На днях я осознал, что среди моих 5-6 постоянных читателей есть целых две больших поклонницы творчества «Мельницы». Согласитесь, два человека из 6 - это много. А я до сих пор не делал своего топа любимых песен этой замечательной группы. Непорядок! Исправляемся! (UPDATED ПОТОМУ ЧТО Я ДЕБИЛ)
Для начала хочу рассказать историю моего знакомства с группой «Мельница». Это был 2004-й год, я поехал на рок-фестиваль «Крылья». Приехал не на самое начало, и там как раз заканчивала играть девушка с нежнейшим вокалом. Пела она песню, которая у меня попала в топ (какая - напишу ниже). Мне очень понравилась песня, и я думал: вот когда доберусь до интернета, обязательно узнаю, что это за группа такая. О том, чтобы послушать или скачать песню я не думал, все же на дворе был 2004-й год, эпоха телефонного интернета и модемов. Но какова была моя радость, когда уже в сентябре на «Нашем радио» эта песня попала в ротацию и едва ли не с ходу заняла первое место в «Чартовой дюжине»! Ну а теперь, когда закончили ностальгировать, давайте же насладимся чарующей атмосферой творчества «Мельницы»!
11. Двери Тамерлана (Master of the Mill, 2004)
(Данная версия - с альбома "Зов крови". Версию с Master of the Mill можно услышать, например,
тут)
Последняя отсеянная для топа песня. Мне тут знающие люди подсказали, что одна из песен топа написана не Хелависой, так что пришлось немного пофиксить. В общем, 11-е место - красивая волшебная баллада с миньона "Master of the Mill".
10. Контрабанда («Ангелофрения», 2012)
Мне эта песня очень запала в душу своей необычностью. Звучание в ней совсем не «мельничное», да и текст весьма нетипичный для Хелависы. Красивая пиратская песня с танцевальным мотивом и шикарными духовыми. Если честно, в песне я даже больше слышу Василия К. Кстати, не в последний раз в этом топе.
9. Дороги («Ангелофрения», 2012)
Волшебные аллегории, красивые образы, зарисовка природы. И о чем это все? Конечно, о любви! Тихое спокойное интро и постепенное нарастание до мощной коды. И все это с аккордеоном. Ох, раззудись, плечо, размахнись, рука!
8. Оборотень («Дорога сна», 2002)
Ох, как же я люблю эту песню за ее невероятный напор! После ее прослушивания хочется взять двуручный меч и пойти кромсать врагов! А когда слушаю, почти никогда не могу сдержаться и не начать прихлопывать ладонями в такт.
7. Любовь во время зимы («Химера», 2016)
Если честно, последний альбом «Мельницы» меня как-то не очень впечатлил. Даже «Черный дрозд», где Хелависа поет с Борисом Гребенщиковым, мне не зашел (БГ вообще на отвяжись спел, что не может не расстраивать). Но вот «Любовь во время зимы» очень и очень впечатлила. Конечно, не так, как любимая песня «Аквариума» «Любовь во время войны», но тоже на ту же тему. И с невероятно крутейшим проигрышем на флейте. Наверное, самым крутым проигрышем на флейте в творчестве «Мельницы».
6. Прощай («Алхимия», 2015)
У этой песни очень клевое вступление, которое мне также напоминает Василия К. (а точнее - его песню «Игра в ящик»). И вот эта «василиекашная» атмосфера меня дико радует - ты как будто слушаешь песню в песне. Но самое крутое в «Прощай» даже не это, а дичайше гениальный припев с невероятно классным построением слов: «За краем вечности-беспечности-конечности пурги», «за краем ясных, и ненастных, и напрасных зимних дней» - вот это вот все.
5. Гори, Москва («Ангелофрения», 2012)
Один мой друг не очень любит творчество «Мельницы». Причем по весьма оригинальной причине. Ему не нравится, что российская группа играет ирландскую музыку. Мол, он чувствует в этом неискренность, позерство, мол, мы играем ирландский фолк, хотя сами с рязанскими мордами и нижегородским говором (кстати, к творчеству БГ у него почему-то таких же претензий нет). Но вот я послушал более-менее все творчество Натальи О’Шей… И пришел к выводу, что «Натальи» в нем едва ли не больше, чем «О’Шей». Русские народные мотивы встречаются у «Мельницы» очень и очень часто. И вот «Гори, Москва» - типичный пример. Если бы я не знал исполнителя, я бы вообще решил, что это поет Пелагея. Даже вокал больше на пелагейский похож, чем на хелависский. А когда такая «руссконародная» песня получает такую крутейшую хард-рок-обработку… Ну как тут не растаять?!
4. Ночная кобыла («Перевал», 2005)
Click to view
Вот оно, то самое выступление. Где-то там, на задворках толпы только что подошел я.
Думаю, те, кто внимательно следит за творчеством «Мельницы», сразу догадались, о какой песне я говорил во вступлении. Первый настоящий хит в творчестве группы ( «Дорога сна» вышла раньше, но выстрелила «Мельница» именно «Ночной кобылой»). Я в 2004 году даже не мог представить, что в России может быть кто-то, кто играет такую музыку с таким голосом. Обычно со временем «первая любовь» в творчестве группы потихоньку проходит. Я, например, «Город Золотой», с которого началась моя любовь к «Аквариуму», сейчас просто слушать не могу. Но «Ночная кобыла» - редкое исключение из правила. Я люблю ее так же сильно, как полюбил в далеком 2004 году.
