Три приватные бесед с тремя разными женщинами:
> Максим, как ты отличаешь ответы Господа от своих собственных мыслей? Сама я сначала вражеские помыслы отсеиваю, а потом на Литургии оставшееся обдумываю и молча слушаю. А ты сказал, что есть ещё один способ, которым ты пользуешься, когда нет Литургии, а также отшельники, которым Литургия не доступна.
Надо превратить мысль в молитву.
Дело в том, что всякая мысль это некое слово, а всякое слово кто-то говорит кому-то. Достаточно это слово попытаться обратить к Богу, чтобы выявилась его природа.
Мысль от Бога по природе своей уже обращена к Богу, и сразу носит молитвенный характер. Мысль от лукавого же боится Бога и сопротивляется, не желает становиться молитвой.
Недостаток этого метода в том, что при его применении дьявол противодействует тем, что пытается подменить образ Бога, примешивая в него свои черты. Так возникают ереси.
> Мысль, обращенная в молитву, это мысль от Бога?
Нет, к Богу можно обратить и мысль, которая от лукавого. Применив некоторое насилие.
Но её лукавство при этом выявляется тем сопротивлением, которое она оказывает такой трансформации.
Бесы тоже могут молиться Богу. Например, они молили Его, что в им войти во свиней.
Но для них это тяжко, неприятно, так как Божественная благодать их попаляет, очищая от нечистоты, которую они самовольно избрали.
> То есть, обращенная к Богу мысль течёт без принуждения и усилия, поскольку она уже от Бога?
Да, чистая мысль от Бога это и есть уже сразу молитва, обращенная к Богу.
Естественная же наша мысль хотя и не является молитвой, но легко поддаётся молитвенный трансформации.
Ведь мысль, обращенная к Богу, это и есть молитва.
> А если мысль, обращенная к Богу, не только течёт без усилий но и приносит воодушевление, энергию?
Если она течёт легко и сопровождается вдохновением, значит, действует Дух Бога или дух того бога, к которому она направлена.
> А как понять направлена она к Богу или к богу? Только по Имени?
Собственно Литургия как раз и нужна для такого различения. Потому что с любым именем, и даже с Именем нашего Господа могут связываться чуждые ему смыслы, привносимые тем или иным дискурсом.
> Сложно. С дискурсом можно ошибку совершить.
Именно поэтому столько внимания приходится уделять этой теме. Я рассуждаю о крови и кишках как воин, а не как мясник. 😒
Если бы можно было обойтись только Именем, то можно было бы обойти и эту тему. Правда, тогда можно было бы обойтись и без Литургии. Но это было бы уже не христианство. "Литургия" в переводе - общее дело, совместная работа, и смысл Её как раз в том, чтобы собирать нас вместе, для общего дискурса.
Мышление всегда работает внутри какого-то дискурса. Нет дискурса - нет мышления. И потому создавать новые дискурсы можно лишь выходя за пределы мышления.
Для этого люди медитируют... и молятся.
Создаваемые мною дискурсы это инструмент осознания и затем выражения того, что я получаю не при помощи дискурса, а точнее, при помощи особого дискурса - молитвы. Молитва это ведь тоже дискурс, но особый дискурс, выводящий ум за пределы мышления, а в пределе и вообще всего товарного.
Дискурс это очень общее, очень абстрактное понятие. Потому его смысл трудно уловить. Дискурс это КАК, это стиль использования языка. Какие смыслы мы выкладываем в слова (или обходимся без смысла? почему нет, абракадабра это тоже дискурс), как строим текст и ставим вопросы, чем отвечаем на них и проч. Дискурсом определяется стиль словесного мышления человека, его логика (ну или отсутствие логики, как вариант). По сути, дискурс это стиль речи, но как следствие -- и метод мышления.
При помощи дискурса можно ухватить, зафиксировать самую суть того, что тебе открылось за пределами слов. А затем уже внутри этого дискурса можно и осознать, что это было, и порассуждать об этом. Или не рассуждать, как вариант, ведь молчание это часть словесной деятельности. Можно выстроить логику, следуя которой и другой человек может поймать, усвоить этот дискурс, а следом и уловить то, для выражения чего ты этот дискурс и создавал.
> Что такое дискурс? Это о чём мы говорим?
Дискурс это КАК мы говорим, О ЧЕМ мы говорим это тема, а ЧТО мы говорим это
рема.
> Мне кажется у моего КАК другой смысл. Мы с тобой разными дискурсами говорим как обычно.
