Комментарий одного читателя вдруг заставил меня с огромным изумлением осознать, что далеко не все ещё прочитали Библию. Хотя казалось бы, это самая популярная и самая издаваемая в мире книга! Я тут варюсь в своем соку и забываю о реальных проблемах человеческих. Переваривая эту информацию, я постепенно пришел к мысли рассказать о необычном состоянии, которое пережил в Великую Субботу[Spoiler (click to open)](день накануне Пасхи, когда над Гробом Господним в Иерусалиме на глазах у всех происходят сверхъестественные явления) в храме, когда читал паремии (тематические тексты из Ветхого Завета). Всю Страстную Седьмицу мы с батюшкой отслужили практически вдвоем так что, конечно, всем было понятно, что накопилась усталость. Потому когда я вдруг стал задыхаться и голос у меня начал пропадать, все прихожане решили, что мой организм просто-напросто взбунтовался. Священник тут же вышел из алтаря и сменил меня в качестве чтеца.
Между тем, чувствовал я себя прекрасно, просто ум мой был внезапно пленён помышлениями и даже видениями, которые настолько захватили мои чувства, что я некоторое время не мог нормально дышать. Обычно о таких состояниях я предпочитаю никому не рассказывать - и потому, что это очень интимно, и потому, что боюсь дать повод бесу тщеславия и гордыни, который и без того ездит на мне с утра до вечера как ведьма на Хоме Бруте ("Вий" Гоголя). Но что-то подсказывает мне, что на сей раз следует сделать исключение и поделиться с читателем тем, что мне было сказано и даже показано. Недаром ведь эта позорная слабость приключилась со мной не в интимной обстановке тайной келейной молитвы, но на глазах у всех, подтвердив в общем мнении прихожан мой диагноз уже заметно теряющего силы гипертоника. У меня нет сомнения, что пережитое мною состояние было от Бога и мне было открыто нечто важное для меня лично. Но мой опыт писателя подсказывает, что по-настоящему важное для меня лично, даже когда оно кажется совершенно приватным, будучи выражено в словах, всегда оказывается важным и интересным и для многих других людей. Просто потому, что все мы глубоко взаимосвязаны и составляем по сути одно таинственное целое.
Иона жесток по отношению к ассирийцам, врагам Израиля. От бежит от Бога, когда Бог велит ему идти в Ниневию (столицу Ассирии) и проповедовать ниневитянам, что за их грехи город их будет разорен. Иона не хочет предупреждать ниневитян от грядущей катастрофе, потому что предвидит, что они покаются и Бог их помилует. А Иона не хочет, чтобы Бог их миловал - он желает наказания ассирийцам, потому что предвидит, будучи пророком, что Израиль будет захвачен ассирийцами. План Ионы прост: вместо того чтобы исполнить слово Бога, он садится на корабль и стремится уплыть подальше, не желая участвовать в деле, которое считает тяжким для своего народа. Но Бог не дает кораблю уйти. Подымается ужасная, необыкновенная буря, которая заставляет всех на корабле предположить, что происходит нечто сверхъестественное. Один Иона игнорирует происходящее и, забравшись в трюм, преспокойно спит. Люди в страхе молятся каждый своему богу и бросают жребий, чтобы понять, из-за кого случилась эта напасть. Жребий падает на Иону. Иона признается, что он служитель и пророк Творца всего сущего, и что бежит от Бога, и открывает корабельщикам волю Бога: они должны выбросить его, Иону, в море. Корабельщики в шоке и изо всех сил пытаются избежать этого, но продолжающая усиливаться буря приводит их в отчаяние - и они бросают Иону за борт, прося прощения у Бога и жалобно оправдываясь перед Богом, что Он Сам вынудил их это сделать. Бог чудесным образом спасает Иону и все-таки оправляет его в Ниневию. Иона делает то, что велено. Ниневитяне, до которых дошла информация обо всем случившемся, приходят в страх от его проповеди и раскаиваются. Они накладывают на себя суровый пост, они ничего не едят и не пьют, и даже скотину свою не кормят, надеясь умилостивить Бога. И Бог действительно милует Ниневию, как того и боялся Иона. Иона же с горечью садится в пустыне напротив города и упорно ждет, чтобы исполнилось его пророчество. И Бог посылает ему утешительное знамение: внезапно возле Ионы вырастает из земли растение, которое скрывает его в тени от палящего солнца. А потом растение вдруг засыхает и поднимается обжигающий ветер, так что Иона приходит в отчаяние и просит себе у Бога смерти. Тогда говорит Господь: ты жалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и вскоре пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором такое множество детей и скота?
