Власть и Управление: богословское введение в тему

Oct 16, 2016 06:50

Для чего Ты сначала даешь нам свободную волю, а потом требуешь послушания? Эти две половины Твоего замысла кажутся противоречащими друг другу. И пока мы не поймём, как они совмещаются, мы не будем точно знать, где проходит грань между тем, что можно, и тем, что нужно.

Ты даешь нам свободу, чтобы придать Твоему творению некоторую неопределенность. Если бы всё в мире полностью определялось Твоей волей, то не было бы никакого несовершенства, и это означало бы финал, завершение, совершенство творения - а значит, полное возвращение твари ко Творцу, в крайнем пределе - тождество Твари и творца. Потому мир Твой не может быть отдельным от Тебя, если он полностью определяется только Твоей волей. И потому некоторая неопределенность мироздания неотделима от него, если только оно не тождественно Тебе.

Но ведь неопределенность есть уже и в неживой природе. Ты устроил мир так, что его будущее не выводится из его прошлого, есть квантовая неопределенность. Для чего же нужны ещё и разумные, обладающие свободой твари, люди и духи? Дело в том, что квантовую неопределенность Ты сам и определяешь. Ты по Своей воле решаешь, какой из возможных вариантов будущего реализуется. И потому квантовая неопределенность - только для нас, и только мы является источником настоящей неопределенности.

Для чего же тогда Ты ограничиваешь нас, открывая нам Свою волю, и требуя согласовывать с нею нашу волю, наказывая страданиями непослушание, карая вечной мукой решительное уклонение с указанного Тобою пути? Казалось бы, если ты уже сотворил мир, отдельный от Тебя, то почему этому миру не упокоиться в своей неопределенности? Потому что Ты возвращаешь мир к Себе, и беспредельном пределе и конце бесконечного движения отдельный от Тебя мир стремится к Тебе Самому как Своему пределу и смыслу. Ты Творец и потому Хозяин мира, и по праву Владыки ведешь мир туда, куда угодно Твоей воле. Твоя же воля устремлена к Тебе, потому что она не меняется от того, существует ли мир или не существует - а если мира не существует, то ничего нет кроме Тебя и ни к чему кроме Тебя не может быть устремлена Твоя воля.

Благодарю Тебя за то, что мне недостойному Ты щедро открываешь ответы на мои вопросы, разрешаешь мои многочисленные недоумения.

Итак, Ты даешь нам свободу, чтобы мир мог быть отдельно от Тебя. И ты ставишь границы нашей свободы, чтобы мир мало-помалу возвращался к Тебе. И потому совершенство обожения в том, чтобы полностью знать Твою волю и во всем до мелочей следовать ей. А несовершенство обожения в том, чтобы творить Твою волю там, где Ты открыл её, однако поступать свободно там, где Ты скрыл Свою волю. Обожение может быть несовершенным, и там есть иерархия, которую образуют стремящиеся к Тебе. Венец Твоего творения, вершина пирамиды Твоей Власти.

На вершине иерархии - Ты Сам - человек. Ты человек, который в совершенстве знает волю Творца и всегда действует согласно ей, потому что Ты Сам и являешься Творцом. Потому Тебе несвойственно неведение Твоей воли, и беспредельное совершенство Твоего ведения является целью и объектом подражания стремящихся к Тебе. А те, кто уклонились с этого Пути, напротив, стремятся к тому, чтобы как можно меньше знать Твою волю, потому что чем меньше этого знания, тем меньше ответственности.

Каждому Ты хотя бы в какой-то мере открываешь Свою волю, тем самым приглашая его на Путь к вершине полного познания. Кто не желает идти к этой вершине, тот пренебрегает открытым. Кто пренебрегает открытым, тому Ты в дальнейшем приоткрываешь Свою волю всё меньше и меньше, и так он постепенно погружается во мрак неведения, удаляясь от Тебя, спускаясь всё ниже по ступеням пирамиды. И он рискует никогда не достигнуть вершины, даже если однажды раскается и захочет! "Многие восхотят и не возмогут" (Лук.13:24)

На вершине пирамиды обретаются те, о ком Ты знаешь, что они уже не станут идти вниз, что они непременно исполнят Твою волю в той мере, в какой она им открыта. Это люди обоженные. И различие между ними лишь в том, в какой мере и в чем именно каждому из них открыта Твоя воля.

