(Эта заметка относится к циклу
Как на самом деле)
Мой сын написал мне сегодня:
Неограниченность Бога не ограничивается Его безначальностью.
Но я посчитал правильным усилить этот тезис так, как это сделано в заголовке.
Собственно, воплощение Бога является в некотором смысле "иллюстацией" к этому общебогословскому тезису. Безначальный стал Имеющим начало, Предвечный был зачат и родился на земле...
... хотя нет, не иллюстрацией, а основой, базой - без которой эта идея просто не могла бы появиться. Идея-то чисто христианская. Согласитесь! Всякий Абсолют ограничен своей безграничностью.
> А что значит - ограничиться безграничностью?
Это обязанность сохранять безграничность.
> Получается, любое слово, сказанное о Боге, неточно, потому что оно Его к чему-то обязывает.
Не думаю. Любое сказанное нами слово - часть Его промысла. Благоволение или попущение. Как оно может Его обязывать?
Нет, речь идёт о Его воле.
Необратимый отказ от безграничности это грех. Суть греха - необратимый отказ от Божественной безграничности.
Воплотившись и став человеком, Сын Божий ограничил Себя плотью, оставшись безграничным как Бог. И из Его Божественности вытекает лишь одно ограничение: Ему как человеку не угодно отрекаться от Своего Божества и становиться только ограниченным человеком. Ему угодно совмещать в Себе то и другое: безграничность по Божеству и ограниченность по человечеству. При этом Он всемогущ и всеведущ, даже будучи ограниченным человеком. И призывает нас прийти к такому же состоянию, уподобившись Ему.
У святых Отцов описывается возвышенное духовное состояние, которого достигает человек, достигший обОжения.
Говорится, что в этом состоянии человек оставляет всё тварное, отлагает человеческие свойства, становится выше пространства и времени, становится нетварным по благодати, и даже забывает Христа по плоти, познав Его Божество. Некоторые из современных богословов (Лурье и его последователи, см.заметку
Постмодерн и псевдомонашество -- Галковский и Лурье) полагают, будто это состояние - вершина духовной жизни и её конечная цель. Но в действительности это лишь самое начало, первый шаг новой жизни.
Ведь Самому Христу не составляет труда быть одновременно и во времени - и вне времени, и в пространстве - и вне пространства, быть тварным - и Нетварным, знать всё - и не забывать Самого Себя по плоти. Вот и описанное выше состояние (именумое по-славянски исступлением, а по-гречески экстазом) это лишь инициация, начало нового пути - уже не внешнего, но истинного уподобления Христу. Человек учится быть одновременно и ограниченным, и безграничным: ведь в этом знании-умении (истинном гнозисе) как раз и состоит истинное назначение человека. Это тот путь, с которого соскочил Адам, не сделав и первого шага - точнее, на первом же шаге выбрав неверное направление (грех), чем и был обусловлен трагизм всей дальнейшей человеческой истории.