Борис Мышлявцев. Лидерство и Управление

Jan 26, 2023 12:22

Люди много рассуждают про Власть и Управление.
Но совсем забывают о Лидерстве, в лучшем случае считая его неким талебовским "черным лебедем":

- Родился Чингисхан. Ну кто ж знал? Все карты смешал.
- Сергий Радонежский? Случайный вывороток судьбы. Прирожденный лидерский талант, еще и на медведях тренировался.

Между тем, американцы тему Лидерства давно изучают, практические наработки успешно применяют.

[Нажмите, чтобы внимательно рассмотреть особый аспект Управления, по сути дела вообще выходящий за рамки человеческого Управления]Я с темой столкнулся впервые в 2004 году. Некий советник Администрации президента РФ, на которого я тогда работал, всучил мне диск с книжкой, которая так просто и называлась: "Лидерство и Управление".

Книжка была построена на китайских концепциях. Всякий там "раскол энергии ци" и прочее популярное в 1990-е.

- И как это применять? - недоуменно спросил я.

Советник рассмеялся:
- Мы эту книжку писали по следам выборов. Я получил безумные результаты по всему Зауралью за партию Х, которую люди ненавидели. Стал нормальным миллионером. Если не идиот - разберешься.

Китайщина меня пригрузила, книжку я понял только "в общих чертах". Сейчас уже и не вспомню деталей.

Но главное - я уловил важность темы, начал наблюдать, экспериментировать, применять на практике некоторые наработки.

Некоторые вещи очень простые. Например - Лидер не может быть жадным.

У Сергея Бодрова в фильме "Монгол" этот момент хорошо показан. Один военачальник высчитывает какие-то проценты от добычи. А молодой Чингисхан говорит:

- Всем воинам поровну.

И люди идут за ним.

В общем, попробую немного обрисовать тему и объяснить несколько мыслей. Например: правильное Лидерство обрушивает любую Власть как карточный домик.

Власть бывает большой и малой. Так же и Лидерство.

Власть опирается на властные группировки, Лидерство - на СМЫСЛЫ, подкрепленные эмоциями.

Но ниже мы рассмотрим феномен лидерства в элементарных, лабораторно сконструированных условиях, на примере малой группы.

По роду своей деятельности мне пришлось многие десятки раз, а скорее даже - сотни раз участвовать в проведении этого практического эксперимента. Не на кроликах или кошечках, а на вполне живых людях, представителях homo sapiens.

В общем, в 2004 году мне в Омске, где я тогда работал на выборах по сибирским татарам, говорят:

- Завтра летишь во Владивосток проводить фокус-групповые исследования.

- А что это такое?

- Ты что, дурак? Купи в магазине книжку, в самолете прочитаешь.

Я купил классическую работу Белановского, "Метод фокус-групп". В самолете прочитал.

Что такое фокус-группа? (Кому скучно читать мое сухое описание - могут переключиться на рассказ Виктора Пелевина "Фокус-группа").

ФГ- это способ вытаскивания из людей коллективного бессознательного. Происходит вербализация смысловых паттернов, в том числе - ранее неосознаваемых респондентами. Учитывается не только речь, но и невербальные сигналы, при необходимости подвергаются анализу и они (в РФ практически никто этим не занимается, смотрят только на текст).

ФГ - это не просто опрос по опроснику. И не "коллективная беседа". Вся соль - в групповой динамике, которой и должен управлять модератор ФГ.

В ФГ участвует обычно около 10 чел. Если меньше - группа может сломаться на 2 неравные части, которые начнут между собой борьбу. Если сильно больше - будет Bazaar вместо сбора информации.

И вот еще у Белановского я прочитал: главное - нейтрализовать лидера, иначе он навяжет остальным участникам свое мнение - и ты не узнаешь ничего о коллективном сознании, ты познакомишься лишь с мнением лидера.

Дальше я начинаю проект и с удивлением вижу: ВСЕГДА в группе случайно собранных незнакомых 10 человек начинается борьба за лидерство и навязывание собственного дискурса. Неважно, чего касается вопрос - качества майонеза или качества Путина.

Позже я вижу: неважны и социальные страты, национальность и пол. Позитивные главбухи крупных московских компаний также ожесточенно бьются за бессмысленное лидерство в группе случайных людей, собранной на полтора часа, как и грустные забухаторы Мошковского района Новосибирской области.

Битва за лидерство - это константа. При неумелой работе модератора лидер возникнет и заберет власть над группой за 10-15 минут. Диссиденты будут молчать, шакалы Табаки - подтявкивать.

Поняв все это и УВИДЕВ на практике, я крепко задумался.

Налицо было действие неких универсальных биологических механизмов, сходных с таковыми у муравьев.

О муравьях и мирмекологах- в следующем посте.

