Во время очередной киргизской революции я решил съездить в эту страну и разобраться, чисто для себя - что там вообще происходит и что это для России?
[Spoiler (click to open)]До этого я изучал кыргызов только по книжкам (сейчас я немного лукавлю), для калчерал артрополоджист это нужно, иметь представление о всей сетке родственных народов. Ну и у моего тогдашнего дома, у метро Покрышкина, я периодически немного общался с пьяной киргизской молодежью. Люди приехали в русский мегаполис делать карьеру - и открывшиеся возможности потрясли этих людей. Можно сидеть на газоне у подьезда большой компанией, пить водку из горлА - и не быть забранным в полицию. "Россия - страна возможностей".
Перед поездкой я, естественно, пообщался с совсем другими киргизами. Живущие в Новосибирске дети чиновников, олигархи средней руки и т.п. В следующих постах я просто дам свое понимание "what is Kirgizia", не претендуя на особую экспертность. Просто укажу на детальку в евразийском пазле.
Конечно, Киргизия имеет самое прямое отношение к подробно описанным мной джунгарской и тувинской темам.
Из представителей кара сёк, "чёрной кости", т.е. "людей второго сорта" (по определению тувинцев) именно киргизы имеют наилучшие шансы встраиваться в тувинское или монгольское общество.
При проведении правильной национальной политики киргизы и в русское общество могут быть экологично и с пользой для России встроены, в отличии от некоторых других народов.
[Нажмите, чтобы прочитать немного о Якутии](А потом поговорим про Якутию). Пока я буду писать о Киргизии, вы можете подумать о феномене якутской демократии. Гуглите "Сардана Авксентьева".
И ещё немного про Якутию, про республиканские элиты. Пока глава Тувы (например) плачет по теме энергодефицита (Кызылская ТЭЦ обеспечивает только 17% потребностей региона в энергии), глава Якутии открывает в сельских районах новые АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ.
( Для конспирологов накину: Росатом (Кириенко) методично расставляет на Дальнем Востоке своих людей. Гляньте на сахалинского Лимаренко и оцените изящность комбинации "скандальные выборы во Владивостоке и Хабаровске-2018". Побочным эффектом укрепления позиций Росатома в регионе стали тогда позор Путина и, чуть позже, арест Фургала).
Намекну на один из ключей к пониманию ситуации в Киргизии. В Бишкеке на рынке Дордой на каждом шагу вы можете свободно купить пучок арча. Также как и на рынке в тувинском Кызыле (только название будет чуток другим: артыш).
Арча, артыш (можжевельник туркестанский) используется в шаманских обрядах, а среди "простых людей" - в основном для отпугивания злых духов.
Увы, но я вынужден сделать музыкальную паузу и... полностью запутать читателя, перейдя на тему арестованных недавно в Германии рейхсбюргеров. Точнее - на тему их российских двойников, политической секты "граждане СССР". По ссылке находится гимн "советских граждан". Очень позитивная и прекрасно сделанная песня группы "Проходной Двор" (Юрий Наумов, Ебург - Новосиб - Питер).
Причем же здесь Кыргызстан?
У меня в холдинге работал киргиз (видеооператор, режиссер). Он мне поставил эту песню, говорит:
- Вот, наши киргизские ребята играют, послушай.
Я впечатлился качеством и продуманностью песни. А потом уже узнал, что к Киргизии она никакого отношения не имеет. Не имеет? Мой знакомый киргиз искренне считал ее своей. "Тут душа выражается":
Техносталинист Максим Калашников (Вл. Кучеренко) в 2010 предсказывал, что "инспирированная американцами цветная революция" из Киргизии расползется по всей Центральной Азии. Однако ничего подобного, как мы видим, не произошло. Потому что никаких революций американцы там не инспирировали. Зачем, если у них в Бишкеке была авиабаза с подлетным временем 1,5 часа до третьего города РФ, Новосибирска?
По прилету в столичный аэропорт вас встречали огромные американские транспортники. Угрожающий серебристо-серый тяжелый цвет, облик каких-то инфернальных существ...
Киргизские революции порождаются внутренними процессами. Родовая демократия - штука сложная. Примерно 60 родов конкурируют за власть в разных конфигурациях. Главный раскол - это киргизский север, где люди близки ментально к сибирякам и юг (Ош), где очень сильно ощущается влияние Персии.