Ниже вершины находится бесконечный спуск, по ступеням которого все ниже и ниже спускаются те, кто избрал пренебречь познанием Твоей воли и стремится не знать её, потому что чем меньше знания, тем меньше ответственности. "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут"(Луки 12:47)

Но по-прежнему непонятно мне, для чего Ты организуешь там на вершине священную иерархию? Почему не всегда Сам напрямую открываешь волю Свою, но предоставляешь, чтобы высшие в этой иерархии открывали Твою волю низшим? Казалось бы, там все обожены и все свободны от греха! Не потому ли, что высшие не просто открывают Твою волю низшим, но толкуют её, и таким образом на каждом этапе толкования невольно добавляется неопределенность, необходимая для того чтобы мир существовал отдельно от Тебя? Не слишком ли грубо такое объяснение? Ведь чтобы мир существовал, не нужно много неопределенности, достаточно чтобы она была. А здесь каждый сам определяет свою место. Чем точнее и полнее следует человек Твоей воле, тем точнее и полнее она открывается ему. Таким образом, низшие должны смириться с тем, что Твоя воля им открыта ровно настолько, насколько они могут последовать ей. Каждый получает согласно своему усердию. Если откроется слишком много, то возможно и падение.

А те, кто ниже вершины - те, кто отпали - какова их судьба? Они действуют своевольно, но это, конечно, нисколько не мешает Тебе творить Твою волю в той мере, в какой Ты считаешь это необходимым. Значит, наказанием для них является необходимость. Живущие на вершине Иерархии свободны от необходимости, они выше законов природы. А для тех, кто движется вниз, являются законы, которые с неодолимой необходимостью влекут отпавший от Тебя мир тем путём, который Ты определил для этого мира. Это и именуется грехом. "Мир во зле лежит"

И вот здесь я возвращаюсь к тому вопросу, с которого начал сегодня восхождение к далеким вершинам Твоей истины. В чем различие между Властью и Управлением? Власть - это царство свободы, а Управление - царство необходимости.

Те, кто наверху, те свободно следуют Твоей воле, потому что стремятся познать её. Их сладость - в этом познании. И в той мере, в какой Ты дал мне вкусить её, я свидетельствую, что она сладка как мед. Твоя воля блага и вожделенна, и она стоит того, чтобы следовать ей ради её же познания. В этом мир Твоей Власти: следовать Твоей воле, чтобы познавать её всё больше и больше. И познавать её, чтобы следовать ей. В этих коротких формулах - вся премудрость, все тайны познания земли и неба, тварного и Нетварного.

Те, кто внизу, по нужде с необходимость влекутся к исполнению Твоей воли. Насколько от них это зависит, они ею пренебрегают, потому что не желают знать её. И потому они следует ей в той мере, в какой они её не знают. Их царство - царство Бессознательного.

А как всё это соотносится с земной Властью? Земная Власть подражает Тебе, однако отличается от Твоей Власти. Принципиально отличается тем, что в Твоей иерархии всякий член имеет прямой и непосредственный контакт с Тобой Самим. И низшие слушаются высших только потому, что Ты открываешь им через них Свою волю, и свидетельствуешь о правильности, корректности этого открытия. Значит, по сути, Твоя Власть (в смысле теории Власти) ограничивается двумя этажами. Ты и я, Ты и каждый из нас. А все остальные этажи - это по сути этажи не Власти, а Управления. Но Управление, как сказано, есть царство необходимости. Откуда необходимость в царстве Свободы?

Мне кажется, от несовершенства познания. Неведение Твоей воли не обязательно является греховным, оно может быть и естественным. И как таковое, оно временно. Высшие открывают низшим то, чего сами они напрямую от Тебя постичь не готовы. Избыточное знание обжигает, потому что человек не может его понести и падает. Ты открываешь нам Свою волю в той мере, в какой мы готовы ей последовать, в какой мы хотим ей последовать. Ты - Огнь опаляющий. И высшие укрывают низших от нестерпимого пламени этого огня. Это догадка, и я прошу Тебя исправить меня, в чем я здесь неточен, в чем я прегрешил. Ты Автор этой книги, и Ты очень хороший автор, и потому возможно, что ты откроешь мне это не просто так, а именно через кого-то из высших, и именно чтобы не опалить. Это было бы хорошим сюжетным ходом. Но этого я не знаю и просто жду Твоего хода.
Previous post Next post
Up