Эта история всегда глубоко трогает меня. Я писатель и знаю, что такой сюжет невозможно выдумать. Вернее сказать, такой сюжет может выдумать только Бог, который выдумал этот мир и все сюжеты нашей жизни. Все младенцы с наслаждением слушают книгу пророка Иона как сказку, но это гораздо больше чем сказка. В этой истории как в капле воды заключено все Богословие и ответы на все вопросы. Назвать её гениальной язык не поворачивается так же, как не поворачивается язык назвать гением Иисуса Христа, неожиданные и предельно точные, исчерпывающие ответы которого на каверзные вопросы поражали вопрошавших и приводили их в изумленное молчание. Книга пророка Ионы - это Его текст, а определение "гений" слишком мелко и пошло для Бога. Древнегреческий "гений" означал то же, что "бог" или "демон" - но речь у греков шла об анимешных богах и демонах, пусть великих и даже непостижимых по обычным масштабам человеческим, но мелких и ничтожных по масштабам личности Господа.
[Кстати...]Важно понимать, кстати, что пророчество Ионы все-таки исполнилось, только "слишком поздно", уже после того как ассирийцы причинили Израилю все те беды, которые предвидел пророк Иона, и от которых он хотел избавить свой народ, убегая от Бога. И понимающие люди уже тогда не сомневались, что слово пророка не останется неисполненым. Плененный ассириянами пророк Товит советует своему сыну при первой же возможности эмигрировать: "Отправься в Мидию, сын мой, ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона; а в Мидии будет спокойнее до времени" (см. Товит 4:14)
Иисус Христос жалеет врагов Израиля и заставляет спасти их Иону, Своего пророка, искренне желающего их погибели. Заставляет против воли, что необычно и нехарактерно для отношений Бога с Его пророками. Обычно Он никого не принуждает насилием делать добро, так как имеет более чем достаточно возможностей чтобы сделать все, что Он захочет, не прибегая к чьей-либо помощи. Бог в нас не нуждается, и служить Ему - это честь, а не необходимость. Но вот в случае с Ионой была какая-то особая причина к принуждению. В этом неповторимая особенность данного сюжета, точных аналогов которому я припомнить не могу. Помнится, Моисей не хотел возвращаться в Египет, ссылаясь на то, что он недостаточно красноречив чтобы говорить с фараоном (см.). Сказано, что Господь за это прогневался на Моисея - но не стал принуждать и наказывать, а просто переложил часть пророческого служения Моисея на его брата Аарона. Господь сказал Моисею: - Смотри, Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Важно понимать логику происшедшего: далекие потомки Аарона (ариереи Анна и Каиафа) затем и предали Его, Господа, игемону Иудеи Понтию Пилату, и добились, чтобы Пилат осудил Его на распятие.
Все эти мысли и образы промелькнули в моем уме, и я внутренне размышлял о любви Бога к Его врагам - то есть, к людям, которые были причиной страданий Своего Творца и заставляют страдать тех, кто Ему служит. Великая Суббота - это день, когда Он лежал во Гробе, отдыхая после Своей страшной казни. В это время я начал читать паремию из книги Исход, как Бог утопил в море египетское войско, которое преследовало вышедших из Египта евреев.
Помню, я задался вопросом: для чего Церковь снова и снова заставляет нас вспоминать все это, что было так настолько давно, что уже давно и быльём поросло? И Бог мне ответил: потому что Он не перестает жалеть этих египтян, потому что Он погубил их только для того, чтобы прославить Имя Свое, укрепив Свой народ в вере. Немного было в истории случаев, когда Бог убивал бы кого-то Сам, Своим чудесным действием. Обычно когда Бог хочет наказать или даже убить кого-то, Он просто перестает помогать этому человеку, после чего естественное течение событий само собою приводит человека к гибели, так как сама логика жизни так устроена, что за грехом неизбежно следует смерть, а вначале страдания. Великий Марк Подвижник в одном из своих поучений специально оговаривает это: "Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, не знающие духовного закона." Немного было случаев, когда Бог наказывает людей именно "особенным назначением", и тем более сразу много людей, как это было с Содомом, жители которого пытались изнасиловать ангелов, как это было с ассирийским войском, осаждавшем Иерусалим через сто лет после пророчества Ионы, как это было с хананейскими народами, истребленными Израилем. И как это было с египтянами в заливе Красного моря.
Но мы не вспоминаем на службах так часто и так настойчиво ни Содом, ни хананеев, ни ассириян. Между тем, гибель Египетского войска вспоминается ежедневно, ей обязательно посвящен первый ирмос каждого канона. Почему это?
