Тлинкиты к моменту прихода русских в Америку были самым развитым народом Аляски. У них была серьезная социальная дифференциация, они умели обрабатывать металлы, а в экономике не малую роль играло рабовладение.
Им подчинялись окрестные индейские племена, которые поставляли тлинкитам рабов и, конечно же, пушнину. Пушнина потом сбывалась англичанам или французам.
Логично, что тлинкиты стали злейшими врагами русских пришельцев (русских можно взять в кавычки, т.к. среди них значительную часть составляли алеуты и якуты). Ведь подчинение "слаборазвитых" лесных и береговых князцов для выкачивания меха издавна было привилегией тлинкитов. А русские не просто на нее покусились, они и самих тлинкитов пытались обложить ясаком.
(Официальный мир между Россией и тлинкитами был заключен лишь... в 2004 году).
Неудивительно, что православных среди тлинкитов практически не было.
И тем удивительнее, что вскоре после продажи Аляски США около трети тлинкитов приняло православие. И это при том, что никакой миссионерской деятельности среди них русские священники после ухода России с Аляски не вели.
Зачем же тлинкиты массово приняли православие?
[Нажмите, чтобы больше узнать о тлинкитах]Немного скажем о самих тлинкитах. Основной ареал их обитания - самый юг нынешнего штата Аляска. Тлинкитов окружали как близко родственные народы, вроде цимшиан и хайда, так и далекие от них лесные жители атапаски.
Тлинкиты контролировали устья богатых лососем рек. Поэтому основная трудовая деятельность была сконцентрирована в одном осеннем месяце, когда лосось идет на нерест и основные трудозатраты связаны не с ловлей рыбы, а с ее разделкой и консервацией.
Один месяц работы - и весь год ты обеспечен высококачественной пищей. (Позже эту работу и вовсе поручили чужеплеменным рабам). И что же делать в остальные месяцы? Если бы тлинкиты жили в условиях пищевого изобилия и одновременной изоляции, они могли бы деградировать, подобно предкам австралийцев.
Однако тлинкитов окружали весьма воинственные соседи, которым также хотелось контролировать устья богатых рыбой рек.
Поэтому постоянной задачей мужчин было либо воевать, либо готовиться к войне.
Из ближних соседей тлинкиты создали буферную зону, которая зависела от них в том числе и культурно.
Тлинкиты управлялись вождями. Русские называли их тойонами, по аналогии с якутской знатью.
(Тут мимоходом заметим интересную эволюцию монгольского слова нойон. Слово монгольское, переводится как "князь". И нойонов монгольского мира русские и называли князьями (обычно в княжестве были многие тысячи жителей, а иногда и десятки тысяч). В якутском языке слово трансформировалось в "тойон". В якутском княжестве в силу климатических особенностей "подданных" было существенно меньше, чем в монгольских - и тойонов князьями не называли. Однако это были не "княжества" обских угров из 200 человек. Поэтому и князцами тойонов было называть как-то не по чину. И термин "тойон" стал самостоятельным наименованием для родоплеменной аристократии Северо-Восточной Азии. В итоге тойонами начали называть и чукотских и камчатских вождей. А после начала освоения Америки - алеутских и тлинкитских.)
Наличие "халявной" пищевой базы позволило создать тлинкитам рабовладельческое общество с богатой и даже утонченной культурой. Тлинкиты активно участвовали в трансамериканской торговле и, собственно, были торговыми королями Аляски.
Было их к моменту прихода европейцев около 15 тыс. Для таежного ландшафта - народ очень большой. И, в отличие от обских угров, не рассеянный на огромных болотистых пространствах, а сконцентрированный вдоль береговой линии.
(После прихода европейцев численность тлинкитов резко сократилась - главным образом из-за оспы. Российское правительство в 19 веке организовало ряд прививочных кампаний, численность тлинкитов начала восстанавливаться, а русско-тлинкитские отношения улучшились.)
Именно тлинкиты довели до совершенства традицию потлача, когда человек устраивает пир буквально на весь мир, а всех гостей заваливает подарками. (Это повышало социальный статус устроителя потлача).
Нам этот обычай кажется странным. Но отчего он так развился у тлинкитов? От непредставимого для нас изобилия.
Религия тлинкитов - шаманизм, вполне типичный для Сибири и Северной Америки. Не буду вдаваться в детали. Отмечу для примера одну лишь частность.
У тувинцев существует представление, что человек обычно перерождается среди своих потомков. Шаман или лама по родинкам и прочим приметам на теле новорожденного может определить - кто именно переродился.
Точно такие же представления существовали и у тлинкитов.
Шлем тлинкитского воина ввиде головы волка (дерево). А из деревянных пластинок, обшитых лосиной кожей, тлинкиты изготавливали доспехи, подобные рыцарским. Доспех прекрасно защищал от стрел, но мог выдержать даже и попадание пули.
Тлинкитский воин в доспехах. Жители Петербурга могут полюбоваться на оригинальные доспехи в Кунсткамере.
