В этот светлый праздник святого Христова Рождества я хочу поделиться с дорогим читателем тем, что мне было открыто сегодня наутро, когда я восстанавливал свой ум после беспорядочных сновидений, которые заставили меня на какое-то время забыть Бога. Чтобы возобновить молитву, мне пришлось вопросить Бога о связи страха Божия и любви к Богу. И вот что мне показано.
Я уже и прежде знал, что правильная вера в Бог отличается тем, что рождает страх Божий, а правильный страх рождает воздержание от грехов, но до меня как-то не доходило, каким образом правильное воздержание рождает терпение и долготерпение. Когда-нибудь я пойду дальше, и мне откроется, каким образом правильное терпение приводит к бесстрастию, и как из бесстрастия рождается Любовь. Но пока хочу зафиксировать то, что уже понятно.
Вера в Бога совершенно не обязательно рождает страх Божий. Таким свойством обладает только правая вера, и по этому признаку сразу можно отличить, когда вера неправильная. Но и страх бывает разным! Неправильный страх рождается от неправильной веры. Неправильный страх Божий не обязательно рождает воздержание от греха: это касается лишь правильного страха. Неправильный страх заставляет человека бежать от Бога и уклоняться от молитвы, и это довольно распространенная причина того, что мы не молимся - я об этом писал недавно (
Почему мы не молимся). Но и воздержание от греха тоже может быть неправильным, вот что я вдруг понял сегодня утром. Неправильное воздержание рождает не терпение, а напротив, усталость и нетерпение, которое рано или поздно кончается новым грехом. Только правильное воздержание от греха приводит к терпению. И мне было открыто, в чём состоит это правильное воздержание.
Правильное воздержание рождается от правильного взгляда на вещи. При правильном взгляде на вещи человек видит их такими, что в них нет причины для греха. И тогда сам помысел греха становится моветоном, звучит в душе противным диссонансом. Только в этом случае, воздерживаясь от греха, можно прийти в конце концов к долготерпению, а не к новому греху.
Неправильное воздержание я практиковал много лет; оно основано на страхе наказания, когда человек видит в Боге лишь строгого Судью и Отмстителя всякому, нарушающему запрет. Опыт показывает, что такой страх не даёт прочного эффекта воздержания. Человек втайне предпочитает держаться подальше от такого страшного бога, бежит от молитвы и предпочитает беседовать с помыслами. Внешне он воздерживается от греха, а втайне уже грешит, потихоньку заигрывая с духами, исподволь мало-помалу подталкивающих его ко греху. Чтобы избежать греха на этом пути, человек должен так же бояться помыслов, как и реальных поступков. Однако внутри себя, в сердце своём, человек не может не быть искренним, и неправильный страх рано или поздно приносит свои неправильные плоды: новый грех.
(См. также
Как изменить мир)
Правильное же воздержание самым непосредственным образом связано с сегодняшним светлым Праздником! Именно это обстоятельство и побудило меня набросать этот текст. Бог стал человеком! Сегодня в вифлеемской пещере родился Человек, который сотворил небо и землю. И для того, чтобы передать связь между Днём Его рождения и правильным воздержанием от греха, я возьму десять заповедей Моисея и кратко покажу причины, по которым эти заповеди и были нам даны.
Суть же дела я изложу вкратце.
Всемогущество и всеведение Бога естественно рождает страх перед Ним, но это не совсем правильный страх, потому что он не позволяет нам воздерживаться от греха постоянно, и время от времени мы снова и снова впадаем в те же грехи. Только познав, что Бог наш является человеком, мы обретаем внутреннее согласие с Его волей, потому что это воля человеческая. Если бы Бог не был человеком, то Его заповеди были бы внутренне непонятны нам и непостижимы для нас. Мы бы воспринимали их как внешние правила, а их внутренние причины были бы скрыты от нашего разумения. А потому мы не могли бы их исполнить! ибо внутри своего сердца человек всегда остается искренним сам с собой.
А теперь по порядку, на конкретных примерах:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
Эта заповедь была понятна и ДО Рождества. Всё на свете совершается по воле Единого Бога, и потому бессмысленно служить иным богам: все они лишь инструменты Его промысла. Служить иному богу кроме Всевышнего это безумие для всякого, у кого есть возможность служить Всевышнему.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Здесь связь с Рождеством очевидна: пока Христос Бог не явился на свет, нечего было изображать. Никакой образ кроме образа Самого Христа не был адекватным образом Бога.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
У этой заповеди две стороны.
С одной стороны, Бог это Причина реальности, и потому Сам Он вне реальности. И потому имя Бога это слово, которое произносится и пишется здесь, в тварном мире, а обозначает Того, Кто вне этого мира. Таким образом, это Имя разрывает ткань реальности, пробивает брешь в мироздании, и эта брешь непременно будет заполнена Его действием. Кто бы и когда бы ни вспоминал Бога, это обязательно будет иметь последствия. Обязательно!
С другой стороны, Бог стал человеком, родился в этом мире, тем самым навеки связав тварный мир с Собою, став его Частью. И потому человеческое имя родившегося в Вифлееме Бога - Господь Иисус Христос - есть имя Бога. Родившись в тварном мире, Он создал не просто брешь, но никогда не закрытую Дверь, которой мы можем и должны воспользоваться, чтобы выйти за пределы своей природы.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Отдельный разговор. Когда Христос почивал во Гробе, началась Великая Суббота, которая продолжается по сей день и не прекратится никогда. С того времени земные дела потеряли смысл, и нам по сути нужно только одно: во всем и всегда действовать по воле Бога, предоставляя Ему заботиться о наших делах. И если нам что нужно, надо просить об этом Бога, и он устроит наши дела - быть может, и нашими собственными руками. Но это должно исходить от Него, а не от нас.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Отдельный разговор.
Не убивай.
Для понимания этой заповеди достаточно знать, что все мы воскреснем. Смерти нет, и потому убивать врага в каком-то смысле бесполезно, это лишь временное решение проблемы. Настанет день, когда он снова будет жив, и придется искать иное решение. Отсюда вытекает и предел применения этой заповеди. Если убийство правильно и обоснованно, то воскресение ничего не меняет. Если убил потому, что надо было убить - и на самом деле надо! - то у тебя есть, что сказать и чем оправдаться по воскресении.
Не прелюбодействуй.
Очень важная заповедь, которую подробно толкует уважаемый
ortopas. Суть дела в том, что только в браке человек может получить от Бога полноценное наслаждение сексом, и потому всякий, кто нарушает закон брака - лох. Если секс вне брака кажется человеку делом привлекательным, то у него испорчен вкус, а причина этого в том, что он ещё понял, настолько нежен и чувствителен Родившийся в Вифлееме 2020 лет назад.
Не кради.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Бог рано или поздно раскроет все тайны, и потому бесполезно действовать втайне - разве только в том случае, когда ты не боишься раскрытия этой тайны.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
То же самое, что и о "не укради".
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Когда нам открывается, что Бог наш действительно является Человеком, по-человечески мыслит и чувствует, по-человечески внимательно относится к жизни, тогда нам становится понятным, что Он не случайно устроил всё именно так, как устроил. И каждому человеку дано ровно то, что ему полезно иметь. Но это, конечно, не значит, будто потом ему не будет дано больше!
Поздравляю всех со светлым праздником святого Христова Рождества!