Начало 4. Программа ближайших действий
Переходного общественного правительства Украины
Основной вопрос любой революции - вопрос о власти. Понятно, что после свержения олигархии проводить выборы на следующий день было бы самоубийством. Некоторые реформы должны быть проведены Переходным общественным правительством еще ДО свободных выборов. Иначе эти выборы тоже рискуют превратиться в фарс. Причем сначала должны быть проведены выборы в Учредительное Собрание, которое ТОЛЬКО примет новую Конституцию. Другой возможный вариант: жить по “кучмовской” Конституции 1996 года, которая не так уж и плоха.
Но в любом случае к выборам в качестве кандидатов не должен быть допущен никто из членов Партии регионов и примкнувшей к ней коалиции. ВСЕ эти люди несут непосредственную ЛИЧНУЮ ответственность за множественные нарушения Конституции и законов Украины в 2010-11 годах, прежде всего за незаконный захват и узурпацию власти.
Разумеется, недопущение к участию в выборах части граждан есть акт некрасивый. Однако в данном случае речь идет не о преследовании за убеждения, а о ликвидации последствий государственного переворота и о наказании организовавших его заговорщиков. Избиратели вполне смогут проголосовать за носителей любой идеологии, включая коммунистическую - только не за КПУ, а, например, за прогрессивных социалистов.
Вообще нельзя ни на миг забывать, что нынешнее правительство Украины сформировано НЕЗАКОННО, вопреки Конституции, так что создание правительства Азарова было ничем иным, как антиконституционным государственным переворотом, за который положено соответствующее уголовное наказание. Что ВСЕ нынешние законы приняты НЕЗАКОННО, путем “многостаночного” голосования в зале чужими депутатскими карточками, хотя в Конституции прямо прописано, что депутат голосует лично. Что суды, начиная от Конституционного, одобрившего создание прямо противоречащей Конституции “коалиции тушек”, также непосредственно участвуют в узурпации государственной власти. Таким образом, все три действующие сегодня в Украине ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная - есть организованные преступные группировки, совершившие незаконную узурпацию государственной власти в Украине, вопреки действующим в нашей стране Конституции и законам.
А это значит, что, исходя из особой общественной опасности преступных деяний этих лиц, устранение от власти этих преступников есть не только реализация гражданами Украины права на необходимую самооборону, но и их прямой гражданский долг.
Соотвественно, первым шагом Переходного общественного правительства Украины должно быть немедленное устранение от власти всех лиц, виновных в ее узурпации, включая членов Конституционного суда. Действующие чиновники, “силовики” и судьи должны будут немедленно принести присягу новому правительству. Правительство немедленно сформирует новую вертикаль исполнительной власти и обеспечит издание чрезвычайных указов и других нормативных документов, в том числе относительно проведения новых выборов. Степень законности органов местного самоуправления должна определяться исходя из конкретной ситуации на местах.
Разумеется, выборы должны быть проведены по возможности срочно. Но и до их проведения Переходное общественное правительство должно будет немедленно взять под государственный контроль всю энергетику страны и коммунальное хозяйство как основные жизнеобеспечивающие отрасли. Вообще обеспечение порядка в стране есть совершенно необходимое условие проведения свободных и честных выборов. Не исключено, что представители олигархии попытаются спровоцировать какие-либо сепаратистские выступления и резолюции контролируемых ими местных Советов, в том числе попытаются обратиться к России за прямой военной поддержкой. Все эти проблемы также должно разрешить Переходное правительство, установив четкий контроль над всей территорией страны.
Думаю, предыдущие абзацы показали, насколько непросто совершить антиолигархическую революцию даже “чисто технически”. Успех возможен только в случае поддержки программы действий Переходного общественного правительства большинством народа. А для этого уже в момент прихода к власти это правительство должно иметь программу содержательных реформ на период после выборов. Иначе оно этих выборов, собственно, и не выиграет. Общая суть этой программы должна очевидно состоять в обеспечении гарантий того, что новые правители Украины не станут “такими же”. А для этого нужно изменить сам характер власти в стране. Вот некоторые наиболее очевидные и назревшие реформы нового правительства:
1) Ликвидация паразитической олигархии как правящего класса. Для этого нужно провести жесткую люстрацию, то есть на минимум на 10 лет запретить занимать любые государственные должности и избираться на любых депутатов бывшим руководителям Партии регионов и возглавляемой ею "коалиции" (включая "тушек"), а также бывшим представителям номенклатуры (освобожденным партийным и комсомольским работникам).
