Венеция и Пиза

Oct 07, 2018 07:55

Мне не оставляет надежда однажды завершить цикл Краткое изложение истории христианского мира, начатый мною два года назад и до сих пор далекий от завершения по необъятности материала (даже в самом "кратком" его изложении). Христианский мир породил постхристианство, которому суждено было овладеть планетой земля как целым. Глобализация была начала католической империей Габсбургов (завоевание Америки), продолжена протестантами Голландии и Англии и завершается на наших глазах носителями светской культуры. Католичество, протестантизм и гуманистизм - новая религия самопоклонения Человека - это три больших ступени инволюции Православия. На каждой из них европейская культура сохраняет какие-то черты Христианства, шаг за шагом утрачивая его соль, по пророчеству Самого Христа: "Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою." Недаром было сказано Спасителем: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."

Христианство с веками мало-помало потеряло силу вследствие разделения внутри самого христианского мира. Такие разделения случались с самого начала; от Церкви то и дело откалывались новые и новые деноминации, но отколовшиеся не имели силы и терялись в веках и необъятных пространствах Земли. Роковым же для истории христианского мира стало отпадение от Православной Церкви католичества, которое не затерялось, не исчезло, но крепко встало на ноги и какое-то время доминировало в Европе, пока не было побеждено новым внутренним расколом в ту самую эпоху, когда попыталось овладеть всей Вселенной.

Потому-то Великая Схизма является ключевым, поворотным моментом истории Христианского мира. До этого момента Господь сводил на нет, делал ничтожными отколовшиеся от Вселенской Церкви деноминации. С этого же момента Он начал возвышать и прославлять их, дал им всесокрушающую политическую силу, перед которой не смогло устоять ничто в мире, так что и Православные царства в конечном итоге пали к ногам - но к ногам уже не католиков, а протестантов и гуманистов. И это очень интересное обстоятельство, требующее историософского осмысления.

Почему Западное христианство, отпав от Православия, не впало в ничтожество подобно арианам, несторианам, армянам и коптам, ещё в древности отделившимся от Вселенской Церкви, но само приобрело характер Вселенской Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать историю его отпадения, понять логику этой истории и её внутренний смысл. Без преувеличения, это главный вопрос и "командная высота", овладев которой можно обозреть историю не только Христианского мира, но и человечества в целом.

В данный момент я отвлекся от этой ключевой темы (как и от истории вообще), но я спокоен за неё, потому что эту золотую жилу разрабатывает arcessio. И разрабатывает очень продуктивно!

arcessio нашел роковую ошибку в моих рассуждениях по этой теме - ошибку, которая на два года затормозила изложение Краткой истории христианского мира. Дойдя до середины Средневековья, я друг ощутил какое-то препятствие, мешающее мне продвигаться вперед. А теперь ошибка осознана и исправлена исправлена заметкой arcessio
"Норманны, раскол церквей и крестовые походы. Кто стоял за всем этим?",
к которой я и отсылаю моего дорогого читателя.
Суть же моей ошибки была проста: оказывается, ВОВСЕ НЕ венецианцы были врагами православной Византии в ключевой момент Великой Схизмы. Более того! Венецианцы были главными союзниками Византии в её тяжкой борьбе против нового страшного врага. Врага, на сей раз появившегося не извне, не из Аравии или Персии, не с Великой Степи, но из Центральной Европы. Первым таким врагом был для Византии Карл Великий (около 800 года), попытавшийся создать новый политический центр внутри Европы и лишить Византию европейской гегемонии. Дело окончилось войной, в которой Ромеи отстояли свои позиции, и не случайно в этой войне именно Венеция оказалась главным форпостом Востока, сумевшим отразить натиск с Запада. Затем Византия предприняла дипломатические усилия, помножившие усилия Карла Великого на ноль. Но вот - посеянное им семя взошло спустя три столетия и дало плод в виде Великой Схизмы:


Эта знаменитая на весь мир Башня является неплохим символом Великой Схизмы.

А как же Четвертый Крестовый Поход (1204) - спросит внимательный читатель. Не Венеция ли нанесла Византии самый страшный, смертельный удар, захватив великий Царьград руками франкских крестоносцев? Оказывается, нет. Оказывается, захватывая Царьград, Венеция в известном смысле освобождала Византию, которую к этому времени уже завоевала Пиза. Завоевала изнутри, впервые в истории Европы обратив против хитрых ромеев их собственную хитрость. На протяжении долгих веков ромеи доминировали над полудикими европейскими народами, используя решающее интеллектуальное превосходство. Тайная дипломатия - вот что было главным оружием ромеев (а отнюдь не "греческий огонь"!), главным инструментом их гегемонии в Средние Века. И вот теперь этим оружием овладел их противник. Сначала Пиза, потом Венеция, потом Генуя, Милан, Флоренция... и "далее везде". Но началось по-видимому именно с Пизы.

И ещё одна важная деталь. Оказывается, и Генуя на первом этапе борьбы была вовсе не противницей Венеции, а её союзницей! И по-настоящему поссорились между собою венецианцы и генуэзцы лишь после того как Генуя отжала у Венеции захваченный во время Четвертого похода Царьград (1262). Но эта ссора стала возможной лишь после того как Венеция и Генуя совместными усилиями уделали Пизу, навсегда оставив её покосившуся башню назидательным зрелищем.

Итак, читайте статью "Норманны, раскол церквей и крестовые походы. Кто стоял за всем этим?". Насколько я понял, эта статья будет играть роль оглавления, и по мере написания более детальных текстов по этой теме, arcessio будет проставлять в ней ссылки на них.

См. также заметку Белые пятна истории: ПИЗА

историософия

Previous post Next post
Up