Эта заметка продолжает очень простой по форме, но очень трудный для меня цикл "Умное делание для мирян", в котором я предлагаю вниманию моего уважаемого читателя технологию, при помощи которой можно решить любую проблему. Говоря эти слова ("можно решить любую проблему"), я не преувеличиваю и не упрощаю. Действительно любую проблему, любого масштаба -- от личной до всемирной.
Писать об этом мне совсем не просто. Почему? Потому что технология эта -- "секретная" (говорю это с иронией). Пикантность ситуации состоит в том, что секретной эту технологию делают не её сторонники, а её противники: конкуренты, предлагающие вместо обсуждаемой мною панацеи свои сомнительные прививки. Таким образом, меня не осудят те, кто пользуются этой технологией сами. Но мне очень сильно мешают те, кто всячески заинтересован в том, чтобы панацея осталась моему дорогому читателю неизвестной или по крайней мере непонятной. На меня сильно давят с той стороны, но Бог милостив, и я не сдаюсь, по крайней мере пока. Кто умеет, помолитесь обо мне Господу Иисусу Христу.
[Сначала я поясняю дискурс всей этой заметки в целом.]В принципе, есть три способа говорить, взяв в качестве темы какого-либо человека, например, Иисуса Христа. Эти три способа соответствуют трём грамматическим лицам русского языка: первому, второму и третьему.
Можно говорить о человеке в третьем лице.
Вот я обращаюсь Вам, моему уважаемому читателю, во втором лице ("Вы"), а о Христе говорю в третьем лице ("Он").
Вот я обращаюсь к Тебе Самому, Господи Иисусе Христе, говоря о моём дорогом читателе в третьем лице.
А вот в первом лице говорить о Себе может только Сам обсуждаемый; нам это не дано.
Вежливость требуют в присутствии человека говорить о нём как правило во втором лице ("Вы"). Есть такое простое правило: о присутствующих "Он" не говорят. И с тех пор, как я понял, что Бог всегда присутствует, я не перестаю испытывать недоумение, как же тогда можно говорить о Нём "Он"? Это же просто невежливо!
А раз так, то и всякое Богословие -- грубость уже просто потому, что там рассуждают о Присутствующем в третьем лице! Я однажды уже писал об этом (см. например Метод замены лица) и предлагал такой критерий правильности богословских рассуждений, простой и практичный. Если рассуждения построены правильно, то при замене третьего лица ("Бог") на второе ("Ты") они звучат хорошо, вежливо. Конечно, и при этом в них может содержаться какая-то более тонкая ошибка, которую таким способом не распознаешь. Но если ошибка допущена уже на этом уровне -- всё! Их лучше сразу выкинуть в мусор, они заведомо ошибочны. Люди избежали бы многих неприятностей, если бы всегда пользовались этим простым критерием.
Когда я пишу о Боге в третьем лице, я всегда проверяю свои слова таким способом. А лучше всего получается, когда я сразу же и пишу именно таким способом, обращаясь именно к Присутствующему. А потом уже, если надо, заменяю в тексте второе лицо ("Ты", обращённое к Богу) на третье -- или даже на первое, когда есть уверенность, что эти слова -- именно Твои слова, а не мои.
В качестве примера я приведу здесь два текста. Сначала текст обработанный, адаптированный для восприятия читателя. А затем (под спойлером) первоначальный вариант.
Итак:
Если у человека есть Бог, то для него всё возможно, потому что для Бога нет ничего невозможного. Потому всякий человек, у которого хорошие отношения с Богом, должен становиться причиной перемен во всём мире.
Это всего лишь естественно -- просить у Бога, чтобы Он сделал мир таким, как ты хочешь. Ведь притворяться, лицемерить перед Богом бессмысленно. Бог видит тебя насквозь, и знает, чего ты хочешь на самом деле. Нет никакого смысла носить маску.
Почему же ты не пользуешься этой возможностью? Потому что не веришь, что Бог послушается и сделает по твоему желанию. Кто ты и кто Бог, чтобы Богу тебя слушаться? А какой смысл просить без надежды быть услышанным?