2) Глубокая реформа правоохранительных органов. Функции прокуратуры должны быть сведены исключительно к поддержке государственного обвинения в суде. Вместо милиции должна быть создана местная полиция, при том местные руководители полиции (приставы) на уровне участка, населенного пункта, района, области должны избираться только прямым голосованием населения. И только местные громады должны определять количественный и кадровый состав полиции.
3) Реформа правосудия, то есть немедленное введение судов присяжных по любым уголовным делам, а также по желанию одной из сторон - по гражданским делам. Судьи должны избираться только после проведения открытых общественных слушаний по кандидатуре каждого судьи.
4) Решительная борьба против взяточничества. Для этого должны быть освобождены от ответственности те лица, которых принуждают к даче взятки. Зато соответствующие государственные службы должны быть уполномочены на провокацию взятки - по образцу цивилизованных стран мира.
5) Уничтожение паразитических монопольных посредников в любых экономических отношениях. В частности, полная национализация энергетики, включая нефтепереработку, угольную и нефтегазовую промышленность, национализация черной металлургии (за исключением Криворожстали). Создание на всех государственных предприятиях производственных советов с правом полного финансового контроля относительно деятельности дирекции и с правом объявлять обязательное недоверие директору.
6) Недопущение любых частных предприятий и частных посредников в коммунальном хозяйстве (за исключением вывоза мусора и ремонтных работ), пересмотр всех коммунальных тарифов и привлечение к уголовной ответственности руководителей коммунальной мафии. Всестороннее развитие самоуправления на уровне многоквартирного дома, улицы, микрорайона.
7) Ускоренное развитие науки и высшего образования, обеспечения надлежащего уровня их материально-технического обеспечения и продуктивных контактов украинских ученых с мировой наукой, государственная поддержка технологического перевооружения украинских предприятий.
8) Ускоренный полный переход Украины к системе производственных и других стандартов, действующей в странах Евросоюза, развитие международного консалтинга украинских предприятий. Заимствование в полном объеме готовой системы налогообложения какой-то из европейских стран (например, Польши, Болгарии, Турции или Грузии), где она себя хорошо зарекомендовала.
9) Полный отказ от пустых разговоров об интеграции Украины с НАТО или с Россией. Опыт последних лет наглядно убедил, что у нас нет и не может быть искренних союзников, кроме собственной ракетно-ядерного оружия и надежной противовоздушной обороны. Украина должна немедленно возобновить свой статус ядерной державы и провозгласить политику постоянного ядерного нейтралитета, укреплять авторитет и эффективность ООН. Мы должны не просто осознать - ощутить простой и ясный исторический факт: Украина сама по себе - великая страна.
10) Духовная целостность и соборность Украины. Поскольку именно украинский язык объединяет всю нацию и отличает нашу культуру от других, он должен и впредь быть единственным государственным языком в Украине. Однако любые попытки унижения русскоязычных граждан Украины, утверждения об их неполноценности, отождествление "настоящих украинцев" лишь с украиноязычными является прямым преступлением против Украины. Русскоязычные регионы Украины - такая же Украина, и имеют право на сохранение собственной идентичности. Сегодня любое вынесение на первый план национально-языковых вопросов является попыткой очередного раскола и одурачивания нашего народа.
11) Создание подлинно социального и правового государства, где действуют принципы общественной солидарности, где права любого человека надежно защищенными. Именно за такую государственность боролись наши предки - за страну с диктатурой Совести и Закона.
Возможно, кому-то данный набросок программы покажется недостаточно аргументированным. Или же в качестве первоочередных он предложил бы другие задачи. Вообще формирование развернутой программы действий правительства - задача не для одного человека. Но в любом случае реформы должны серьезно изменить отношения власти и собственности в стране. Народ должен вернуть эту страну себе.
5. Комитет общественного спасения
Что нужно сделать в Украине, чтобы жизнь здесь стала сносной - мы, будем считать, обсудили. Теперь поговорим о том, кто и как это сможет сделать.
Часто первым качеством, которое упоминают у неких идеальных политиков, называют профессионализм. Но в наших условиях речь явно не может идти о реально существующих профессиональных политиках и управленцах Украины - те в большинстве случаев лишь профессиональные воры и брехуны. Вообще лозунг “Вся власть профессионалам!” особенно любили выдвигать ребята из Партии регионов. Последствия реализации этого лозунга каждый может прочувствовать на себе.
Еще одна идея - передать власть неким беспартийным аполитичным профессионалам-”технарям”, которые раньше вообще не имели дела с политикой. В идее есть здравое зерно. Как минимум, широкое привлечение лучших в своей отрасли специалистов в качестве государственных экспертов по соответствующим проблемам - нормальная практика всех цивилизованных государств. Только вот вопрос: кто их будет привлекать? Откуда они возьмутся во власти, если и сейчас не занимаются политикой, и впредь не собираются этого делать?