Звонит мне как-то раз незнакомая девушка.
- Здравствуйте, я прочитала вашу книжку про менеджмент судьбы и мне очень нужна консультация.

Я называю обычную новосибирскую цену установочной сессии, но она грустно говорит:

- У меня нет денег.

Мы молчим, затем я вздыхаю:

- Опишите суть своей проблемы.

Девушка:

- Понимаете, я мирмеколог, специалист по поведению муравьев.

- Что?!

Я чуть со стула не упал. Ни разу не говорил с живым мирмекологом.

- Да. Я работаю в лаборатории мирмекологии в Ельцовке, это рядом с Академгородком.

- Я знаю Ельцовку, жил там немного. Странное изолированное место в лесу.

- Ага. И вот у нас - очень маленькая зарплата. Мне буквально не хватает на аренду комнаты и на еду. А сама я из Каинска. Думаю - может туда вернуться? Посоветуйте план действий: как найти в Каинске работу по специальности.

- Никак, - отвечаю я. - Мирмекологических лабораторий в России всего несколько, ближайшая наверное в Москве.

- Я не хочу в Москву.

- Тогда в США, там мирмекология прекрасно развита.

- Я не хочу в США. Хочу в Каинске работу по специальности с нормальной зарплатой.

В общем, мы разработали вариант по трудоустройству в биосферный заповедник, где энтомологи реально были нужны.
Но зачем путинская Россия тратила деньги на такую вот игру в бисер, исследование муравьев?

Путинская мирмекология - это просто недобитое советское наследство и... подражание США. Карго-культ с соломенными микроскопами и фанерными вычислительными центрами.

А зачем мирмекология практичным амерканцам?

Предоставим слово американскому же детищу, Вики. Что она заяснит нам за мирмекологию?

"Это раздел энтомологии, посвященный научному изучению муравьёв. Некоторые ранние мирмекологи считали муравьиное общество идеальной формой общества и стремились найти решение человеческих проблем, изучая их. Муравьи служат моделью для изучения вопросов эволюции социальных систем из-за их сложных и разнообразных форм эусоциальности. Их разнообразие и значимость в экосистемах также сделали их важными компонентами в изучении биоразнообразия и сохранения природы. В последнее время колонии муравьев также изучаются и моделируются на предмет их актуальности в машинном обучении, сложных интерактивных сетях, стохастичности и сетей взаимодействий, параллельных вычислений".

Но у нас темой заявлено Лидерство. Что там у муравьев с лидерством?

А кто вообще владеет и управляет муравейником?

Муравьи очень разные. Как и приматы. Сравните туповатую игрунку и глубокомысленного орангутанга, который говорить не может лишь по причине неподходящей анатомии гортани.

Ниже мы будем говорить о продвинутых видах, сапиенсах муравьиного мира.

Читатель должен понимать, что все это - в некотором роде метафора, ибо проникнуть в мир муравья по-настоящему мы не можем. Даже оценки интеллекта отдельно взятой особи плавают от червяка до мыши. А мышь - существо весьма продвинутое.

Итак жизненный путь муравья начинается с детского сада. Группа личинок (20-25 детишек), няньки, повара. Потом школа в составе той же группы. Затем - высшее образование (многие вылетают, не окончив).

Уже в школе определяются лидеры, которым маленькие муравьишки оказывают особые знаки почтения.

Лидер - это не самый буйный, сильный и злобный. Он и сильный, и УМНЫЙ. Если у него все есть, но он туповат - пошлют в солдаты, охранять муравейник, где в итоге он вцепится в язык какому-нибудь медведю и таким образом отдаст жизнь за Родину.

Сформировавшиеся в школе муравьиные группы поддерживают отношения всю жизнь, даже если один стал солдатом, другой - сельхозработником и выращивает плесень, а третий - политиком. Как пел Летов, "всё как у люде-эй".

Одноклассники.

Высшая каста, ради попадания в которую муравейчик идет в университет - это разведчики. От них зависит почти вся жизнь муравейника. Разведчик - это исследователь 19 века: он и географ, и антрополог, и ножиком может ткнуть нехорошего собеседника.

Разведчики тоже фильтруются.

Параметры:
- Эффективность разведования пищевых ресурсов и составление адекватной карты местности
- Авторитет среди других
- Хорошие ИНТЕЛЛЕКТ И ПАМЯТЬ.

Именно таким и должен быть идеальный муравьиный Лидер: умеющий достигать результат, предприимчивый, авторитетный и УМНЫЙ.

Такой муравей, формально не покидая касту разведчиков, становится крим оф крим, суперразведчиком. А точнее - политиком, ученым и лидером для кризисных ситуаций.

Таких "брахманов" - совсем немного. В муравейнике население 2 млн, а ученых и политиков 1-2 тыс.

Брахман в промежутках между кризисами "ничего не делает". Точнее, мы не понимаем, что он делает. Он просто тусуется с такими же элитариями, а другие муравьи его кормят.