КАК говорим? Как обычно! Верно, именно "как обычно". Ведь мы обычно говорим во французском дискурсе, а при рассуждении во французском дискурсе весь разговор и сводится к выяснению, у кого какой дискурс 🙂
> Ну и как из этого болота вылезти? Опора какая и где?
Соль в том, что из этого болота НЕЛЬЗЯ вылезти. В этом его и прелесть. Это мне в нём и нравится. Единственный выход из него - обратиться за помощью ко Вседержителю.
> ПередОхнем почти все, особенно в России, прежде чем догадаемся в чем дело и Кому кричать о помощи.
Почти! Это очень важное слово. Я и пишу для немногих - для тех, кто способен услышать.
> А дискурс в виде Православия?
Православие это целый пучок дискурсов. Молитва это центральная линия пучка, его СТВОЛ, а все остальное - побочные ветви, заходя по которым слишком далеко, ты постепенно удаляешься от Православия.
Только в правильном, чистом и безупречном дискурсе Имя Христа свободно от побочных аллюзий.
Причина этого в том, что смысл любого слова определяется его узусом, то есть его использованием в данном дискурсе. И даже имя нашего Бога (Иисус Христос) не является исключением.
Другая читательница:
> Какой смысл отвечать на все эти вопросы?
По апостольской заповеди, мы должны (по возможности) давать ответ вопрошающим. У меня есть такая возможность. (Замечу, что при этом мы вовсе не обязаны навязываться со своими ответами к невопрошающим.)
> Интересно, а что это за заповедь?
"Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением."
> Спасибо. Но Зачем Вы пишете о политике? Апостол говорит ведь только о духовных вопросах?
Да, конечно. Но едва ли не основное дело моей жизни состоит в том, чтобы осмыслить (по возможности) все вопросы жизни как духовные. В этом ведь состоит путь мирянина. Монах устраняется от мира, чтобы быть с Богом. А мирянин должен наполнить мир Богом.
Это глубоко понимали греки, которые все практические вопросы жизни сводили к богословию и таким образом узнавали волю Бога. (В наследство нам они оставили православное Богословие.) Есть и другие методы - молитва, в первую очередь.
Принципиально недуховных вопросов о чем бы то ни было мире сем не бывает, так как этот мир является собственностью Бога.
> Сейчас у меня уже нет сил. Я еще могу произносить молитву вместе со всеми в церкви, но когда одна сама - с трудом и совсем немного. Сразу же ощущение тоски и безнадеги, и я ну не могу. Сейчас решила сделать перерыв ( уж не знаю, насколько долгим он будет ) и не молитвы читаю, а ВЗ и Евангелие. А в остальном...не сказать, чтоб не молюсь, если не считать внутренние периодические крики, плач и мольбы в моменты, когда мне нехорошо или страшно. Стараюсь также и благодарить за хорошее. Все. На большее сил нет. И еще: когда в последний раз пыталась длительно повторять Иисусову молитву, а то мне на тот момент было нехорошо, а стало еще хуже. Навалилась такая тоска и чувство, что все напрасно, что я не нужна, то стало просто так тяжело и страшно, что, помню, схватила, что было под рукой ( был молитвослов ) и тупо читала судорожно на скорость, просто чтобы мозг этим выключить. Причем, если бы это не был молитвослов, то могла бы схватить любую книгу, оказавшуюся рядом. Да хоть учебник по физике. Короче, похоже, хреново все со мной. Вот как-то примерно так.
Мой ответ:
У любого молящегося человека бывают такие моменты. Они очень полезны.
Ведь в эти моменты дьявол явным образом обнаруживает себя. Та тоска и безнадежность, которую Вы ощутили, это его тоска и безнадежность перед именем Христа. Это его тяжесть и страх, и ощущение себя лишним, вредным, ненужным.
Это ценный духовный опыт, через который нам всем придётся когда-то пройти на пути к Богу.
Вы отступили под натиском врага, и с тех пор тоскуете. Но единственно правильной в такой стауции стратегией является самурайский выбор "всегда идти навстречу смерти"
И в каждом из нас есть естественная сила, способная на подобное действие. Это ненависть. Это гнев в отношении врага.
Принципы действия этой страсти изложены в стихе одного очень плохого человека. Как это часто бывает, человек плохой, а стих хороший. (С музами чаще дружат плохие люди.)
"Когда ни знать, ни верить, ни писать
Уже не в силах,
То помни: мы должны еще сплясать
На их могилах.
Зло - торжествует, ибо всюду сплошь,
Как в том сонете,
Бессилье, глупость, подлость, трусость, ложь
Царят на свете,
Кромешна тьма, и не видать ни зги,
И что не бренно?
