Случайно попался старый пост одного баптиста
vsekh,
pavel_begichev где он критикует Православное учение о иерархии.
http://vsekh.livejournal.com/5284.html Баптист: Так он пишет: "Тогда еще мне показалось, что это нарушает фундаментальное протестантское убеждение о всеобщем священстве верующих, так как вновь, по ветхозаветному образцу обязывает нас иметь посредников между нами и Богом, тогда как такой Посредник в Новом Завете один - Иисус Христос (1Тим.2:5). Я и до сих пор считаю, что хотя у каждого члена Церкви есть свое уникальное дарование, все же наш статус перед Богом абсолютно одинаков и нет нужды ждать рукоположенного служителя, чтобы совершить, к примеру, преломление хлеба. У нас различные функции в домостроительстве Божьем, но одинаковый статус перед Богом".
Конечно только Христос назван единым посредником между Богом и человеком. Но важно понимать в чем посредничество Христа. Посредничество Христа - это не молитва к Отцу. Свт. Кирилл Александрийский(V в) пишет : «Слово как прежде явления было Богом, так и сделавшись человеком и став Посредником в естестве человеческом опять-таки есть едино. Поэтому он (Апостол Павел.) назвал Его Посредником Бога и людей, как ЕдиногоСущего из обеих сущностей; ибо посредствующее между какими-нибудь двумя (предметами), конечно, имеет в себе (их свойства). Таким образом, Он есть Посредник Бога вследствие принадлежности той же самой сущности Отцу; Он есть Посредник и людей вследствие совершенного приобщения человеческой природы, кроме греха». Таким образом, Только во Христе соединились неслитно человеческая и Божественная природы. Когда мы вкушаем Его Тело и Кровь в Евхаристии (Ин. 6:53), то соединяемся Его Человеческой и Божественной природ. и в этом смысле, действительно больше нет иного посредника.
Но только ли Христос является ходатаем? Нет, о Св. Духе также сказано, что Он ходатайствует: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Послание к Римлянам 8:26)". Апостол Иаков призывает нас, чтоб мы обращались к молитвенному ходатайству других христиан,а особенно праведных: "молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного". (Послание Иакова 5:16)"
Баптсит: "Дело в том, что Новый Завет вообще не делает разницы между служением епископа и пресвитера. Это слова-синонимы. «Епископ» - блюститель, надзиратель. «Пресвитер» - старейшина. Эти слова в Новом Завете часто взаимозаменяемы. (И с этим согласны некоторые из православных исследователей)."
Если брать такой подход, тогда мы смело можем сказать, что Библия не делает различия между мужчиной и человеком, а женщина де не человек. Но ведь Вы согласитесь, что это не так. И мужчина человек и женщина человек. То же самое и в истории священной иерархии. Слово Пресвитер можно перевести как старейшина(а старейшиной может быть и апостол и епископ и священник). В то же время, под именем пресвитера подразумевается сан, который также был учрежден апостолами. Таким образом, пресвитер - это омоним, который может означать как возраст, так и сан. Кстати, возвращаясь к ап. Тимофею, которого, как Вы говорите рукоположили пресвитеры (1Тим.4:14). исходя из вашей логики нет никакой разницы между апостолом и пресвитером(а следовательно и епископом) ведь пресвитером называет ап. Павел сам себя: "в тебе через мое рукоположение…
(2Тимофею 1:6)"
Баптист: "Например, в Деяниях, в 20 главе Павел «послав в Ефес, … призвал пресвитеров церкви» (Деян.20:17), и тут же в 28 стихе называет ту же группу руководителей епископами: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по-гречески «епископус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». (Деян.20:28)."
Спустя несколько десятков лет после смерти апостолов св. Ириней Лионский пишет: "[Adv. haer. Ill, 14, 2: in Mileto enim convocatis episcopis et presbyteris, qui erant ab Epheso et a reliquis proximis civitatibus. "Ибо когда епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете...". Тут он говорит о сане епископском и пресвитерском. В то же время сам св. Ириней епископов, называет старейшинами: "перечни предстоятелей церквей он называет то преемством епископов, то преемством пресвитеров. Римские епископы до Виктора называются у него пресвитерами, Поликарп смирнский - тоже "блаженный пресвитер.