В Бишкеке есть культурно-просветительский центр имени имама Хомейни. Но я ни на что не намекаю.
Людей городской персидской культуры называют в Киргизии "сартами". Отношение к сартам мягко говоря не очень:
- Назвать кого-то сартом - это очень сильное оскорбление. Сарты корыстные, лживые. В школе никто не будет сидеть за партой с сартом, это слишком унизительно.
Если в двух словах, сарты для киргиза - это таджики, узбеки и некоторые подвергнутые их влиянию киргизы.
"Лживому и подлому" характеру сарта киргиз противопоставляет "вольный дух евразийских степей", а тлетворному влиянию условной Бухары - простую и чистую жизнь на берегах ледяного Енисея.
Издавна существует большая путаница по поводу этнонима "кыргыз". Так называли, в частности, казахов (и киргизская фолкхистори уверяет, что казахи - это просто "украинцы", предавшие свой этнос.
Но предоставим слово русскому антропологу 19 века, А.И. Лёвшину. Он больше известен как градоначальник Одессы, построивший Потемкинскую лестницу. Но долгое время он занимался именно кыргызским вопросом:
"Азиатцы называют ныне народ сей кара-киргизами, то есть черными киргизами и бурутами, а русские к сим двум именам прибавили еще два: дикие киргизы, и закаменные киргизы. Дикими назвали их, как говорят, потому, что они храбрее киргиз-казаков и жестокостию своею еще страшнее их в грабежах купеческих караванов. Закаменными прозвали их жители сибирские, вероятно, потому, что они живут в горах, а в Сибири, по уверению путешественников, под словами в камне и за камнем разумеют вообще горы… … Набеги и грабежи древних, или подлинных, киргизов на сибирские города и селения сделали имя их столь страшным и ненавистным, что россияне, вместо брани, дали оное и казачьим ордам [казахам], которые после киргизов наиболее делали вреда южным областям Сибири…".
В 18 веке находившиеся под монгольской властью кыргызы разоряли Красноярск и вообще считались народом очень серьезным и беспредельным.
Для современного узбека и сейчас киргиз - это "глупый и жестокий человек". Очень красноречива встреченная мной узбекская поговорка: "тупой, как киргизская невеста".
Столь негативный образ связан с тем, что для персизированной Средней Азии киргизы являются недавними выходцами из враждебного монгольского мира.
(Например, часть китайских киргизов до сих пор исповедует тибетский буддизм).
Вообще, кыргызы как исторический народ были заметны на исторической арене в свой доисламский период.
Первые смутные упоминания о них можно найти в китайских летописях 3 в до н.э., более отчетливые - с 6 века н.э. Описываются древние кыргызы тюркоязычными европеоидами, как и жители тогдашней Тувы. Речь о доминирующих европеоидных группах (потомках предположительно местных "скифов"), в зависимости от которых находились монголоидные самодийцы и кеты.
В 9-10 веках Кыргызский каганат был главной силой Центральной Азии. Кыргызы расселились по нынешней Западной Монголии и дальше на юг. Чуть позже они дошли и до Иссык-Куля.
Когда началась исламизация южных кочевий киргизов? Дело темное. Если говорить о северном енисейском ареале, то никаких следов исламизации русские там не обнаруживают.
Тема киргизской исламизации является сейчас политизированной. Но я осторожно предположу, что массовая исламизация киргизов (бывших до этого тенгрианцами и буддистами) началась уже в 19 веке. В советское время она почти прекратилась (в 1960 году действовало всего 40 мечетей), сейчас идет с новой силой (около 2000 мечетей).
Что интересно, проповедники ислама аппелируют к советскому опыту в частично позитивном смысле. Респондентка в ходе беседы с исламской журналисткой А. Доолоткельдиевой:
"Исламизация на самом деле обнажила все те проблемы общества, которые государство игнорировало с развала СССР в области воспитания, семьи, образования, морали, порядка и т.д. Если бы у нас все было хорошо в этих сферах, разве религиозные уроки через видео и «Whatsapp» были бы сегодня так популярны?"
То есть ислам выступает в качестве силы, способной вернуть на новом историческом витке Советский Порядок. Однако, как ни удивительно, но и антиисламски настроенные кыргызы также аппелируют к достижениям советской власти.