Друзья - обман. Но истинны враги
И неизменны.
Они-то никогда не подведут,
Не сменят маску,
Они ведь тоже только шанса ждут
Пуститься в пляску.
Пусть средство есть сбежать от всех долгов
Совсем простое,
Друзей - к чертям, но радовать врагов
Никак не стоит.
И коль всем правят в наши времена
Скоты и слизни,
То ненависть, лишь ненависть одна -
Причина жизни.
Когда мир делится на тех, кто плох,
И тех, кто хуже,
И грязен всякий флаг, и всякий бог
Фальшив к тому же,
И все герои света и добра -
Лишь мародеры,
Не отыскать среди золы костра
Иной опоры.
Лишь ненависть надежна и верна,
И чем все хуже, тем сильней она"
Есть и другой приём, диаметрально противоположный. Он называется жертва хвалы.
Приносить Богу жертву хваления.
Когда нам хорошо, и мы хвалим Бога, это не жертва. Тогда мы хвалим Его от избытка сердца.
Но когда нам плохо, и мы хвалим Его АВАНСОМ за те великие благодеяния, которые нам ещё предстоит получить, тогда это ЖЕРТВА ХВАЛЕНИЯ.
Она как бы обязывает Бога помочь нам, оправдать нашу жертву. На самом деле, конечно, Он помогает нам уже в тот момент, когда мы хвалим Его вопреки нашему горю. Без содействия Его благодати такой фокус невозможен.
Хвалить Бога, когда тебе кажется, будто хвалить Его не за что, это великое дело. Это чудо. Это невозможно без Его содействия.
> Спасибо Вам. Но, боюсь, это у меня не просто моменты. В общем-то, это то что я чувствую с самого детства. Вот это ощущение тоски, оставленности. Ну, это я теперь уже могу более осознанно сформулировать. Но у меня нет сил. Не справляюсь. Есть пока только время от времени внутренне кричать и звать на помощь. Но больше не получается пока. Сейчас в общем-то иду к тому, что надо просто успокоиться и уж жить как есть. Ну, в смысле, как не банально и при том, пафосно звучит: жить и работать по-совести, стараться оставаться человеком, делать добро людям, сочувствовать, жалеть, кого можно, и избегать зла. не зависимо от того, есть что-то Там или нет, нужна я или нет. И уж что будет - то и будет.
Я не призываю Вас брать на себя подвиг выше силы.
Но Вы должны заранее знать, что через эту узкую дверь Вам в любом случае придётся протиснуться. И я пользуюсь случаем заранее подсказать Вам возможные стратегии на этот случай.
Второй из описанных приёмов проще и продуктивнее. Но первый эффективнее. Он для тех, кому не приходится выбирать.
Если дьявол решил задушить тебя тоской, то выбора уже нет, и остаётся лишь задушить его самого.
Простой принцип русского воина: если нельзя не умереть, то надо утянуть с собой как можно больше врагов. Хотя бы одного.
У дьявола есть слабое место, и Вы его хорошо знаете. Это имя Христово.
Недаром самую страшную тоску Вы испытали, когда длительно призывали Господа. Это хорошо. Вы знаете, куда бить. И когда придёт час, бейте пока бьётся сердце.
И мы посмотрим, что из этого выйдет. Вы не первая, кто проходит через это. И исход этой борьбы предсказуем. Если Вы не отпустите имя Господа, дьявол вынужден будет Вас отпустить. И результатом будет ценнейший опыт борьбы, который Вы потом сможете передать другому, попавшему в ту же ловушку.
> Тут нельзя ведь однозначно сказать, что тоска появляется вот прямо при повторении имени Господа. Она сама по себе идет фоном, а тут усиливается скорее от чувства, что я зову, я кричу, но меня никто не слышит и я во всем этом одна. И чем длительнее пытаюсь молиться - тем длительнее нахождение в этом ощущении. Потому и плохо. Долго не могу это выдерживать. И у меня ж не первый раз такое, это все время, так или иначе. Но с силами уже совсем не айс. в любом случае, Вам спасибо большое. Что касается способа второго - то да. Согласна.
Обязать Бога - это невозможно.
Обязать Бога можно, когда Он Сам желает участвовать в таком сюжете. Он и является Автором этого сюжета, а кто же ещё?!
Он желает Вас спасти и даёт Вам благодать благодарить Его тогда, когда по логике вещей это невозможно. Пусть Вы благодарите лишь на словах - даже это невозможно, когда человек во власти врага, в аду.
