Начну выкладывать информацию об интересных писателях, которые по тем или иным причинам ускользнули от внимания наших издателей. Имена многих и на родине-то не особенно известны, - однако важности их литературного вклада это не отменяет.
Роберт Эйкман (Aickman, Robert Fordyce)
(1914-1981)
Английский новеллист, завоевавший известность своими «странными», по его собственному выражению, рассказами, в которых магический реализм соединяется с гротеском и психологической готикой в духе Готорна и Генри Джеймса. Несмотря на сравнительно малый объем творчества (им написано всего сорок восемь рассказов), Эйкман считается одним из самых значительных авторов «сверхъестественных» историй в XX веке.
Родился в семье архитектора, внук писателя Ричарда Марша (1857-1915), автора популярного в свое время мистического романа «Жук». Работал театральным критиком, один из основателей Ассоциации внутренних каналов, борющейся за восстановление и сохранение системы внутренних каналов Англии.
При жизни опубликовал семь сборников короткой прозы (см. библиографию ниже); лауреат Всемирной премии фэнтези (1975) за рассказ «Страницы из дневника юной девушки». В отличие его своих более именитых предшественников Ле Фаню и Монтегю Родса Джеймса, стоявших у истоков жанра рассказа о привидениях, Эйкман почти никогда не пишет о «традиционной» нечисти. Вернее сказать, привидения и вампиры редко предстают в его вещах в своем традиционном образе. Нагнетание атмосферы страха, открытые финалы, недосказанность и с другой стороны - практическое отсутствие кровавых сцен и прямых описаний роднит многие его рассказы с классикой психологического хоррора - «Поворотом винта» Генри Джеймса. Эйкман словно бы не стремится внушить читателю ужас перед чудовищным или неизвестным - в его произведениях страшна самая обыкновенная жизнь. Поэтому творчество Эйкмана можно лишь с трудом отнести к жанру “ghost story”; чаще его произведения удостаиваются эпитетов “distinct”, “strange”, “enigmatic” благодаря своей необычности, непредсказуемости финала, сюжетной недоговоренности. “Master of the strange” - назвал его один критик.
На русский язык переводилась всего одна новелла Эйкмана в переводе Ирины Кастальской, «Мертвые идут!» (в сб. «Рассказы о привидениях», М., «Захаров», 2003).
Библиография Роберта Эйкмана:
Сборники рассказов:
We Are for the Dark: Six Ghost Stories, London: Jonathan Cape 1951
Dark Entries: Curious and Macabre Ghost Stories, London: Collins 1964
Powers of Darkness: Macabre Stories, London: Collins 1966
Sub Rosa: Strange Tales, London: Victor Gollancz Ltd 1968
Cold Hand in Mine: Eight Strange Stories, London: Victor Gollancz Ltd 1975
Tales of Love and Death, London: Victor Gollancz Ltd 1977
Intrusions: Strange Tales, London: Victor Gollancz Ltd 1980
Night Voices: Strange Stories, London: Victor Gollancz Ltd 1985
Романы:
The Late Breakfasters (a novel) (London: Victor Gollancz Ltd 1964)
The Model: A Novel of the Fantastic (New York: Arbor House 1987)
Автобиографические произведения:
The Attempted Rescue (London: Victor Gollancz Ltd 1966)
The River Runs Uphill: A Story of Success and Failure (Burton-on-Trent: Pearson 1986)
Переиздания:
Painted Devils: Strange Stories, New York: Charles Scribner's Sons 1979 (revised stories)
The Wine-Dark Sea, New York: Arbor House/William Morrow 1988
The Unsettled Dust, London: Mandarin 1990
The Collected Strange Stories, Carlton-in-Coverdale: Tartarus Press/Durtro Press 1999 (two volumes).
Особенно рекомендую двухтомник 1999 года, в котором представлена вся короткая проза Эйкмана.
Ссылки по теме:
Подробная библиография:
http://www.aickmandata.com/http://home.epix.net/~wallison/ra.html