Так человек сам выносит себе приговор раньше Бога. Бог ещё не сказал Своё слово, а ты уже всё решил за Него. Решил, что просить Его бесполезно -- и отгородился от Него маской благочестия. Хоть и знаешь, что лицемерное благочестие лишено смысла, а всё равно надеваешь эту маску.
Ну, что же. Благочестие это неплохая маска, и носить её не бесполезно. Только надо правильно её использовать -- не для того, чтобы прикрываться ею от людей, в чтобы всё-таки сблизиться с Богом. Для начала -- просто проявить настойчивость и стучать, помня "Стучите, и вам отворят".
Если упорно призывать имя Господа, то спустя какое-то время происходит изменение и искренность возвращается. Бог начинает таинственно отвечать на молитву, и вдруг приходит понимание.
Главный вопрос: почему мы не верим, что Бог послушаешься нас и исполнит наши желания?
Да потому, что если бы Он этого хотел, Он бы давно так и сделал. Нет нужды просить Бога, чтобы Он узнал, чего ты хочешь -- Бог Сам знает это лучше тебя самого. Человек ведь боится признаваться в своих желаниях не только Богу, но и себе самому. А Бог не боится ничего.
Негативный опыт прошлого заставляет нас думать, что нам не стоит ждать от Бога чего-то слишком уж желательного. Если Бог до сих пор не сделал так, как я хочу, в то время, пока я Его не просил -- почему вдруг Он сделает это теперь, когда я прошу? Разве мои просьбы могут Его изменить?
И приходит ответ: Бога ничто не может изменить, но когда ты начинаешь с Ним говорить, это изменяет ваши с Ним отношения.
Да, хорошо. Но человеку-то хочется не изменения отношений с Богом, а изменения жизни к лучшему. Дай ему волю, он бы весь мир изменил, переделал по своему желанию: для начала, убрал бы болезни и смерть, вернул бы заблудившееся человечество к нормальной человеческой жизни.
И приходит ответ: всё это невозможно, пока ты не исправишь отношения со Мной.
Хорошо, но как? Вот, мы как раз этим и занимаемся: пытаемся наладить отношения с Тобой. Для этого мы пытаемся быть искренними и просим Тебя о том, чего на самом деле хотим. Если бы Бог просто послушался тебя и переделал весь мир на твой вкус, ваши отношения с Ним сразу бы наладились. И Богу это совсем не трудно.
И приходит ответ: Мне это совсем не трудно, но у Меня иные планы. Может быть, тебе для начала стоит ознакомиться с Моим замыслом, прежде чем предлагать свою альтернативу?
Но я как бы частично знаком. Вот же вокруг меня происходит именно то, что Ты задумал. И это происходящее мне не очень нравится. Я бы сделал всё иначе. Ты хочешь, чтобы я получше понял Тебя? Я и сам этого хочу: получше понять.
И приходит ответ: это и есть ключ ко всему остальному. Если бы ты понимал Мой замысел, ты бы не спорил со Мной, потому что Я понимаю всё, что ты понимаешь -- и многое сверх того. Я понимаю всё и не ошибаюсь. И если бы ты знал всё то, что знаю Я, то ты бы согласился с Мной и хотел бы того же самого, чего хочу Я.
И приходит ответ: когда ты перестанешь спорить с Мной и примешь Мой замысел таким, как есть -- вот тогда и Я твои желания стану принимать просто, как есть. Как ты захочешь, так Я и сделаю. И как Я захочу, так и ты сделаешь.
[Те же слова в первоначальном, ключевом дискурсе: в дискурсе молитвы.]Если у меня есть Ты, то для меня всё возможно, потому что для Тебя нет ничего невозможного. Потому всякий человек, у которого хорошие отношения с Тобой, должен становиться причиной перемен во всём мире.
