(no subject)

Aug 09, 2012 00:45

6. Понравилось, буду перечитывать -


 Дэниел Киз - "Цветы для Элджернона". 
Существует в двух вариантах - в форме рассказа и в форме романа. Некоторые детали в них не совпадают - например, возраст и профессия главного героя. Умственно отсталый уборщик хлебопекарни соглашается принять участие в научном эксперименте по улучшению интеллекта. Повествование  выстроено в форме дневниковых записей Чарли. Вначале они чудовищно безграмотны, а ход его мыслей соответствует уровню развития трёхлетнего ребёнка. Он соревнуется с подопытной мышью Элджерноном в прохождении лабиринтов, и Элджернон неизменно выигрывает. С тех пор цель жизни бедного Чарли - "стать таким же умным, как Элджернон". Эксперимент оказывается удачным. Через считанные дни он уже грамотно пишет и связно излагает мысли. Ещё через несколько недель становится способен к рефлексии. Потом - как-то исподволь усваивает иностранные языки и обсуждает с профессорами научные вопросы. Его увольняют с работы, мотивируя это тем, что такой умный парень сможет устроиться где угодно. Заканчивается всё тем, что он сам пишет научную статью о проведённом над ним эксперименте, и обнаруживает, что учёные допустили ошибку. Всё должно закончиться так же, как и началось. Теперь его цель - найти выход, предотвратить стремительный регресс, но он понимает, что сделать это уже не успеет. Перестаёт проходить лабиринты и очень скоро умирает Элджернон  - товарищ Чарли по эксперименту. Мозг мыши уменьшен, извилины сглажены, то же ждёт и его. Теряются его способности. Исчезают воспоминания. Окончание его дневника  симметрично началу - те же кошмарные ошибки, та же детская наивность и простота, но после того, как он испытал свой звёздный час в роли признанного интеллектуала, превращаться опять в растение - это жесточайшее испытание.  Допустимо ли было это вмешательство науки  в создание природы, в мозг человека? Не было бы для него лучше вообще никогда не знать этих людей, а уровень своего умственного развития повышать - не так экстремально, но естественно -  путём занятий в спецшколе? Какое влияние вообще имеет уровень образования на нравственную чистоту человека, и что из двух более ценно? Мисс Кинниан - бывшая учительница Чарли - на пике его интеллектуальных побед с сожалением замечала, что он стал другим, хуже, чем прежде... Ради сомнительного научного достижения оказалась загублена судьба человека. Жалко до слёз...

У. Голдинг - "Повелитель мух".
Да, это подростковая книга. Да, мы её проходили на третьем курсе на зарубежной литературе. Но и в детстве, и в институте она прошла как-то мимо меня, и месяц назад я читала её впервые. Да, ситуация, в которой оказались дети, совершенно неправдоподобна - почему самолёт разбился именно на необитаемом острове? Почему все дети выжили? Почему не выжил ни один взрослый? - но зато с самой жестокой правдоподобностью показано их поведение. Поначалу они ещё пытаются как-то организовать свою деятельность -  созывать собрания, устанавливать правила. Но правила оказываются бесполезными: помощи ждать неоткуда, и дети постепенно дичают. Борьба за власть, предательства, убийства...  И дело даже не в детях. Кто из нас может поручиться за то, что, оказавшись в сходных условиях, не потерял бы голову? Разумное поведение человека обусловлено тем, насколько строго он следует нормам социума. А в социальном вакууме ему ничего другого не остаётся, кроме как самому определять себе нормы.  Название книги "Повелитель мух" является буквальным переводом с древнееврейского имени языческого бога Бааль Зуув, которое, адаптировавшись в русском языке в форме "Вельзевул", стало синонимим Дьявола. Книга дважды экранизировалась, причём на премьеру первой экранизации не пригласили детей, сыгравших в фильме. Слишком жестокое зрелище.

С. Довлатов (разное). Почему я не читала этого раньше?! Довлатов - это личность незаурядная. Ему чужда и смешна советская идеология,  он не испытывает должного пиетета перед традиционными ценностями своего времени, и, называя вещи своими именами,  является головной болью редакторов всех газет, в которых работал, хотя они не могут не признавать его высочайшего профессионализма. Его наблюдательность и ироничность способны вскрывать парадоксальность, абсурдность окружающей его действительности, причём его высказывания настолько афористичны, что не просто запоминаются надолго, но и, как оказывается, пошли в народ. Для языка Довлатова  характерен  лаконизм, внимание к деталям,  индивидуальность каждого характера, раскрывающаяся в неповторимых диалогах. Его романы - это полуавтобиографические произведения, которые не претендуют на точность воспроизведения конкретных деталей, но которые дают в полной мере прочувствовать атмосферу того времени и той социальной среды, которыми были порождены.Из всех авторов, с которыми я познакомилась за последние полтора месяца, Довлатов, пожалуй, единственный, интерес к творчеству которого не иссякает и более того, уже почти побудил меня приобрести (или хотя бы найти в Интернете) его полное собрание сочинений. Он просто заставляет совершенно по-другому взглянуть на некоторые простые вещи, а иногда это бывает полезно.