Но во время кризиса...

Кончать пора с хиромантией. Ой, то есть с этим мирмекологическим экскурсом. А то начинаю выглядеть, как персонаж сталинской пропаганды: "МУХОЛЮБЫ-ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИКИ". (Это друг детей не про мирмекологов говорил, а про генетиков, но.)
.....

Что есть для муравейника СЕРЬЕЗНЫЙ КРИЗИС? Процитирую Цоя, а то обвинят в сибирском сепаратизме: все Летов да Летов у тебя, ты че братан, совсем рамсы попутал?

"Война, эпидемия, снежный буран, космоса черные дыры".

Кабан разворошил муравейник, подростки с олигофреническим интересом наблюдали за облитым бензином и горящим муравьиным Городом - мало ли что бывает. Суть в том, что большинство разведчиков погибло. А только они владели оперативной информацией - где корм, где тля, где враги?

Нужно учить новых разведчиков, нужна карта местности. А где все навыки и карты хранятся? В ГОЛОВЕ У БРАХМАНА.

Его авторитет неоспорим, куда он укажет - туда и пойдут начинающие разведчики.

А укажет он в соответствии с хранящейся в его сознании картой. Только сначала в процессе занятий с новичками он ЛИЧНО проверит соответствие карты новым реалиям.

Закончит свое дело - и опять отправится в глубокие, безопасные подземные камеры: грызть что-нибудь вкусненькое и размышлять.

В человеческом обществе ярковыраженные Лидеры также востребованы в основном во время кризисов.

Горе той власти, которая либо не кормит подобных лидеров, либо кормит вместо них паразитов-ломехуз, засоряющих сознание общества бредовыми идеями. Либо - просто гасит любых новых лидеров на старте.

У других властных групп лидеры есть - а значит они победят идиотов, убивающих собственных начинающих лидеров. А перед этим могут еще и помочь этих лидеров приплющить.

Обычное дело.

Ниже глянем немного на тему лидерства в госуправлении и политике. Но сначала придется читателю немного поскучать и ознакомиться с простенькой концепцией менеджмента, выработанной Ицхаком Адизесом (еврей-ладино, гражданин мира, доступный для понимания ЛЮБОГО и весьма практичный бизнес-консультант).

Вчера разговаривал со своей тетей, она тоже НГУ закончила. Спросил ее о "философе" Фофанове, который за госсчет издает нечитаемую бредятину, ездит в Риодежанейро на заседания Римского клуба и т.п.
Тетя рассмеялась:

- В наши годы он вел научный коммунизм. Профессионал! То есть вел мусорную ерунду, все знали - надо отбыть повинность и забыть как страшный сон.

(Отец Сергея Кириенко тоже вел научный коммунизм, это так, для понимания).

А зачем в хорошем университете сидели и отчасти сейчас сидят перекрасившиеся в субъект-субъективистов "научные коммунисты"? А чтобы будущий ученый к философии, социологии, этнологии относился с пренебрежением и даже отвращением.

Тогда никаких вопросов о власти, лидерстве и управлении такой ученый даже ПОСТАВИТЬ не сможет. Либо поставит - и уйдет в бредовую конспирологию о Гиперборее и ядерной войне 19 века.

Американец лидера увидит, пальчиком поманит, даст бутылку фанты и сто баксов:

- Будем дружить, бро.

Потом присмотрится: на что годится парниша?

Советский и постсоветский чиновник зальет мозги населения "научным коммунизмом", а тем, кто из пены голову высунул - шашечкой, сабелькой. Как Прокруст.

Эх, я же про компетенции менеджеров и лидеров собирался писать, по Адизесу. А начал вдруг про "научный коммунизм".

Но ведь с другой стороны - полезно напомнить гражданам, что сознание их продолжают заливать ядовитой пеной.

Можно промыть сознание чистой проточной водой - и полегче станет. Даже на уровне ритуала можно - просто окунуться в святой источник. И вдруг хоп! - пены поменьше стало.

Ладно, теперь вот точно - приступим к Адизесу.

"Is he the little jew who wrote the Bible?" (L. Cohen)

Сначала про управленцев.
Адизес выделяет 4 базовых компетенции:

- Администрирование
- Предпринимательство (умение видеть новые пути достижения целей, ставить новые цели).
- Производство результата
- ИНТЕГРАЦИЯ (умение склеивать и воодушевлять команду).

Идеальных управленцев не бывает. Но ВСЕ компетенции должны быть хотя бы частично развиты. Иначе получается тип деструктивного менеджера. Их Адизес подробно рассматривает, но мы углубляться в это не будем. Отметим лишь чрезвычайно характерный для чиновников тип "мертвый пень". У пня все компетенции на низком уровне. Он ничего не хочет, кроме сохранения текущего положения. Предпочитает имитацию, а не деятельность. Бумажку, а не реальность. Его не беспокоит даже гибель возглавляемой им организации.

