В прошлой заметке я пообещал предложить читателю духовное толкование американского сериала
"Черные паруса". Сразу замечу, что сериал этот - пожалуй, лучшее, на мой вкус, произведение искусства, созданное в США. По крайней мере, из тех, что мне довелось читать, слышать и видеть. Американцы нашли себя. Все, что до сих пор делали в этой стране, вторично. Писатели они слабенькие (за редким исключением), музыка у них не первого сорта, фильмы вот вроде ничего, попадаются и очень хорошие ("
Зеленая миля"), но на "серьезный вклад в сокровищницу мировой культуры" как-то не тянет. А вот сериалы делать они научились!
Оказалось, что сериал - это их стихия. Что у них действительно есть - так это большой жизненный опыт. И именно опыт политической борьбы. Люди два с лишним века противостоят Британии, и успешно противостоят. (Нас не хватило даже на один век Большой Игры, с треском продулись.) Они знают переменчивость фортуны, они много раз видели, как до неузнаваемости меняется жизнь со временем.
Это и есть метатема любого сериала - как жизнь, характеры, человеческие отношения изменяются с течением буквально до неузнаваемости. В литературе жанру сериала соответствует роман (а то и цикл романов). Обычный фильм, пусть и двухсерийный - это, в масштабах литературы, длинный рассказ, в лучшем случае повесть. Оказалось, что настоящий сериал - это роман. "Энциклопедия жизни".
"Черные паруса" посвящены главной теме американской истории: борьбе с Англией. Люди со вкусом повествуют о деле, в котором они собаку съели. Восставший против Короля пиратский остров Нью-Провиденс - это метафора самих Штатов, повесть об их собственном восстании. Всё - живое, реальное, ненадуманное, натуральное. В отличие от "Пиратов" в романе "Черные паруса" свободны от фантастики, от романтики, от мечтательности. Главный герой самый обычный человек. То есть, для героя американского фильма он просто фантастически обычен (
Хайзенберг номер два). Он не психопат, не супермен. Даже везения у него нет - всяко бывает, иногда везет, а иногда наоборот.
Невероятно, но этот человек - тот самый капитан Флинт, о котором стивенсоновские пираты, головорезы из
"Острова сокровищ" говорили с ужасом, чуть ли не крестились, поминая его имя.
Американцы сделали к истории Стивенсона совершенно неожиданную, потрясающую предысторию, после которой сама повесть Стивенсона кажется примитивной детской прибауткой. Они дерзнули вступить со Стивенсоном в спор - и победили в этом споре, разбили его наголову. Если теперь между историей "Чёрных парусов" и историей "Острова сокровищ" будет обнаружена какая-то неувязка, противоречие в показаниях, то безусловно выйдет "Стивенсон наврал". Да-да! Не американцы, а Стивенсон наврал, стараясь выставить благопристойных англичан в хорошем свете. Всё, друзья! Теперь "Черные паруса" - это канон, а "Остров сокровищ" - всего лишь более-менее удачное продолжение "Черных парусов".
На самом деле Флинт был английским офицером, который смертельно обиделся на Англию и сделался её заклятым врагом. Да, тот самый Флинт, которого Стивенсон старался представить монстром, окончательно потерявшим человеческий облик от выпитой крови и рома - интеллигентный человек, философ даже, ни капельки не отморозок, ясно понимающий весь ужас каждого своего преступления, но сознательно идущий на любое злодеяние, необходимое ради достижения поставленной им цели.
Вначале непонятно, почему люди, собственно говоря, боятся Флинта? Создатели сериала показывают это не торопясь, со вкусом, не подгоняя зрителя дешевыми эффектами. Но мало-помалу начинаешь понимать, что в нём такого ужасного, в этом Флинте. Шаг за шагом погружаешься в глубину этой души и открываешь, какой жуткий мрак на самом деле скрывается в случае Флинта за привычным оборотом способен на всё. Нет, не думайте! Никаких особенно гадких злодеяний Флинт не совершает. Он не маньяк, повторюсь, не отморозок, он интеллектуал. Он просто умеет находить такие выходы из безвыходных положений, которые просто не придут в голову нормальному человеку, потому что зачем? И имеет ли смысл приносить такие жертвы ради такой цели? Готовность приносить невероятные жертвы странным образом роднит Флинта с Шерлоком Холмсом.