Ж. П. Сартр - "Тошнота".
Даже если бы я не знала, что Сартр - экзистенциалист, я бы поняла это с первой же строчки. Каждая страница этого произведения буквально пропитана духом экзистенциализма, попытками проникнуть, кожей почувствовать суть вещей, явлений и ощущений. Красной нитью проходящее через весь роман ощущение героя - Антуана Рокантена - это Тошнота, вызванная осознанием абсурдности человеческого - и собственного! -  существования. Бессмысленно всё - и жинь, и смерть, и настоящее, и будущее... Даже самоубийство для него невозможно, потому что его смерть, его кровь тоже были бы излишни.

Наряду с Рокантеном, ещё два важных персонажа книги - это его сосед Самоучка и бывшая жена Анни. Самоучка - антагонист героя. Он ежедневно ходит в библиотеку и кропотливо, статья за статьёй, осваивает содержание многотомного энциклопедического словаря, записывая в специальную тетрадку основные тезисы и афоризмы. Он чрезвычайно гордится своими обширными познаниями, хотя им не дано  составить в его голове какую-либо стройную схему, а собственных мыслей у него нет и вовсе. Полагая себя гуманистом,  он призывает любить весь мир и каждого человека в отдельности, и никого не считать ни подонком, ни пошляком, ибо "кому под силу исчерпать человека?"

Что касатеся Анни, она - напротив, двойник Рокантена в женском обличье. Мысли о ней занимают его всё чаще с тех пор, как он заболел Тошнотой, а когда она присылает ему записку с предложением встречи, считает дни до неё. Но Анни, по сравнению с бывшим мужем, более зрелая женщина. Она относится к нему, как к платиновому метру в палате мер и весов в Париже, и ей важно, чтобы он не менялся, чтобы она могла оценить, насколько изменилась сама.  В прошлом она любила ловить "выигрышные ситуации" и создавать "совершенные мгновения", но больше не хочет ничего,  живёт "в мире своих усопших страстей", вещи предпочитает оценивать одномоментно. Оба чувствуют себя стариками...

Читать медленно, впитывая в себя по капле.

Фаулз Дж. Коллекционер.
Неоднозначное впечатление. За время прочтения менялось несколько раз. 
Сперва  просторечный язык рассказчика напоминает Холдена Колфилда -  не случайно и героиня настоятельно рекомендовала ему прочесть эту книгу, и я настроилась от всей души проникнуться произведением. Но, как оказывается в дальнейшем, двадцатипятилетний счетовод  намного отстаёт в своём эмоциональном развитии от шестнадцатилетнего подростка. Манера изложения у него сугубо  повествовательная, без ярких образов и без единого эпизода рефлексии. С первых строк романа, в которых герой, Фредерик Клегг, вспоминает о поразившей его воображение девушке Миранде, неискушённый читатель ждёт истории любви, возникшей наперекор предрассудкам между малообразованным коллекционером бабочек и студенткой факультета искусств. Но  когда он похищает её и увозит в специально купленный дом в пустынном районе, начинаешь понимать, что этого не случится, а когда отказывается отпустить, невзирая на многочисленные просьбы девушки - происходит окончательный разрыв шаблона. Особенность произведения в том, что оно предоставляет нам возможность оценить события сразу с двух точек зрения - маньяка и жертвы, дневник которой составляет вторую часть романа. Он внутренне давно умер, она - воплощение самой жизни. Она сразу понимает, что его чувство к ней - вовсе не любовь, на которую он в принципе не способен, а восхищение красотой редкого экземпляра коллекции. Он хорошо обращается с ней, покупает ей всё необходимое и даже позволяет гулять, но когда она серьёзно заболевает, он боится вызвать врача, чтобы  местонахождение девушки не раскрыли, и лечит её сам в меру своего  разумения. Она умирает.  Клегг не делает из этого никаких выводов, кроме того, что "слишком высокие цели себе ставил", и сообщает, что у него уже всё готово для приёма следующей гостьи...

Пока всё. Впечатлений и так слишком много.Начинала я читать и другое... "Портрет художника в юности" -  мне очень понравился с художественной точки зрения, но боюсь, что именно по этой причине, погрузившись в уютный, изящно сплетённый язык я многое упустила из фактического содержания. Чем-то напоминает мое любимое "Бремя страстей человеческих", хотя, конечно, намного серьёзнее и глубже. Уже морально готовлюсь читать Улисса.

А вообще, вопрос, нужно ли мне это всё, остаётся открытым))) Сделаю пока перерыв на недельку, чтобы определиться.
Вообще, когда так много читаешь, начинаешь уставать от предсказуемости поворотов сюжета и применяемых автором стилистических средств, типичности характеров или обстановки действия. Каким бы ни был гениальным автор, его всегда узнаешь среди десятков других. Но неизбежная любимая тема каждого - особенный человек, ведь без героя и романа бы не было. А все "особенные" похожи, как близнецы....

Засим раскланиваюсь. Возможно, месяца через полтора -
продолжение следует.

кладезь житейской мудрости, сгусток серого вещества

Previous post Next post
Up