Даже если Вы совсем не ощущаете Его присутствие, сам тот факт, что Вы призываете Его имя, неопровержимо доказывает, что Он помогает Вам. В аду никто не может ни призвать Бога, ни даже вспомнить о Нём.
Сказанное в равной мере относится и к молитве-благодарению, и к простой Иисусовой молитве, которая убивает дьявола.
"Я зову, я кричу, но меня никто не слышит, я одна" - это помысел, при помощи которого дьявол противодействует Вашей молитве. Заметьте, ведь действие Бога бывает явным, а бывает тонким до непостижимости. Откуда у Вас это чувство? А от лукавого. Это его ход.
Вы начинаете убивать дьявола, а он делает хорошую мину при плохой игре, внушая Вам, что молитва бесполезна.
Бесполезна? Хорошо, но если она бесполезна, то зачем противодействовать ей? Если она бесполезна, то откуда это чувство безнадёжности и одиночества, которое мешает Вам молиться? Своим противодействием враг невольно обнаруживает именно то, что хотел бы скрыть. Что молитва действует, что она опасна, страшна для врага. Что и требовалось доказать.
> В том-то и дело, что ощущение такое, что я пытаюсь как-то бороться одна. Зову на помощь, но никого нет.
Это ощущение - гамбит сатаны. Стандартный приём. Ну, а что ему бедняжке остаётся делать?
Он знает, что если Вы не заткнётесь, ему конец. И делает всё, что может, чтобы Вас заткнуть.
Простой приём: внушить чувство одиночества, бесполезности молитвы. Это СТАНДАРТ.
Через это искушение предстоит пройти всем, кто ещё не прошёл через него.
Другая читательница:
> Сама за собой замечаю, и другие тоже жаловались на такую вещь, как СТАРАНИЕ (как в школе - ты должен стараться, что б получить пятерку. Старался - получил пятерку, не старался - получил двойку) .т.е. и физическое, вплоть не невозможности естественного мышечного расслабления . Получается, что при невозможности отпустить себя , в какой-то степени расслабиться что ли.. . устраиваются потуги согнуть в бараний рог млечный путь. И тогда как раз наступает такой момент отчаяния и тоски. Но если ВДРУГ понимаешь , что "Бог неумолим" и как раз нужно себя отпустить , т.е. понимаешь свою меру возможностей , то всё налаживается само собой.
Речь не о распущенности и полном расслаблении и разгильдяйстве и лени, а именно о своей мере.
Скажу примитивно: мирянин, сидящий в офисе перед монитором 50 часов в неделю, начитавшись Лествицы, скорее всего дойдет до отчаяния. И вот уж точно и сама жизнь покажется не мила - "получил двойку" . Про Силуана Афонского: "силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа"
Силуану Афонскому было открыто, что он надорвался из-за гордыни. Ему было сказано смиряющее: "Держи ум свой во аде, и не отчаивайся."
Богу не угодны подвиги сверх сил. "Милости хочу, а не жертвы", - говорит Господь. Миловать нас Он хочет, чтобы жертвы наши были не через силу, а от избытка. Вот так: Он милует нас, согревает любовью, и В ОТВЕТ в нас рождается желание шагнуть Ему навстречу. Правильная жертва Богу не ощущается как жертва. Напротив, остается ощущение, что ты делаешь недостаточно, что надо бы и больше. Это и есть путь смирения. А надрываться это путь гордыни.
Потому-то в качестве универсального средства спасения Господь предлагает нам непрестанно молиться. Непрестанно молиться означает молиться на всяком месте и во всякое время. Стоя, сидя, лежа и на ходу. Отдыхая и работая. Во ВСЕХ, буквально во всех состояниях и положениях, в которых мы оказываемся по жизни. Это дело совсем не трудное. Просто повторять короткую фразу, повторять по возможности внимательно, осмысленно. А если не получается внимательно, то как получается. Это ЛЕГКО. Это и есть то "иго благое и бремя легкое", о котором говорит Бог. Подходящее для всех, монахов и мирян, взрослых и детей, умных и глупых. Каждому она даст именно то, чего ему не хватает.
Написав всё это, я на всякий случай проконсультировался со знакомой схиигуменьей. Вдруг что не так сказал.
Её ответ:
Это точно искушение, у меня бывало.
Через это все проходят или почти все.
Внутренние периодические крики и благодарность - это уже огромно. Большего, может, пока и не нужно. С Иисусовой молитвой -- если нестерпимое искушение и брань, то можно пока оставить. Ваши ответы так полны, что мне нечего добавить.
См. далее
Магия Власти