Очевидно, что должен существовать некий социальный механизм, обеспечивающий привлечение во власть и особенно к разработке и принятию программных властных решений наилучших специалистов во всех отраслях. Но этот социальный механизм не может совпадать с совокупностью имеющихся высококлассных профессионалов, поскольку эти профессионалы на сегодня никак организационно не объединены и в подавляющем большинстве не занимаются политикой. А не занимаясь политикой, можно оказаться при власти только в том случае, если тебя пригласят во власть те, кто политикой уже занялся.
Итак, для вывода страны из кризиса с помощью специалистов-профессионалов необходимо, чтобы сначала к власти пришли люди, готовые этих профессионалов пригласить. Т. е. для новых правителей Украины главным качеством должен стать не профессионализм (да, кстати, нигде и не учат на министра или губернатора), а честность и добрая воля. Воля к проведению справедливых реформ с участием действительных профессионалов. “Не знаешь что делать - позови эксперта, а лучше сразу пятерых”.
Второе совершенно необходимое качество этих будущих правителей Украины - их способность эту власть захватить. Даже самый могучий стихийный протест народа необходимо организовать и возглавить. Даже самую прогнившую власть необходимо повалить. Даже самые свободные выборы необходимо выиграть (впрочем, проведение свободных выборов нынешней Украине никак не грозит). Иначе говоря, эти будущие правители Украины должны быть еще и организационно состоятельными (організаційно спроможними). Т. е. достаточно организованными и дисциплинированными, чтобы в условиях, например, массовых народных протестов создать единую систему альтернативных органов власти в Киеве и во всех регионах, способную взять под контроль армию и органы безопасности, обеспечить общественный порядок и экономическую стабильность и подавить в зародыше любые попытки сопротивления и сепаратистских мятежей со стороны Банды регионов.
Уникальная особенность Украины состоит в том, что такие ключевые органы государства, как армия и СБУ, включая даже их высших функционеров, получают лишь крохи от коррупционного “барского стола”, почти чужие на этом “празднике жизни”. Да и в милиции процветают далеко не все. Характерно, что “братки регионов” в самых грязных своих акциях (как, например, в парке Горького в Харькове) стараются задействовать не милицию, а обычных бандитов. Т. е. значительная часть силовых структур государства принимает очень слабое участие в составляющем самую суть государственной политики паразитическом “дерибане”. В этом - ключевое отличие Украины от соседней России, которой правят и которую “дерибанят” прежде всего “силовики”. И это дает нам надежду на мирный характер будущей революции.
В любом случае позиция украинских военных и офицеров госбезопасности будет исключительно важной. Можно представить себе вариант развития событий, когда инициатива смены власти будет исходить именно от части силовых структур. В украинских условиях это будет аналогом не Пиночета, а скорее португальской “революции гвоздик” 1974 г., когда коррумпированный диктаторский режим был свергнут Движением вооруженных сил, и именно военные обеспечили переход к демократическому, социальному и правовому государству. В любом случае в условиях совершенно необходимой децентрализации полиции именно армия и СБУ станут важнейшим фактором обеспечения государственного единства Украины.
В общем, сейчас становится исключительно актуальным лозунг “Армия и СБУ - с народом!”. Без перехода этих структур на сторону Переходного общественного правительства Украины успешная революция попросту невозможна.
Но с другой стороны, украинская армия абсолютно не готова править страной самостоятельно. В любом случае аппарат власти и программу ее действий должна формировать мощная гражданская политическая структура, опирающаяся на армию. Так что по большому счету не так уж и важно, от кого конкретно будет исходить инициатива смены власти. Чтобы революция совершилась успешно, еще до ее начала должна быть создана мощная структура гражданского общества, нацеленная на изменение самой сути власти в Украине, состоящая из людей с более высокими моральными качествами, чем у нынешних политиков, притом людей, обладающих очевидными организационными способностями.
Вопрос: откуда взять таких людей? Ответ: только из уже реально существующих структур гражданского общества. То есть доверять как лидерам можно не тем, что обещают всем счастье в будущем, а лишь тем, что уже имеет реальную "кредитную историю" и живет по принципу «думай глобально - действуй локально». В каждом регионе прекрасно известно, кто из общественных организаций и политических партий реально работает для людей или хотя бы для защиты интересов своих членов, а кто является лишь "видимым ничто". И именно из неравнодушных, организационно состоятельных, авторитетных лидеров реальных общественных организаций должен формироваться костяк руководящих кадров будущей народной власти в центре и на местах.
