Настоящее предназначение христианского брака это не рождение детей, но познание Бога. Детей Бог даёт не всем, а к познанию Бога призваны все.
Брак это путь Богопознания через естественную страстность, как монашество это путь Богопознания через борьбу с естественной страстностью.
В отношении к греховным страстям они не различаются.
> "К познанию Бога призваны все", посему и брак этому делу по крайне мере параллелен. И как говорят святые, девство выше брака - понятно, что в этом именно деле выше.
Если брак лишь отвлекает от познания Бога, то он зло. Но учение, что брак зло, есть ересь. Потому мнение, будто брак отвлекает от Богопознания, есть ересь.
> Брак да, отвлекает. Именно так.
Это ересь.
> Это Апостол Павел :-) Цитата из 1 Кор.7 глава "Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены... А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу."
Нет, это неверная интерпретация слов Апостола.
> Это ПРЯМОЙ ТЕКСТ! :-)
Разве Апостол написал, будто брак отвлекает от Богопознания? Там сказано: если остался без жены.. Разве брак это когда остался без жены? Или брак это искать жены? Или христианский брак это стремление угодить мужу?
> "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу... а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу"
Апостол здесь говорит о неудачном браке, не достигшем или не достигающем своей цели. С каких пор служение ближнему стало препятствием в служении Богу?
> Там, по-моему, не сказано, что про какой-то особый брак. Речь о браке вообще.
Это ошибочное понимание.
> Угождение. А служение - только Богу. В Заповеди так и сказано: Ему одному служи. Апостол Павел сказал, я-то причём...
Ты неверно понял. Человекоугодие это грех в любом случае. И в браке, и не в браке.
> Свт. Василий Великий: "Женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею... Поэтому апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, противопоставил связанные с браком заботы попечениям о Боге. (Пространные аскетические правила)
Отцы утверждали превосходство девства, но не неудачного брака. Многие слова Отцов надо понимать, учитывая контекст. О браке Отцы чаще писали для монахов, увещевая их к продолжению взятого на себя подвига, и потому подчеркивали трудности брака и возможность поползновения, когда вместо служения Богу брак утрачивает свою истинную цель и уклоняется с пути. Но ведь то же самое можно сказать и о монашестве, которое тоже часто уклоняется в сторону от истинного пути. Парадокс современной ситуации в том, что сегодня подавляющее большинство грамотных людей - миряне, а не монахи. А в древности ситуация была обратной. И потому миряне сегодня чаще всего вынуждены читать наставления, изначально предназначенные для монахов. Неправильное понимание этих текстов не помогает, а напротив, запутывает людей, препятствуя их спасению. И потому в наши дни надо не утверждать это неправильное понимание, но напротив, рассеивать его правильным истолкованием.
По учению Максима Исповедника, зло есть ни что иное как уклонение от Цели, которая есть Бог. А значит, если брак по самой природе своей есть уклонение от Цели, то он есть зло. Но в действительности брак становится злом лишь в том случае, когда он уклоняется от своей Цели. А Цель эта одна и та же у всей твари.
> В приведённых мною словах Апостола ничего не сказано про "неудачны" и т.п. Там общий смысл, вполне ясно выражен и прямо - в браке муж и жена естественным образом стремятся угождать друг другу, а Богу - потом. Вообще, когда у людей любовь, они о Боге думают, мягко говоря, не в первую очередь. Цель брака - деторождение, произведение на свет новых христиан :-) Собственно, монашество имеет цель - служение Богу и спасение души в полном отрешении от мира, хотя монахи могут спускаться, уклоняться от этой цели. Брак - это есть союз двоих для рождения детей, но они могут подниматься выше естественного, восходить к Богу - как любой человек. Иными словами: в браке цель - естественная, ниже пояса, но человек может подниматься над ней - и для этого в браке есть масса удобных возможностей. В монашестве цель - сразу полагается в небе. Но монах может поддаваться искушениям и опускаться, а то и падать. Брак - естественная вещь, которая как и все прочие может служить Богу и возвышаться над естеством. Монашество - это сверхъестественная (кому дано), но она может сползать до естества. Вот как я могу охарактеризовать разницу.
В обсуждаемом тексте я говорю не просто о браке, но о христианском браке, который отличается от естественного брака именно тем, что имеет сверхъестественную Цель. На эту Цель я и указываю. Цель всего христианства одна и та же, и Она выше естества.
Относительно цели брака Иоанн Златоуст говорит о двух целях:
Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: блудодеяния ради (во избежания блуда) кийждо свою жену имать (1 Кор. 7,2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст.5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст.9).
Но затем выделяет одну цель как главную:
В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение - искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваются в непотребных убежищах, брак немало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности. (Свт. Иоанн Златоуст, Книга о девстве)
Итак, деторождение НЕ может быть главной целью ХРИСТИАНСКОГО брака именно потому, что Христианство появилось ПОСЛЕ пришествия в мир Спасителя.
> Без христианского брака ты можешь спасать свою душу? Что такого можно в браке, кроме секса, чего христианину нельзя или невозможно вне него?
Без христианского брака можно спасти свою душу в монашестве. Это два спасительных пути (брак и монашество) для христианина. Специфической чертой брака является во-первых секс, а во-вторых, рождение и воспитание детей. Эти две особенности тесно связаны между собой.
> По-моему, ты выводишь из слов Златоуста то, чего там нет. Нет никакого "Христианского брака". Есть обычный брак, который освящается в Церкви. Ну, как есть обычная вода, которую освящают вообще или в праздник Крещения.
Обычная вода, которая освящена, это святая вода. Обычный брак, который освящен в венчании, это христианский брак - но лишь до тех пор, пока супруги следуют сверхъестественной Цели, ради которой создано всё существующее. В обычном браке браке муж и жена естественным образом стремятся угождать друг другу, а Богу - потом. Вообще, когда у людей любовь, они о Боге думают, мягко говоря, не в первую очередь. В этом отличие обычного брака от христианского.
> Зачем о браке писать монахам? Монахам это лично не грозило, они тогда женатых вообще не исповедовали. Монахам в основном писали и говорили свв. отцы о блуде.
Именно по этой причине Отцы мало и прикровенно говорили о христианском браке. Они говорили преимущественно о том, что важно для монаха: о блуде и мимоходом о естественном браке с характерным для него его уклонением от Цели всего существующего.
> Святая вода - это то же H2O, только под действием Св. Духа.
Вот так и христианский брак. Это тот же брак, но в Духе.
Сексуальная страсть в браке это не грех. Наоборот, это необходимый элемент брака. Грех - это сексуальная страсть за пределами брака.
Это как бы взгляд с обеих сторон баррикады?
Я за разносторонность. Глядеть можно и нужно с разных сторон. Истина этого не боится, так как Ей нечего скрывать.
Страсти бывают греховные и естественные. Естественные страсти могут и должны быть обращены на служение Богу. Греховные страсти служить Богу не могут, они служат дьяволу. Первые надо использовать для Богопознания, а от вторых - очищаться. Это путь мирянина. Путь монаха - избавиться от всех страстей.
Воспользуюсь случаем прорекламировать здесь прекрасный сайт, посвященный одному очень интимному вопросу, который становится, к сожалению, всё более и более острым в эпоху Интеренета. Сайт не православный, но очень и очень верный по своему направлению!