Один из универсальных законов бытия состоит в том, что никто не видит себя со стороны. Наше представление о себе всегда ошибочно и не соответствует реальности. То, какие мы на самом деле, всегда находится за рамками нашего сознания. И потому принадлежит Бессознательному. Наше Бессознательное всегда скрыто от нас самих и может быть видимо лишь другому.
Из этого правила есть лишь одно исключение: Бог Троица, Который является Другим Сам для Себя. Любой же тварный ум бессилен перед этой задачей, потому что не может стать другим, оставаясь при этом самим собой. Это относится даже к самым простым, бытовым вещам вроде разглядывания своей внешности: когда мы смотрим в зеркало, мы видим всего лишь себя-смотрящего-в-зеркало, а не себя-на-самом-деле. И когда ты видишь себя в видеозаписи, ты не видишь себя, смотрящего эту видеозапись.
Однако существует хитрый магический приём, позволяющий узнать, каковы же мы на самом деле, не вылезая из своей собственной шкуры и не превращаясь в другого. Этот приём очень прост и вместе с тем совершенно нетривиален: надо просто-напросто оглядеться вокруг, вспомнить свой прошлый опыт и осмыслить, какова же жизнь, жизнь в целом, насколько ты можешь её понять. Что это даёт? Это даёт тебе представление о твоём собственном уме. Ведь твоё представление о жизни это не сама жизнь, а всего лишь плод работы твоего ума, осознающего реальность в том или ином виде в зависимости от того, в каком состоянии он находится.
Когда у нас хорошее настроение, мир вокруг нас лучится радостью, он прекрасен. Но вот настроение испортилось - мир вокруг потемнел и стал мрачным. Изменилась ли Вселенная оттого, что у тебя в крови увеличилось или уменьшилось количество какого-то гормона? Нет, почти нет. Зато изменилось состояние твоего ума. Когда мир вокруг тебя светится - это значит, ты сам светел. Когда мир вокруг погружён во мрак - это значит, что ты сам погружён во мрак. Не правда ли, это очень простой способ увидеть себя со стороны?
И здесь кроется разгадка загадки, над которой ломают голову десятки поколений православных людей: почему святые считают себя грешниками в то время, когда они на самом-то деле святы?! А причина проста, см. выше: никто не видит себя со стороны, и из этого правила нет исключений, за исключением Бога Троицы. У святого человека Бессознательное свято, и со стороны те, кому дано, могут в той мере, в какой им дано, видеть, как он сияет Нетварным Светом. А что видит в это время он сам? Он видит Свет Божества, наводняющий Вселенную, и это Сияние так ослепительно, что мир вокруг тает и плавится от жара Божественного Огня. А самого себя? Себя он видит как самое тёмное и непросвещенное место в этой вселенной Света.
А иначе и быть не может. Глаз просвещает ум человека, но с точки зрения оптики собственно глаз это тёмное место, куда лучи света проникают извне только через зрачок, причем чем больше света, тем уже этот зрачок, а иначе ничего и не увидишь в невыносимом блеске. У святых бывают такие состояния, когда Свет затапливает их целиком, и тогда они теряют себя, теряют восприятие реальности и даже (по слову Максима Исповедника) "забывают Христа по плоти", целиком становясь вне пространства и времени, вне всего тварного, как будто сгорая в Пламени Троицы. И человек утрачивает все человеческие свойства, и становится "по благодати нетварным", соединяясь с предвечным Божественным логосом (замыслом) своего бытия. (Собственно, именно это состояние называется по-славянски "исступлением" не в переносном, а в самом прямом и первоначальном смысле.) Но вот что удивительно!
Хотя по нашим человеческим понятиям это состояние является высшим пределом вообразимого, вернее даже, оно за пределом всего, что может вообразить человек - однако же Сам Христос, Бог наш, ставши человеком, вовсю проявлял человеческие свойства, не испытывая никакого исступления. Как же так? А очень просто. Ведь для Него естественно быть Богом, Он всегда Им был, так чего же тут впадать в исступление. Поэтому с точки зрения запредельной и непостижимой для нас грешных логики оБожения, исступление вовсе не является высшим или финальным состоянием человека. Это всего лишь опыт, этап Богопознания, снова и снова проходя через который человек необратимо меняется, но всякий раз он снова возвращается оттуда, оказываясь чуть ближе к тому непостижимому состоянию, в котором постоянно пребывает Христос Бог, где Божественное и человеческое находятся в тихой гармонии..
Но даже когда человек находится в Божественном исступлении он не видит себя со стороны, а потому и не осознаёт своей святости. Скажу в третий раз: из этого правила нет исключений, за исключением Бога Троицы, который Сам для Себя является Другим, а потому естественным образом и видит Самого Себя как Он есть. Для нас это невозможно, а Ему это возможно, а потому и всё возможно.
Итак, единственный достижимый для нас способ видеть себя со стороны состоит в том, чтобы считать реальность, какой мы её воспринимаем, единственным неложным зеркалом самого себя. Погляди вокруг! это и есть ты-на-самом-деле. Если мир в твоих глазах мрачен и зол, это означает всего лишь, что сам ты мрачен и зол. Если мир светел и свят - это значит, что сам ты светел и свят, хотя и кажешься сам себя последним из грешников. Так это работает.