Причем начинать нужно именно с регионов. В каждой области должен быть создан Комитет общественного спасения (Комітет громадського порятунку), объединяющий вокруг общих программных принципов (наподобие изложенных выше) представителей наиболее серьезных и активных общественных организаций. Причем вовсе не нужно стремиться сразу «объединить всех», как это иногда делают. Тут «лучше меньше, да лучше», т. е. качество организаций важнее их количества. Организации остаются полностью самостоятельными в своей основной работе (ради которой они создавались), но координируют действия в рамках Комитета.
Комитет должен заняться четырьмя основными вопросами. Во-первых (и это самое важное!), это кадровый вопрос. Комитет должен заняться подбором будущих руководящих кадров областной администрации и местного самоуправления, составить «черные» (открытые) и «белые» (закрытые) списки действующих чиновников. Важнейшей задачей Комитета будет также привлечение к работе лучших специалистов из соответствующих отраслей, авторитетных как с профессиональной, так и с моральной точки зрения. Подбор будущих кандидатов в депутаты и в мэры - это тоже кадровая задача. Тут следует выйти на проведение чего-то наподобие американской процедуры «праймериз» - предварительных выборов, чтобы заранее согласовать между собой все личные амбиции.
Вторая задача Комитета - разработка проектов нормативных актов будущей власти, с привлечением экспертов. Глядишь, кто-то из экспертов и сам займется-таки политикой.
Третья задача Комитета - постоянный мониторинг социально-политической ситуации в своем регионе, прежде всего отслеживание возникающих социальных протестов, организационная помощь их участникам.
Четвертая (но не по значимости!) задача - ознакомление людей с программными принципами и работой Комитета.
Начинать организацию подобных комитетов целесообразно именно с регионов потому, что все неоднократные попытки провозгласить создание чего-то подобного в Киеве как сразу общеукраинского неизменно терпели неудачу. Просто в Киеве количество гетманов на погонный метр явно зашкаливает. Так что киевлянам также целесообразно было бы начать с создания именно общекиевского КОС (КГП), куда бы вошли наиболее значимые реально работающие на городском уровне общественные организации, и который сначала эффективно занялся бы собственно киевскими проблемами.
Затем все региональные КОС (КГП) из областей, Крыма, Киева и Севастополя должны будут направить представителей на общеукраинский съезд, который изберет грядущего «гетмана», центральную команду и окончательно утвердит общую программу Украинского Комитета общественного спасения. Квоты представителей на этот съезд должны быть все же разными, в зависимости от примерного организационного и политического «веса» каждого региона. А в регионах неплохо было бы создать подобные комитеты если не в каждом районе, то хотя бы в каждом «кусте» районов.
Итак, в региональный Комитет общественного спасения могут войти те местные общественные организации, которые разделяют общие программные принципы и которых ранее вошедшие в Комитет организации признают серьезными и достойными. Т. е. это могут быть вообще говоря любые общественные организации, хоть общество кролиководов. Это могут быть и местные организации политических партий, даже невзирая на политическую позицию их руководства.
Но здесь все же должно быть жесткое политическое ограничение. Все партии и «тушки», входящие в нынешнюю правящую коалицию, вступать в Комитет не имеют права. Вообще диалог с вменяемыми представителями коалиции возможен в основном на тему, что конец власти не означает конец жизни. Месть вообще не должна быть мотивом деятельности будущей народной власти. Явные уголовники будут «посажены». У «новых помещиков», построивших свои «хатынки» посреди парков и заповедников, эти «хатынки» будут конфискованы. Но в общем для основной части «регионалов» сохранится воозможность на равных условиях с прочими гражданами заниматься предпринимательством и владеть собственностью.
Также очевидно должен быть закрыт путь в Комитет представителям тягнибоковской «Свободы». И тут дело вовсе не в каких-то их программных «шероховатостях» или личных обидах. Совершенно очевидно, что «Свобода» - это просто филиал Партии регионов, финансируемый теми же людьми, которые финансируют и «регионалов», и имеющий задачей подавить создание любой реальной оппозиции. Так что невзирая на все визгливые призывы «свободовцев» к «единству» никаких дел с ними реальной революционной оппозиции вести нельзя. Если кто еще сомневается в необходимости столь жесткой позиции - очень быстро убедится на практике.
