с обеспечением храмами мегаполисов, и районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Там есть даже города, в которых вовсе нет православных храмов. Еще хуже обстоят дела с труднодоступными поселениями Сибири, таежными поселками и становищами палеоазиатских народов тундры. Миссионерские поездки приезжают туда раз в несколько лет, а в остальное время христиане оказываются не только без пастырского окормления, но и вообще без всякой богослужебной церковной жизни. В результате христианская жизнь в этих местах едва теплится, и это создает плодородную почву для распространения самых диких суеверий, роста сектантства и даже отпадения в язычество или ислам.
Второй проблемой является кадровый голод, наблюдаемый во многих епархиях. В ряде епархий священник должен опекать несколько приходов сразу, причем в том случае, если он не может приехать в храм, то там вовсе не совершается богослужение, и такая ситуация может продолжаться неделями, и даже месяцами. Причем с сожалением надо констатировать, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. В большинстве провинциальных семинарий почти нет конкурса при поступлении, нет возможности выбрать достойнейших кандидатов в священство, и поэтому образовательный и нравственный уровень священства часто падает. Более того, кризис призвания приводит к тому, что блокируются возможности развития церковной миссии. Как можно открыть еще 100 000 храмов (а именно столько необходимо для нормального окормления всех крещеных христиан в нашей Церкви), если для существующих уже приходов не хватает клириков?
Третьей проблемой уже воцерковленных христиан является отсутствие систематических знаний о православной вере, и разрыв с библейской основой Православия. Священное Писание и Священное Предание вытеснено из поля сознания многих даже активных христиан, а взамен они опираются на «предание старцев», зачастую грубо противоречащие учению Господа Иисуса Христа. Именно здесь корень и диомидовщины, и «оккультизма в Православии». Церковь воспринимается многими прихожанами не как место спасения от греха, не как учительница благочестия, не как единственный путь к Богу, а как некий институт раздачи духовных услуг, или, в лучшем случае, как источник моральных ценностей. Поэтому авторитет Ее падает, и вместо ориентации на церковную иерархию, прихожане часто предпочитают искать неких сомнительных харизматических лидеров.
Все эти три проблемы взаимосвязаны. Если нет знания о Христе и о Его учении, то и значение Церкви будет ничтожным. А если так, то мало кто захочет в Ней служить Богу. Поэтому возник и кадровый голод. Я не верю, что из 150 000 000 потенциальных прихожан РПЦ нельзя будет найти еще 100 000 кандидатов в священство. Тут проблема в поиске новых людей, готовых беззаветно служить Богу в Его Церкви.
Если храм воспринимается как некий «комбинат духовных услуг», тогда нормальным будет зайти в него, свечки поставить, и дальше жить своей жизнью. Поэтому и роль Церкви в жизни общества ограничена некой нишей, дальше которой Ее не пускает именно эта мифологема. А возникла она потому, что приходы очень редко дают прихожанам (а тем более захожанам) знания о Христе. Если в прошлые века образовательные функции несло богослужение, то сейчас, из-за языкового барьера, для захожан (и большинства прихожан) оно потеряло эту способность. Если раньше богослужение объясняло тайну веры, то сейчас оно само нуждается в объяснении, причем не только в обрядовой своей стороне, но и в содержании самих богослужебных текстов.
Проповедь остается почти единственным средством образования христиан. Но она также крайне редко раскрывает суть православного учения, часто ограничиваясь или нравственными проблемами, или пересказом жития святого.
Воскресная школа может отчасти решить эту проблему, но тут возникает вопрос и грамотных преподавателей, и, главное, восприятия слушателей. Лекционная система преподавания работает или в том случае, если преподаватель обладает риторскими способностями, или если речь идет о получении некоего значимого для слушателя диплома. Оптимальным является система вовлечения человека в образовательный процесс, но эта система мало внедряется в наших воскресных школах.
Еще одной проблемой системы воскресных школ является их замкнутый циклический характер. Человек отучился год или два, а затем он или должен идти в высшее учебное заведение, или просто ограничиваться посещением богослужения. Большинство наших прихожан работают на светских работах и поэтому не могут продолжать систематическое обучение, связанное с отрывом от работы и семьи.
Предлагаемая программа предлагает новое решение всех вышеуказанных проблем. При ее разработке был учтен опыт и дореволюционной Русской Православной Церкви, и других Поместных Церквей, а также Римо-католической Церкви и протестантских общин."
Ну что, думаете отец Пётр (Мещеринов)?
Нет. Это вступление из "Программы народной катехизации" Православного миссионерского движения св. пророка Даниила основанного и до недавних трагических событий возглавлявшегося отцом Даниилом (Сысоевым).
Эту программу он переслал нам (мне и Серёже Рогунову) во время нашей последней с ним встречи - всего за несколько часов до смерти. Вот так у "либералов" и "ортодоксов", при условии, что у них болит сердце за Церковь, мысли сходятся. А на предпоследней встрече (на выставке "Русь Православная") отец Даниил с неподдельным интересом интересовался у меня о том, как отец Пётр переносит гонения на него со стороны "православных" сталинистов. Да, у горящих, искренних людей мысли сходятся.