Потому-то настоящее покаяние состоит вовсе не в том, чтобы "самосовершенствоваться", "улучшаться", оставаясь внутри той же самой реальности. Подобное изменение - самообман и пища для гордыни. Если ты хочешь стать лучше на самом деле, без самообмана, то необходимо, чтобы реальность в твоём восприятии стала лучше. "Покаяние" на греческом языке означает "метанойя", то есть, изменение ума. Как заметить, что твой ум изменился? А вот если мир в твоих глазах изменился, это значит всего лишь, что твой ум изменился. И потому настоящее покаяние это не что иное как изменение мира. (См. также заметку
Магия Божественного Огня.)
На русском языке слово "покаяние" чаще имеет иной смысл, оно является синонимом "раскаяния". Но раскаяние без настоящего покаяния, само по себе - бесполезно. Иуда раскаялся, но не покаялся. А Богородица, напротив, достигла высочайших вершин в покаянии, хотя Ей не в чем было раскаиваться. Подмена этих понятий вовсе не безобидна. Есть немало людей, которые усердствуют в раскаянии, совершенно не занимаясь при этом настоящим покаянием. Конечно, если человек, раскаявшись, идёт на исповедь, это не бесполезно. Таинство исповеди исподволь готовит его к настоящему покаянию. Но полезно понимать, что настоящее раскаяние является всё-таки не причиной, а следствием покаяния.
Когда мир в твоих глазах изменился, ты начинаешь иначе оценивать поступки, совершенные тобою в прежнем состоянии. Ведь всякий поступок можно оценить лишь на том фоне, на котором он был совершен. Формально одно и то же действие (скажем, убийство) имеет совершенно разный смысл в зависимости от того, в каких обстоятельствах оно было совершено. Иное дело - на войне, и совсем иное - в семье. Вот почему людям нравится чернуха, вот почему нас ласкают ужасные новости и жестокость в кинофильмах. Эта негативная информация создает фон, на котором наши собственные грехи кажутся мелкими, а может быть даже, и вполне оправданными. Чем хуже мир вокруг, тем более оправданным становятся плохие поступки. А если реальность очень плоха, то эти поступки на её фоне и вовсе кажутся неплохими, а то даже и хорошими, положительными поступками!
И наоборот, чем лучше мир в твоих глазах, тем строже ты оцениваешь свои дела, слова и мысли. Адам совершил мелкий, незначительный проступок по понятиям нашего падшего мира - ну, нарушил свой пост, ну и что. (А Адаму было заповедано соблюдать пост, очень простой пост с одним-единственным правилом: не вкушать от некоего конкретного дерева.) Но этот проступок был соврешен в раю, и на фоне рая он и казался, и фактически был намного, намного хуже, чем кажется теперь нам, в чьих глазах реальность весьма и весьма далека от райского состояния.
Потому-то настоящее раскаяние является следствием покаяния, а не его причиной. Если есть покаяния, то обязательно будет и переосмысление прошлого, и искреннее раскаяние. А само по себе раскаяние (без исповеди и прощения грехов Самим Богом) к покаянию не приводит. Наоборот! Раскаяние может даже ухудшить состояние человека, если осознание тяжести греха приводит его к отчаянию, когда мир в его глазах становится совсем беспросветным и погружается в окончательный мрак. Так раскаялся Иуда - раскаялся без покаяния, и в итоге покончил с собой. Такое раскаяние это не только не покаяние, но напротив - антипокаяние, потому что (применим наше волшебное зеркало!) мир в глазах раскаивающегося таким образом человека становится хуже, а значит на самом-то деле он сам становится хуже.
После всего сказанного предлагаю дорогому читателю вернуться к началу этого цикла и новыми глазами перечитать исходную его заметку
Как изменить мир (наука и магия)-----------------
Рецензия на этот текст от моей знакомой схиигумении, цитирую:
Про покаяние и раскаяние - очень хорошо. А про Адама и пост - не совсем поняла. Хотя можно и так наверное назвать... я быть может скажу тривиальное - но "грех" Адама, то бишь "некий первородный" - это выраженное желание стать богом. Он и стал - получил способность (и дети его соответственно) творить свой собственный мир, утратив при этом способность ощущать мир подлинный. Стал "богом" - счастья просто не принесло.
Я вот, наблюдая многие религии, вижу в них одно-единственное "верни меня" ну или "помилуй" без разницы - попытку вернуться. Все хотят вернуться, все человечество, но не знают путей... надеясь на ритуал, пожалуй, не понимая даже его смысла. Я тоже с клироса, тоже пели "Господи помилуй", выбирая мелодию покрасивше - минор, мажор 😊 и на этом часто и заканчиваются для прихожан попытки возвращения - вот где печаль. Ну Вы это все знаете, думаю...
--------------------
См. также:
Мораль и религия: pro и contraТа же мысль, кратко:
Как устроен мир Продолжение:
Конец постмодерна (магия Рождества)