Гораздо сложнее и интереснее вопрос, что же делать с «официальной» оппозицией, т. е. с Тимошенко и «Батькивщиной». Под этим знаменем в свое время собрались очень разные люди: от бандюков, неотличимых от «регионалов» и до совершенно нормальных «наших» людей. Однако прежде всего это был созданный вокруг Вождя бизнес-проект, сразу нацеленный на захват всей полноты власти. Причем по большинству действительно ключевых вопросов позиции бютовцев и регионалов совпадали (см. выше текст об украинской энергетике). Но все-таки Тимошенко и ее друзья не были такими «беспредельщиками» как регионалы. А сейчас ее реально пытаются вообще «вывести из игры», а бизнес ее сторонников реально громят. Так что может быть, что теперь до них что-нибудь и дошло. По крайней мере, некий диалог с ними возможен.
Важнейший вопрос в таком будущем диалоге с Тимошенко и ее сторонниками: ребята, да оппозиция ли вы вообще?! Вот, например, фракция «Батькивщины» в Харьковском горсовете вообще повадилась голосовать в едином порыве с «регионалами» относительно выделения земли в Лесопарке. Нам они потом рассказывали, что, дескать, не знали, за что голосуют. Но тем более непонятно: если не знали, за что голосуете, какого беса вообще голосовали?! У регионалов - «дисциплина». Это значит, что если у них большинство в горсовете, то горсовет примет лишь то решение, какое ему укажет региональное начальство. Если оппозиции и имеет смысл появляться на сессии, то лишь для публичных выступлений с изложением своей точки зрения, запросов и протестов. Но уж никак не для солидарного с большинством голосования по какому угодно вопросу. Если депутаты не знают, за что голосуют, то это значит, что аппарата фракции фактически не существует. И кстати: а где ваш «теневой» горисполком? - Нету! В принципе!
Зато представители харьковской «Батькивщины» в едином строю явились на инаугурацию незаконно избранного при вопиющих нарушениях Геннадия Кернеса. Тем самым не просто признав его легитимным мэром, но и став его фактическими соучастниками. Вопрос: а чем они отличаются от прочих «тушек»?
И ведь точно так же ведут себя представители «Батькивщины» в Верховной Раде. Ну, попробовали они дважды устроить обструкцию. Ну, попытались они заблокировать трибуну, за что были избиты «братками» и позорно выброшены из зала. «День оппозиции» у них забрали. Максимум, что осталось им делать в сессионном зале - это выступать с протестами и альтернативными предложениями (если это и дальше будет транслироваться по радио). Да писать депутатские запросы. Для всего этого присутствовать в сессионном зале всей фракцией вообще не обязательно. Но ведь ходят. Как зайчики. Так же, как милой заинькой является к следователю Юлия Владимировна и честно отвечает на допросах по многу часов подряд. Хотя статью 63 Конституции еще никто не отменял, и отказ от дачи показаний есть право каждого гражданина - тем более такого, за которого проголосовала почти половина избирателей страны.
Ребята, да не фарс ли это? Тем более, что обвиняют Юлию Владимировну в несусветной ерунде, тщательно избегая любых намеков про газ, про уголь и прочие интересные вещи. Складывается впечатление, что у Юлии Владимировны с хозяином ее следователей слишком много общих тайн, которых договорились не касаться. Странная какая-то оппозиция.
Вывод: для того, чтобы начался содержательный диалог с «Батькивщиной», должна измениться сама «Батькивщина» вообще и Тимошенко лично. Юлия Владимировна должна признать свое соучастие в экономических преступлениях режима против собственного народа. Должна согласиться с изложенными выше программными принципами, изменяющими саму коррупционную сущность Украинского государства. Ее фракции в центре и на местах должны перейти к реальной жесткой оппозиции, не останавливаясь при необходимости перед тотальным бойкотом. Вот тогда и можно будет разговаривать о «единстве демократических сил», когда будет хоть маленькая уверенность в том, что «Батькивщина» Тимошенко есть действительно хоть сколько-нибудь демократическая сила.
Я долго ждал, что подобный текст напишет кто-либо из известных “раскрученных” деятелей. Честно говоря, мне страшно было его писать, потому что хорошо представляю себе степень риска. Но в конце концов, я являюсь по профессии историком и социальным философом (и вполне состоялся в этой профессии), имею достаточно обширный политический опыт и возглавляю достаточно сильную и известную в Украине общественную организацию. Я не боюсь брать на себя ответственность и привык отвечать за свои слова. Все вышеизложенное - всего лишь моя ЛИЧНАЯ точка зрения. И будет прекрасно, если она послужит отправным моментом для национальной дискуссии и если в ходе такой дискуссии будет выработана и принята за основу более мудрая и продуманная программа действий, чем эта.
Игорь Рассоха, кандидат философских наук, глава Зеленого фронта (Харьков)