Шерлок, методически отбрасывая все невозможные варианты, оставляет один-единственный, каким бы невероятным он ни казался. Точно так же поступает и Флинт, только Шерлок таким образом раскрывает преступления, восстанавливая картину прошлого. А Флинт таким же образом создает картину будущего, планируя новое необходимое для его целей преступление. Мне даже показалось, что "Черные паруса" - это американская ответная реплика на британского "Шерлока". Масштабная, сильная и убедительная реплика, так что теперь за ними, за кузенами, остается пока последнее слово.
Но я увлекся описанием фильма, а между тем, моя задача была - дать духовное толкование на этот фильм. В рекламе он не нуждается.
Итак, о чем эта история, если посмотреть на неё глазами сумасшедшего толкователя? Это история вовсе не о Флинте, а о роковой женщине, которая сделала английского морского офицера Джеймса МакГроу пиратом Джеймсом Флинтом, о духовной матери Флинта. О Луизе Барнс, она же леди Миранда Барлоу (Гамильтон). Это не простая женщина, но носитель духа. Того самого
духа Власти, который и делает Флинта Флинтом. От неё Флинт принимает духа. И не сразу принимает, но в несколько этапов.
У Миранды есть муж, и для того чтобы стать носителем духа, Флинт должен совершить несколько смертных грехов. Сначала он становится любовником Миранды. Потом вступает в противоестественную связь с её мужем. Потом (бессознательно) убивает её мужа, притом взваливая всю вину за случившееся на Англию. Становится мужем Миранды и пиратом. Затем (бессознательно) убивает саму Миранду. Попутно дух заставляет Флинта убить двух преданных ему друзей и вассалов, "ничего личного, производственная необходимость". И наконец только принеся все эти кровавые и страшные жертвы Флинт наконец принимает духа во всей полноте, становится тем ужасным Флинтом, имени которого боятся все головорезы Карибского моря. Все, кроме одного - Сильвера.
Не Флинт, а именно Сильвер является главным героем сериала. Это вовсе не пират, это просто пассажир английского торгового судна, который смог остаться в живых, когда "Морж" капитана Флинта взял это судно на абордаж. Смог остаться в живых ценой преступления, которое потянуло за собой цепочку других преступлений, пока наконец Джон Сильвер не сделался пиратом, который спустя годы по праву скажет: "Одни боялись Пью, другие - Флинта. А меня боялся сам Флинт". Рассказывать о том, как и почему могло получиться, что страшный Джеймс Флинт мало-помалу начал бояться безобидного Джона Сильвера - занятие неблагодарное. Американцам, чтобы изъяснить это, пришлось снять целый сериал. Повторю лишь справедливое замечание Галковского: самое главное и самое страшное жало человека - это интеллект. Но это внешняя канва сюжета.
Если же заглянуть на
обратную сторону Луны (метафора духовного толкования), то суть дела совсем в другом. Дело в том, что Джон Сильвер - наследник Джеймса Флинта, точнее, его духа. Избранник духа, которому предстоит стать королем пиратов, носителем этого духа после закономерной гибели предшественника. Ибо, как Вы уже поняли, этот дух переходит от одного человека к другому, убивая предшественника, чтобы расчистить место наследнику.
Об этом и история.
Ну, и в заключение, поскольку я пишу сейчас
цикл по теории Власти, я с удовольствием рекомендую "Чёрные паруса" всякому, кто хочет хорошенько понять психологию Власти, ясно представить на конкретных примерах, какой смысл Щеглов и Хазин вкладывают в слова "вассал" и "сюзерен", наглядно увидеть, какую огромную роль играют вассалы в механизме Власти своего сюзерена (и наоборот).
Но - важное предупреждение - "Чёрные паруса" это (в отличие о "Острова сокровищ") совсем-совсем недетский фильм, никоим образом не предназначенный для просмотра в кругу семьи. Совсем непостный, совсем. "Скоромный" - это очень мягкое определение.