Уранополитизм vs патриотизм (рабочая запись)

Dec 23, 2021 14:57

Полезно и справедливо глубоко и всесторонне обдумывать свои идеи прежде чем предлагать их вниманию дорогого читателя. Но некоторые приходящие мне на ум идеи настолько масштабны, что для этого просто не хватает моего масштаба как мыслителя. Вот и приходится обнародовать полуфабрикаты и заготовки. В этих случаях я отчасти надеюсь на глубокий и остроумный комментарий, который поможет мне упорядочить мои собственные мысли, а отчасти просто сам пытаюсь привести их в порядок. "Хочешь понять -- объясни другому".

Национализм был придуман как инструмент политического объединения людей. А люди создают политические объединения прежде всего для того, чтобы противостоять другим людям. При такой постановке вопроса сама идея объединения людей приобретает хищный, антихристианский оттенок. Поэтому в Церкви закономерно возникает движение, отрицающее идею какого бы то ни было объединения людей кроме как объединения ради Христа и во Христе (то есть, собственно Церкви). Оно-то и называется уранополитизмом.

Нетрудно заметить, что для тех, кто смотрит на уранополитов извне, сам уранополитизм выглядит таким же потенциально опасным хищником, как и любое чужое объединение людей. Хищничество тут очевидным образом проявляется уже в том, что иные-то объединения людей отрицаются! А лишенные объединения люди беззащитны против объединившихся людей. Тут всё один в один с масонством: масоны выступают за свободу, равенство, братство -- но при этом сами-то внутри своего братства поддерживают жёсткую иерархию (неравенство) и дисциплину (несвободу).

Мне кажется, именно этим во многом объясняется агрессия, с которой сталкиваются уранополиты внутри самой Церкви. Если далеко не все церковные люди осознают указанную выше опасность последовательно проведёного в жизнь уранополитизма именно как политической идеологии, то очень многие из них ощущают её интуитивно. Если же уранополит оправдывает свою позицию тем, что он не запрещает объединяться внешним, нецерковным людям, отрицая лишь объединения церковных людей (естественно, кроме одного-единственного, уранополитического объединения), то с точки зрения церковного человека уранополит выступает как агент силы, желающей максимально ослабить именно церковных людей, запретив именно их объединения (за исключением объединения собственно уранополитов). При этом сами-то уранополиты не образуют сколько-нибудь устойчивого объединения -- "сколько людей, столько мнений" -- а значит, на выходе не получается никакого объединения церковных людей. Понятно, почему это учение вызывает скепсис у всех людей с маломальским жизненным опытом.

Тем не менее, для меня несомненна истинность уранополитизма в самой его основе, по сути.

Хотелось бы разобраться, в чём же она состоит. Выплеснуть грязную воду, сохранив младенца. Скорее всего, разгадка состоит в том, что под словом "уранополитизм" скрывается несколько разных учений, как миниимум два.

Рабочая гипотеза:

Слабое место (ошибочного) уранополитизма -- пренебрежение заботой о ближнем, а также о власти и о собственности. И если второе можно объявить пороком, а третье оправдать аскетикой, то первое ничем оправдать нельзя.

Пояснение.

Любовь к народу (=ближним), к стране (=собственности) и к власти -- три аспекта одного омонимического понятия "патриотизм", включающего в себя, соответственно, собственно патриотизм (= любовь к собственности), национализм (=любовь к ближним) и этатизм (=любовь к власти).

Справка. Священномученик Даниил Сысоев дает такое определение:

«Уранополитизм - это (от греч. uranos - небо, polis - город) учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его Небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. Уранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога и потому не могут ничему на земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христиане - странники и пришельцы, а их родина на небе»

В этом определении обращают на себя внимание выделенные слова "примат любви к небесному Отцу и Его Небесному Царству над всеми естественными стремлениями человека" ( с греховными всё понятно).

Вопрос в том, какой именно смысл надлежит вкладывать в слово "примат".
Как мне кажется самая суть вопроса: противоречат ли естественные стремления человека любви к Небесному Отцу? В зависимости от ответа на этот вопрос мы получим существенно различные учения, скрывающиеся под одним и тем же понятием "уранополитизм".[Из обсуждения]
[О разных видах уранополитизма]Алексей Михайлович

Слабое место уранополитизма в том, что каждый уранополит толкует его по-своему.