3. Рапунцель («Дорога сна», 2002)
Дебютный альбом «Мельницы» «Дорога сна», по мнению многих поклонников, так и остался лучшим в ее творчестве. И отчасти я с ним согласен. Поздние альбомы стали звучать мощнее по звуку, разнообразнее по стилям, но все же в них не было такой милой теплоты и души, которая чувстовалась в альбоме 2002 года. И мне даже немного неловко, что из такого классного альбома в топ вошли только две песни. Но там было несколько композиций на стихи классиков, и я посчитал не вполне корректным включать их в рейтинг. «Рапунцель» - моя любимая из чисто хелависовых песен альбома. Причем я обожаю ее в любом звучании - и альбомном, и современном концертном, и с кассетных альбомов Хелависы, записанных под гитару. А еще я постоянно путаю названия песен «Рапунцель» и «Прялка». Но это к слову.
2. Травушка («Зов крови», 2006)
Вот! Вот она, самая что ни на есть русская народная Наташка Ошеина! В песне не хватает только «у-ух», коим любит злоупотреблять вышеупомянутая госпожа Пелагея Ханова. Ну что тут можно добавить. Классная фолк-композиция. Больше мне сказать нечего.
А в качестве бонуса сегодня - аж четыре композиции! Они мне все невероятно нравятся, но написаны они на стихи классиков, а потому я решил вынести их отдельно, вне топа. Ну потому что полдела за Хелавису было сделано гениальными поэтами прошлого.
А) Гимн деревьям/Дуб, терновник и ясень («Лунный день», 1996), на стихи Редьярда Киплинга
(Это версия 2009 года, послушать мой любимый вариант 1996-го можно, например,
вот тут)
Эта песня существует еще на древних сольниках Хелависы «Лунный день» и «Сольные записи». В 2009 году она была уже записана профессионально для сольника «Леопард в городе». Но мне по какой-то необъяснимой причине невероятно нравится именно самая первая запись, 1996 года. Какой-то ламповостью, теплотой. Кстати, я изначально поставил эту песню в основной топ на второе место. А потом прочитал, что автор стихов - Редьярд Киплинг - и был вынужден написать пару предложений про песню «Контрабанда».
Б) Маргарита («Леопард в городе», 2009), на стихи Николая Гумилева
А эта песня мне уже больше нравится в современной версии. Но все равно я ее больше люблю не за музыку, а за текст. Ну а текст - это заслуга Гумилева.
В) Горец («Дорога сна», 2002), на стихи Роберта Бернса
Наверное, это вообще моя самая любимая песня «Мельницы». Обожаю ее за драйв, западающий в душу мотив, ну и за клевую флейту!
Г) Баллада о борьбе («Ангелофрения», 2012), песня Владимира Высоцкого
Я когда ее впервые услышал, у меня аж мурашки побежали. Я в принципе обожаю эту песню, одна из моих любимых в творчестве Высоцкого. А тут еще ей аранжировку такую классную сделали. Я все четыре минуты сидел с открытым ртом, а после смог лишь выдавить из себя: «Охереть…»
1. Господин горных дорог («Перевал», 2005)
Знаете, в русской музыке не так много песен, которые хороши попросту во всем. И «Господин горных дорог» входит в такую категорию. Прекрасная балладная музыка, чудесные образы, которые можно приписать хоть Ирландии, хоть России, хоть любой другой стране, где есть хоть какие-то горы, длинные и сложно построенные строчки текста. Каждый раз, когда я ее слушаю, у меня ком к горлу подступает. Особенно после того, как я узнал, что песня эта для Хелависы очень личная и написана по мотивам реальной истории. Некоторые, кстати, даже ассоциируют эту композицию с Сергеем Бодровым, который погиб за три года до ее выхода.
Не знаю, какой смысл вкладывала сама Наталья, но для меня «Господин горных дорог» тоже очень личная песня. Хоть и воспринимаю я ее немного не так, как того задумывала Хелависа. И даже ассоциируется она у меня не с горами.
Когда я слушаю «Господина горных дорог», я думаю о своем без вести пропавшем в лесах Архангельской области дедушке. И всегда думаю: а может, он не погиб? Может, он просто ушел вместе с Господином Болотных Дорог?..
P.S. Маша, Настя, жду ваших комментариев в первую очередь! Какие песни «Мельницы» наиболее дороги лично вам? Но если ты, читающий это подписчик, не Маша и не Настя, то все равно не сдерживай себя! Напиши, что из творчества этой группы любишь лично ты?
P.P.S. Ну а если вы не очень любите творчество "Мельницы", то у меня есть топ-11 песен
советской эстрады,
"Воскресения",
"Кино",
"Ундервуда",
"Алисы",
"Пикника",
"Машины времени",
"ДДТ",
"ДФ" (только для друзей),
Василия К.,
"Аквариума",
матерных песен "Аквариума",
неизвестных песен "Аквариума",
каверов на "Аквариум",
каверов от "Аквариума"