Баптист: "В послании к Титу Павел приказывает: «…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Тит.1:5-7)"
Тут опять же говорится что старейший и уважаемый человек (пресвитер) должен ставиться во епископа.
Баптист: "Об этом свидетельствует и Новый Завет: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…» (Фил.1:1) (Видно, что филиппийская церковь не знала трехступенчатой иерархии) . "
Это всего лишь значит, что филиппийская Церковь не нуждалась в пресвитерах т.к. была мала. ЕСли в городе не много приходов,а один. то зачем нужны пресвитеры? В таком случае с этой службой отлично справится епископ.
Баптист: "Однако уже ко второму веку в новозаветную терминологию были внесены существенные изменения. В основном благодаря Игнатию Антиохийскому. Он почему-то решил, что среди пресвитеров-епископов должен быть один главный. И вот его-то и следует называть епископом, а остальных пресвитерами."
Словосочетание "второй век" чисто психологически действует так, будто это уже не ПЕРВохристианская Церкоь. Но давайте учтем, последний апостол св. Иоанн Богослов также умер во втором веке. И именно учеником ап. Иоанна был сщмч. Игнатий. Неужели Вы думаете, что он что-то решил по-новому изобрести?
Ну допустим(что совсем невероятно), что у себя в Антиохии сщмч. Игнатий сам сделал такое разделение на пресвитеров и епископом. Но почемуто к Ефессянам сщмч. Игнатий пишет: "так что повинуетесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе." Вероятно епископство отдельное от пресвитерства не было чем то новым для ефессян и для сщмч. Игнатия.
Описывая иерархию магнезийцев, сщмч. Игнатий пишет: "Я удостоился видеть вас в лице богодостойного епископа вашего Дамаса, и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего, диакона Сотиона".
Таким образом, в Магнезии(а это уже в области Фессалоник) также такая трехступенчатая структура, которая не была чем-то новым ни для Игнатия ни для самих магнезийцев.
Просто перечислю города и обращение к тамошней иерархии:
г. Траллы
"Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа - надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься от нареканий, как от огня."
г. Филадельфия
"Игнатий Богоносец Церкви Бога Отца и Господа Иисуса Христа, находящейся в Филадельфии Азийской, помилованной и утвержденной в единомыслии Божием, нераздельно радующейся о страдании Господа нашего и воскресением Его удостоверенной во всякой милости. Приветствую ее кровью Иисуса Христа, которая есть вечная и непрестающая радость для верующих, особенно если они находятся в единении с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим."
г. Смирны
Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви.
Баптист: Неужели Христос, с точки зрения Игнатия, ниже апостолов? Никак! Поэтому не об иерархии говорит Игнатий, а о функциях: епископ начальствует (председательствет), пресвитеры учат (выполняют функцию собора), а диаконы служат, как Христос (и даже самому Игнатию явно более по нраву диаконское служение - сладчайшие мне).
К сожалению не совсем внимательно автор читал сщмч. Игнатия:
"Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно."
"Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. "
Интересно как, без мирян оказывается Церковь может быть, а без епископов и пресвитеров нет. И именно так понимала Церковь учение о священстве 2000 лет. И только в 16 веке стали учить по другому. Неужели Церковь, которой Христос дал Свой Дух и которой обещал, что наставит на всякую истину, потеряла Его? Неужели столп и утверждение истины перестал быть таковым? Неужели Церковь перестала быть послушна Господу во всем. Ещё даже не сформировался канон Нового Завета, а учение о трехступенчатой иерархии четко представлено в святоотеческой письменности. После сщмч. Игнатия пройдет ещё несколько столетий, сформируется канон Нового Завета, после пройдет ещё полтора десятка столетий и появятся баптисты, которые на основании канона Нового Завета будут утверждать, что никакой трехступенчатой иерархии не было.
В конце же хочется спросить: "Для чего ап. Павел рукополагал Тимофея"? Почему для сщмч. иринея так важно рукоположение от апостолов и почему оно так не важно для баптистов?