Пример? Ну вот для примера возьмем российский губернаторский корпус. На данный момент среди губернаторов есть всего один классический мертвый пень. Это губернатор Республики Тыва Владислав Товарищтайович Ховалыг. Нет лекарств в аптеках? Вот вам бумажка с печатью, в ней написано, что лекарства есть.

Мертвый пень - это антипод лидера. Опасен он именно своим полным равнодушием и некомпетентностью.

(Некомпетентный лидер может быть опасен чрезмерным неравнодушием, вспомним страстные речи Хитлера).

Мертвый пень будет вести Титаник на айсберг, покуривая трубочку и отгоняя мысли о собственной гибели.

Что нужно линейному менеджеру или рабочему в первую очередь? ПРОИЗВОДСТВО РЕЗУЛЬТАТА.

А бухгалтеру? АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.

А директору стартапа? ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

А эйчару? ИНТЕГРАЦИЯ.

А лидеру? "Кастанеда об этом ничего не писал, серый котейка в ботинок ссал" (Летов).

Адизес говорит про управление. Но его концепция применима и для более широкого круга вопросов. Адизес не концентрировался на Лидерстве, а мы сконцентрируемся.

Как начинает свой трудовой путь будущий "брахман" муравейника, муравей-разведчик?

Он с риском для жизни исследует окружающую муравейник местность. У него повышен исследовательский инстинкт.

У двустворчатого моллюска такого инстинкта нет - моллюск совсем тупой. Лежит, медитирует в толще песка и фильтрует воду. Таков его Путь.

А у человека инстинкт исследования есть. Замечали вы такое? Сидишь на пригорочке, смотришь на синеву дальних холмов - и хочется туда попасть. Зачем? "А низачем". Инстинкт.

Он и заставлял людей разбредаться по Земле все дальше от первоначального региона формирования хомо сапиенс.

Тут опять придется процитировать Цоя:

"Встать и выйти из ряда вон, сесть на электрический стул или трон".

Для Лидера важна готовность рисковать.
У него должен быть развит инстинкт исследователя.
Он способен в качестве аксиом установить нечто нерациональное и непривычное остальным.

Все это и создает ту видимость, которую люди зовут харизмой.

Людям присуще идти за лидером, иначе они сидели бы где-нибудь в тропическом лесу, как орангутанги, и было бы их не 7 млрд, а 700 особей. И не было бы вообще ничего: ни культуры, ни науки, ни религии.

Только банан каждый день и ночью - грустные песни под смеющейся над таким прозябанием луной.

Стоя на горе Богдо-Уула (Гора Богов) и глядя вниз на покрытый строительными лесами новый микрорайон Улан-Батора я думал:

- Вот здесь, на этой горе, родилась одна из знаковых побед Чингисхана. У тебя 200 воинов, ты разжигаешь на горе тысячи костров - и твой враг бежит, даже и не вступив в сражение.

Тоже самое повторил через сотни лет безумный барон Унгерн. 200 казаков, тысячи костров - и 10 тысячный китайский гарнизон бежит из Урги в ужасе.

А за день до этого Унгерн въехал в Ургу и сказал китайским часовым через переводчика:

- Я барон Унгерн, ваш враг. Завтра мои отряды спустятся с Богдо-Уула и возьмут этот город.

Не спеша проехался по Урге и вернулся в свой горный лагерь.

А на следующий день его маленький отряд вошел в самозачистившийся от китайской армии город.

Пример барона не очень хорош для позитивного текста про Лидерство. Ведь кончил барон плохо: в новосибирском подвале на улице Фабричная, с большевистской пулей в голове.

Нельзя сказать, что "Унгерн был плохим лидером".

Но у барона был ряд недостатков, для цели долговременного лидерства решительно недопустимых.

Например: барон был попросту говоря ГЛУП.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. 1921 год.

Богдо-Гэгэн спросил барона Унгерна:

- А зачем, мил человек, ты в Урге всех евреев убил? Их было всего 80 человек, они спокойно торговали, мы думали - это обычные русские.

Унгерн:

- Так надо.

Богдо-Гэгэн, наливая шампанское:

- А почему Урга завалена трупами других людей? Со всех окрестностей грифы слетелись.

- Так надо, - говорит глуповатый Лидер, в которого лишь на время вошел некий дух, желавший освобождения Монголии от китайской власти.

Дух вошел - и вышел, когда миссия была исчерпана.

Вот о чем надо помнить, играя в Лидерство.

-------------------------------------------
Продолжение см. под спойлеров в заметке Укры призадумались

См. также Другие тексты Бориса Мышлявцева

Мышлявцев, теория Власти

Previous post Next post
Up