Доолоткельдиева отмечает в качестве одного из их аргументов:
"Ислам против современности: «хиджаб - это удар по феминизму». Любопытно отметить, что традиционалистский дискурс также прибегает к аргументам современности. Согласно этой установке, хиджаб перечеркивает завоевания наших матерей и бабушек и возвращает общество в досоветское ретроградное состояние".
В отличии от других республик постСССР в Киргизии не сносились советские памятники. Их там сохранилось больше, чем в РФ. А в центральном музее доминирующим экспонатом является большая гипсовая голова Ленина.
Кыргызское государство времен расцвета в Х веке н.э.
Читатель спрашивает: "Интересно, как соотносятся киргизы каганата X в. с нынешними Тянь-Шаньскими?"
Вопрос сложный. Тут надо понимать, что те же китайцы называли территорию именем доминирующего этноса. Если мы видим на карте огромный Кыргызский каганат - это не значит, что на всей его территории население было кыргызским. Скорее можно сказать, что кыргызы были "дворянством" этого каганата, как позже маньчжуры в Цинском Китае. Доменной территорией кыргызов была нынешняя Хакасия, а кочевали они на обширной территории от Енисея до Иссык-Куля. Примерно на территории будущей Джунгарии.
И сейчас в Туве есть род кыргыс, а в Монголии озеро Хыргыс-Нур - глубокое, чистое, полное рыбы, которую монголы не едят ("пища бедняков", "водяной червь").
Постепенно возникло три кыргызских ядра - в Хакасии, в Южном Алтае и на Тянь-Шане. Тянь-шаньцы попали в зону влияния иранизированных тюрок Средней Азии, начали исламизироваться. В 18 веке енисейские кыргызы были переселены джунгарами к тянь-шаньцам.
Язык нынешних киргизов испытал очень большое кипчакское влияние. Поэтому среди казахов распространено представление о киргизах, как "менее развитой части казахского народа".
Мой респондент-киргиз в Бишкеке:
"Казахи считают нас какими-то младшими братьями. Говорят: эти киргизята не полноценный народ, ничего своего у них нет".
"Великодержавным казахским шовинистам" возражал киргизский президент Атамбаев:
«Казахи - наши братья, мы знаем историю. Казахи - это мы, которые 500 лет назад поставили султаном чингизида».
Если резюмировать: в течение тысячи лет предки нынешних киргизов мигрировали с Енисея и Алтая в Тянь-Шань и там смешивались с предками казахов.
А как правильно: "киргизы" или "кыргызы"? В русском языке первый вариант обычно употребляется применительно к современности и периоду с 18 примерно века. А "кыргызы" - к временам более древним. В Киргизии мне говорили: "ты лучше употребляй вариант "кыргызы", так уважительней".
То есть в Киргизии эти варианты сейчас нагружены определенной дополнительной семантикой.
Политолог Марат Казакбаев:
"Киргизы" - жители городов. Те, кого "кыргызы", живущие традиционной жизнью в нищих селах, считают оторвавшимися от корней".
Отмечу, что одновременно в Бишкеке активно используется уничижительный термин "мырки" как раз в отношении выходцев из села:
"Нормальный был город, пока мырки не понаехали" (бишкекский таксист).
Киргизские депутаты периодически обвиняют друг друга в "мыркстве". А потом судятся друг с другом из-за этого.
Термин "мырки" полностью аналогичен тувинско-русскому термину "толобы" и "бесы". Кого же так называют на самом деле? Вовсе не сельских жителей как таковых, а людей НЕВЕСТЕРНИЗИРОВАННЫХ. А применительно к реалиям Тувы или Киргизии - людей НЕСОВЕТИЗИРОВАННЫХ.
Для киргизского горожанина альтернативой советизму может выступать реконструированная древняя кыргызская традиция, тенгрианство. Для кого-то - корейский протестантизм или мягкий турецкий гюленизм.
А для "мырка" заменой советизму может выступать жесткий ислам с закутыванием в паранджу (но в реальности не так уж часто выступает).
Налицо весьма сильный внутрикиргизский культурный раскол, накладывающийся на региональный раскол "сибирского" севера и "персидского" юга.