Это всего лишь естественно -- просить у Тебя, чтобы Ты сделал мир таким, как я хочу. Ведь притворяться, лицемерить перед Тобой бессмысленно. Ты видишь меня насквозь, и знаешь, чего я хочу на самом деле. Нет никакого смысла носить маску.
Почему же я не пользуюсь этой возможностью? Потому что не верю, что Ты послушаешься и сделаешь по моему желанию. Кто я и кто Ты, чтобы Тебе меня слушаться? А какой смысл просить без надежды быть услышанным?
Так я выношу сам себе приговор раньше Тебя. Ты ещё не сказал Своё слово, а я уже всё решил за Тебя. Решил, что просить Тебя бесполезно -- и отгородился от Тебя маской благочестия. Хоть и знаю, что лицемерное благочестие лишено смысла, а всё равно надеваю эту маску.
Ну, что же. Благочестие это неплохая маска, и носить её не бесполезно. Только надо правильно её использовать -- не для того, чтобы прикрываться ею от людей, в чтобы всё-таки сблизиться с Тобой. Для начала -- просто проявить настойчивость и стучать, помня "Стучите, и вам отворят".
Если упорно призывать имя Твоё, то спустя какое-то время происходит изменение и искренность возвращается. Ты начинаешь таинственно отвечать на молитву, и вдруг приходит понимание.
Главный вопрос: почему я не верю, что Ты послушаешься меня и исполнишь мои желания?
Да потому, что если бы Ты этого хотел, Ты бы давно так и сделал. Нет нужды просить Тебя, чтобы Ты узнал, чего я хочу -- Ты Сам знаешь это лучше меня самого. Я ведь боюсь признаваться в своих желаниях не только Тебе, но и себе самому. А Ты не боишься ничего.
Негативный опыт прошлого заставляет меня думать, что мне от Тебя не стоит ждать чего-то слишком уж желательного. Если Ты не сделал так, как я хочу, в то время, пока я Тебя не просил -- почему вдруг Ты сделаешь это теперь, когда я прошу? Разве мои просьбы могут Тебя изменить?
И приходит ответ: Тебя ничто не может изменить, но когда я начинаю Тебя просить, это изменяет наши с Тобой отношения.
Да, хорошо. Но мне-то хочется не изменения отношений с Тобой, а изменения жизни к лучшему. Дай мне волю, я бы весь мир изменил, переделал по своему желанию: для начала, убрал бы болезни и смерть, вернул бы заблудившееся человечество к нормальной человеческой жизни.
И приходит ответ: всё это невозможно, пока я не исправлю отношения с Тобой.
Хорошо, но как? Вот, я как раз этим и занимаюсь: пытаюсь наладить отношения с Тобой. Для этого я пытаюсь быть искренним и прошу Тебя о том, чего я на самом деле хочу. Если бы Ты просто послушался меня и переделал весь мир на мой вкус, наши отношения с Тобой сразу бы наладились. Тебе это совсем не трудно.
И приходит ответ: Тебе это совсем не трудно, но у Тебя иные планы. Может быть, мне для начала стоит ознакомиться с Твоим замыслом, прежде чем предлагать свою альтернативу?
Но я как бы частично знаком. Вот же вокруг меня происходит именно то, что Ты задумал. И это происходящее мне не очень нравится. Я бы сделал всё иначе. Ты хочешь, чтобы я получше понял Тебя? Я и сам этого хочу: получше понять.
И приходит ответ: это и есть ключ ко всему остальному. Если бы я понимал Твой замысел, я бы не спорил с Тобой, потому что Ты (конечно же!) понимаешь всё, что я понимаю -- и многое сверх того. Ты понимаешь всё и не ошибаешься. И если бы я знал всё то, что знаешь Ты, то я бы согласился с Тобой и хотел бы того же самого, чего хочешь Ты.
И приходит ответ: когда я перестану спорить с Тобой и приму Твой замысел таким, как есть -- вот тогда и Ты мои желания станешь принимать просто, как есть. Как я захочу, так Ты и сделаешь. И как Ты захочешь, так я и сделаю.