Maksim Soloĥin

Алексей Михайлович, в конце поста я попытался наметить ГЛАВНОЕ деление уранополитизма. На православный и манихейский, истинный и ложный, истинно духовный и псевдодуховный.

Алексей Михайлович

Я бы уточнил: антихристианский (т.е. вместохристианский, выдающий себя за христианский) уранополитизм.

Maksim Soloĥin

Алексей Михайлович, слово "ложный" кажется недостаточно сильным? Ну, пусть анти-
Ведь не Христос, изображающий из себя Христа, это не просто не Христос.
Это Антихрист. И не чудо, выдающее себя за чудо, это не просто не чудо, но дьявольская прелесть. А не православие, притворяющаяся Церковью Христа, это не просто не Церковь.
Это ересь. Это всё одно и то же, на разных уровнях.

Алексей Михайлович

Недостаточно точным.


Из обсуждения понятия "патриотизм":

Maksim Soloĥin

Если не смешивать страну, народ и государство -- на месте одного понятия (патриотизм) появятся три разных.

Андрей Лазар

Как раз патриотизм, национализм и этатизм.

[Сакральный патриотизм?]Maksim Soloĥin

А патриотизм это точно любовь к стране, то есть к земле, к собственности?

Андрей Лазар

"Родина" (некая физическая локация, от города (роддома, пещеры) до страны (Земли? Вселенной?)) - локальное священное место для человека. В этом месте Бог - через родителей - даровал человеку мир. Одно из главных чудес для каждого человека.
=====
Речь больше о "сакральном" смысле Родины, нежели о собственности. В этом месте произошло чудо встречи.

Maksim Soloĥin

Святыня это собственность Бога. Но если обладающий её человек обладает ею по воле Бога -- это его собственность в самом точном смысле слова "собственность". Ведь всё на свете принадлежит Богу, и всякая наша собственность -- ни что иное как собственность Бога, данная Им в наше распоряжение.
Я хочу сказать, что в некотором высшем смысле всякая вещь, по воле Бога оказавшаяся в твоей собственности, есть святыня и чудо Бога -- просто чудо настолько привычное, что мы перестали его ощущать как таковое.

Андрей Лазар

Я хочу вычленить четвёртый аспект.
Карпаты, или там город Борислав в их предгорьях (школа, в которую я ходил, улицы, по которым я бегал, леса, в которых я собирал грибы) не являются моей собственностью.
Но это край моего детства, начало чуда жизни. Т.е. это некая икона, написанная Самим Богом.
Сюжет, к которому мы относимся особым образом, потому что это НАШ сюжет.
(Бог его писал для нас!) Такое проявление иконопочитания.

Александр Люлька:

Я неоднократно пытался выяснить и получить нормальное, то есть рабочее определение патриотизма. Но мне только про любовь рассказывают, но объект ея смутен в их речах. Приходится классифицировать самим, извне, если люди сами не хотят определяться.

Андрей Лазар

Если включить понятие "общий/групповой интерес" (вместо "любви"), в т.ч. - противостояние другим организованным группам, то сразу значительно проясняется.

Maksim Soloĥin

Невозможно защитить собственность (землю), не объединившись с ближними. И невозможно объединить ближних, не используя власти. Потому любовь к собственности, к ближним и к власти так тесно переплетены между собой.

Гор Чахал

«Любовь к ближнему=любовь к народу». Не очень понятно, какой народ имеется в виду? Этнически близкий? Близкий по месту пребывания, по исповеданию или люди вообще? Близкий в притче о добром Самарянине подходит под категории «по месту пребывания» и «люди вообще».

Maksim Soloĥin

У каждого из нас -- свои ближние, по притче о самарянине. Но для эффективного совместного действия необходимо согласование действий и интересов. Всякий способ такого согласования -- основа того или иного политического действия.

Гор Чахал

Я не уранополит, если что. Но и не патриот (как противоположность). Я за Православное цезарепапистское государство))

Maksim Soloĥin

У меня более сложная и заковыристая идея. Я полагаю, что народ не может быть православным, по слову Христа: узок путь и тесны врата.

нация, религия

Previous post Next post
Up