Мне кажется, потому что Бог любил Египет и особо промышлял об этом государстве, игравшем какую-то важную роль в Его планах. Когда сыновья Иакова-Израиля продали в Египет своего брата, пророка Иосифа, Бог наказал их и всю землю страшным неурожаем, который длился семь лет подряд. Но именно благодаря этому великому голоду возвысился Египет, став на какое-то время самым могущественным царством на земле. Благодаря этому голоду фараон, царь Египетский, сделался полновластным хозяином всего Египта. Проданный в Египет Иосиф, будучи пророком, предупредил фараона о грядущем голоде и научил тому, как использовать эту эксклюзивную информацию. (Фараон заранее накопил огромные запасы зерна и скупил во время голода всех, кто погибал от голода и искал способа выжить, себе в рабство.) И братья Иосифа, продавшие его за двадцать сребренников, остались живы благодаря Иосифу, которого фараон за его пророчество поставил управлять всем Египтом. Именно в Египте Иисус Христос дал первые знамения Своего пришествия, когда идолы богов падали в египетских храмах, когда Он ещё младенцем на руках Своей Матери входил в их города. Мне думается, именно Египет стал колыбелью всей современной цивилизации, а влияние и историческое значение этого государства (первого по сути государства) мы недооцениваем. "Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (см.).
Египетские жрецы совершали удивительные чудеса, что зафиксировано в Библии, в рассказе о том, как Моисей "соревновался" с ними перед глазами фараона, чтобы убедить его отпустить евреев добровольно, по слову Бога. Египетский фараон был крут невообразимо: его противостояние Богу я пересказывать не в силах; это надо просто прочитать. Египетские воины были необыкновенно смелыми людьми. Бог на их глазах явно и недвусмысленно помогал евреям, карая их врагов. Они нагнали евреев к вечеру и прижали их к морю, но всю ночь не могли приблизиться к ним из-за сверхъестественного вмешательства. И вот наутро дно моря обнажилось, так что вода стояла стеной справа и слева, и евреи вошли в "коридор". Какие же надо было иметь нервы и насколько верить в себя, чтобы войти вслед за евреями в расступившееся море?!
Но вот они вошли и двигались вперед. И Бог не просто потопил их, совсем нет. Пока они верили в себя, пока они шли вперед, Он уважал их веру. Но вот воззрел Господь на египтян - вправду ли египтяне настолько верят в себя? И вот тут они усомнились и дрогнули, и сказали себе: Побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них. Они не трепетали ни когда вода в реке Нил превратилась в кровь и воссмердела как кровь мертвеца. Ни когда саранча напала на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой. Ни когда Египет объяла сверхъестественная тьма, так что не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня. Они дрогнули лишь в ту ночь, когда в каждом доме в Египте умер первенец, а у евреев не умер никто - в честь чего евреи и празднуют свою Пасху, которая стала прообразом нашей Пасхи, Пасхи воскресения из мертвых. Они дрогнули лишь на мгновение, но снова обрели уверенность в себе и погнались вослед уходящих евреев. Потому что они знали, что Бог на стороне тех, кто верует, вера является корнем любой силы, и кто теряет веру, тот теряет всё.
Но когда Господь воззрел на них, они потеряли веру. Оказывается, невозможно сохранить веру в себя, когда на тебя смотрит Тот Самый Бог. И они побежали. И вот тогда - только тогда, когда они побежали! - их накрыла вода.
Это была намеренная, рассчитанная жестокость. Библия не оставляет сомнения в этом: И сказал Господь Моисею: Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь.
Мы маленькие, слабые существа. Но Бог порой дает нам силы противиться Ему. Дает именно для того, чтобы однажды просто посмотреть нам в глаза - и этот взгляд расставит все по своим местам, так что станет вдруг предельно ясно, кто чего стоит, и ни у кого не останется никаких сомнений.
И это не потому, что Он нас не любит. Он не жалеет ни Своих пророков, ни даже Самого Себя не пожалел, чтобы дать нам возможность вовремя сделать правильный выбор. Он послал Иону в Ниневию, Он послал Моисея в Египет. Он не пожалел мужественных и сильных Египтян для того, чтобы наглядно показать, что будет со всеми нами.
И даже после всего этого Он не сразу осудит тебя; Он вначале посмотрит на тебя, чтобы увидеть, сможешь ли ты выдержать этот взгляд. И ты не сможешь его выдержать, но сам себя осудишь на вечное мучение, как осудили себя египтяне, побежавшие от Бога навстречу своей смерти.