Я как-то тут сто лет не появлялась, но поскольку я в месячной командировке и не могу ежедневно делиться жизненными наблюдениями с
shipilev, напишу сюда, очень уж волнующее у меня наблюдение.
Вкратце: я поступила этой осенью (вернее, формально всё ещё поступаю) в аспирантуру Университета Потсдама. Большую часть времени я буду находиться в России, но время от времени наезжать в Потсдам - поучиться и обсудить продвижение с руководителем. И вот я приехала на месяц поучиться и чувствовала себя в первые две недели крайне неуверенно - смогу ли я, достаточно ли умна для этого места и т.п. Прошло, и во многом благодаря тому, как преподаватели здесь относятся к учебному процессу. Для моих российских школьных рефлексов, которые не совсем выветрились даже в университете, это что-то потрясающее. Класс по моделированию когнитивных процессов: первое, с чего начинает преподаватель (и мой научный руководитель) - если у вас не получается, не нужно чувствовать себя humiliated, нужно разбить проблему на маленькие кусочки и пошагово её решать. Нет ничего плохого в том, что у вас не получается сразу, единственная разница между людьми, у которых не получается, и теми, у которых получается - то, что вторые просто не сдаются. Не сдавайтесь, я вот ещё хорошо помню, как не мог понять, каким образом включить компьютер, и ничего, и т.д. Очень духоподъёмно, особенно после того, как я долбаных 5 рабочих часов пыталась поставить лисп, а на него эту программу для моделирования конгитивных процессов, и чувствовала в равной степени себя идиоткой, а создателей программы и особенно авторов мануала - идиотами.
Учат здесь очень, очень подробно, и если видят озадаченные лица, просто возвращаются к тому, что прошли, и проходятся по этому еще раз, так, чтобы все поняли. И постоянно: "Есть ли у вас вопросы? Не бойтесь задавать вопросы. Не бывает такой вещи, как глупые вопросы. Всем ли всё понятно?". И задавать вопросы действительно не страшно, к ним относятся серьёзно, на них отвечают, и я ещё ни разу не видела типичной российской унизительной реакции на "глупый" вопрос.
При разборе домашнего задания присланные модели переназывают и разбирают строго анонимно. Я отношусь к этому со смешанными чувствами: нас в классе всего четверо, и первое домашнее задание двое не сделали, потому что просто тупо не смогли поставить долбаный лисп и долбаную программу, причем я знаю про свою соседку, что на задание сделала, и что ещё одна девочка пыталась, но не смогла. И вот когда анонимно разбирают домашнюю работу единственного человека, который смог её сделать - ну, с одной стороны, хорошо, а с другой - в маленьком классе это немного фарс. Следующее домашнее задание - кажется, один человек не смог его сделать, и после анонимного разбора возможных правильных вариантов начинается анонимный разбор неправильного варианта. И я понимаю, что слева от меня сидит мальчик-гентушник, справа - активная девушка, которая справилась еще с первым домашним заданием, и оба постоянно живо комментируют происходящее и задают вопросы, а вот девушка за мной всё время молчит и не справилась с прошлым заданием. С одной стороны, анонимность здесь достаточно условная, но с другой, будь я на месте этой девушки, мне бы наверняка нравилось, что не называют на авторов хороших решений, ни авторов плохих. И мне больше нравится, чем не нравится, что не называют авторов хороших решений - школьное "Вот Х молодец, всем бы вам так" убивает отношения между всеми и Х-ом. Недостаток - только то, что когда твое решение анонимно, тебе неудобно его обсуждать - ты-то в нём эксперт, и если начнешь говорить, станет понятно, что оно - твое, т.е. его должны обсуждать другие. Но вот тот факт, что девушка, которая не понимает, может послать преподавателю неработающее решение, присутствовать на его анонимном разборе и чувствовать себя достаточно ок, чтобы не бросить курс совсем - это полностью заслуга преподавателя, учебной обстановки в целом и мужества этой девушки. Мне было бы очень тяжело, супертяжело послать неработающее решение, я бы вообще никакого посылать не стала, сделала вид, что ничего и не пыталась делать, и если бы потом не разобралась сама, то бросила бы курс. И это - полный отстой, а вот то, что здесь можно не понимать, и это не страшно, не стигма, главное, чтобы ты прикладывал усилия и хотел понять, и все тебе помогут - огромная заслуга местного стиля преподавания.
Или вот висят на доске объявлений оценки за экзамен - не по фамилиям, а по номерам учебных билетов, т.е. полностью анонимно.
Или вот моя русская знакомая, которая ходит на начальный курс по статистике, а курс ведет маститый профессор. Он объясняет всё очень-очень подробно, а потом отворачивается и просит: поднимите сейчас руки те, для кого эти объяснения были излишни; так, а сейачас те, кому они были нужны, и кому они помогли понять материал. А потом поворачивается обратно и спрашивает: ну что, какое соотношение? Т.е. я даже сразу не поняла, но он отворачивался, потому что не хотел смущать тех, кому было на самом деле непонятно, и хотел, чтобы они спокойно подняли руки.
И да будет проклята и да горит в аду (что, впрочем, примерно и происходит) российская система образования, из-за которой всё это меня поражает.