После перехода Аляски в собственность США бывшие "хозяева Аляски" тлинкиты почувствовали некоторуюфф разницу, так скажем. Если русские власти воевали с тлинкитами за долю рынка и договаривались (Николай I даровал тлинкитскому крещеному вождю Михаилу титул Верховного тойона Ново-Архангельских земель, во внутреннюю жизнь тлинкитов русская власть не вмешивалась, христианизация была только добровольной, на тлинкитский был переведен Новый завет, на тлинкитском велось богослужение), то американская администрация ставила совсем другие задачи. Диалога не предполагалось. Власть тлинкитских тойонов не признавалась. При малейшем неповиновении уничтожались тлинкитские поселения - под корень.
Права тлинкитов были поставлены в жесткую зависимость от членства в пресвитерианской церкви и знания английского языка.
Но мы же помним, что тлинкиты рулили всей Аляской? Что это был народ воинов и торговцев?
Тлинкиты массово пошлии в православие и обратились к русскому консулу за поддержкой:
- Согласно договору такому-то, после продажи Аляски русский царь обязался гарантировать наши права.
Тлинкитская знать (как и знать японского Хоккайдо в это же примерно время) противопоставила Православие чрезмерному чужеземному влиянию:
"Мы христиане, цивилизованные люди, но молиться будем по-тлинкитски, а не по-английски".
Тлинкиты отстояли право получать образование на своем языке и не становиться деклассированными "амэрикан индианс".
Но в 1915 под шумок Мировой войны США запретили образование на тлинкитском языке. Тлинкитский письменный язык был создан на основе кириллицы - и он фактически был аннулирован.
(Не будем ругать американцев. Тогда все так делали. СССР чуть позже вообще свел в ноль письменные языки с арабской и монгольской письменностью.)
В 1924 году тлинкиты получили американское гражданство и начали высуживать у США компенсации за реально понесенный ущерб. Процесс продолжается и сейчас.
Например, правительство США затребовало у тлинкитов 400 одеял. Вы не ослышались, США требовали у тлинкитов одеяла в конце 19 века. Тлинкиты дали только 80. В качестве возмездия США уничтожили 2 тлинкитских деревни, обстреляв с кораблей.
За это США в итоге заплатили тлинкитам за ущерб. Ну и т.п.
Выглядит интересно: тлинкиты ухватились за православие как за спасательный круг. И худо-бедно выплыли. Их сейчас около 20 тыс, немного больше, чем было при приходе европейцев. Кто из индейских народов может похвастаться таким результатом?
Тут я не про то, что православие спасительно (это уже теологи должны рассуждать).
Я про то, что тлинкиты - продвинутые. Смогли понять, что им нужно для того, чтобы не погибнуть. [Из обсуждения] > Алеуты в РИ дослужились до статуса подданных. Т. е. "белых людей" . После продажи Аляски американцы их приписали к индейцам - второсортным людям.
Да, это была для них трагедия.
> Одеяла прямо заинтриговали. Может, это какие-то их народные промыслы, эстетичные ковры, а не утилитарные одеяла. И вообще из чего они их делали, нужно же или скот разводить, или лён и т. п. сеять.
[Нажмите, чтобы прочитать подробности истории с одеялами]"Например, правительство США затребовало у тлинкитов 400 одеял. Вы не ослышались, США требовали у тлинкитов одеяла в конце 19 века. Тлинкиты дали только 80. В качестве возмездия США уничтожили 2 тлинкитских деревни, обстреляв с кораблей.
За это США в итоге заплатили тлинкитам за ущерб. Ну и т.п."
***
Англо-саксонская государственно-безжалостная продразвёрстка, американские комиссары в пыльных шлемах. Ужас неоспенного одеяломора.
Но есть другая версия. Не "правительство США", а инициативный Navy Captain E.C. Merriman, в частном порядке, предтеча полк. Буданова, like "I'm a judge, jury and sheriff".
"A law unto himself"
ФАКТУРА
1. несчастный случай на белом китобойном промысле (погиб наёмный тлинкит)
2. тлинкиты требуют компенсацию в 200 одеял (это оч. много, но погибший - шаман)
3. в обеспечение требования захватывают двух белых заложников, китобойные суда, здания и имущество компании на берегу
4. капитан китобойцев платить индейцам отказывается, обращается к Navy Captain E.C. Merriman "помогите освободить заложников и имущество и восстановить законность"
5. корабль US Navy и нанятый буксир с отрядом морпехов приходят на место инцидента
6. заложников и имущество тлинкиты освобождают
7. Capt. Merriman ставит ультиматум - 400 одеял "как наказание и гарантия хорошего поведения в будущем", завтра к полудню
8. тлинкиты отдают 81 одеяло (вероятно, больше у них нет)
9. по истечении срока ультиматума деревни обстреливает корабль, высаживается отряд морпехов с одной пушкой и одним пулемётом, сжигает две деревни и хранилища запасов тлинкитов (жертвы - шестеро детей, задохнувшихся дымом)
***
Там одеяльные и/или человеческие компенсации за смерть - долгая и скучная талионная "бытовуха", осложнённая "низовой" борьбой за (не)признание обычного права тлинкитов, по которому они и требовали от китобоя эти 200 одеял.
Взяв в заложники двух белых китобоев, захватив здания компании, суда и оборудование.
Отсюда и поход для освобождения заложников, и требование "ответки" в 400= 2х200, в русле "а фигвам, у нас в Москве не шариат мы тут белые и главные".
Но 26 октября 1882 года по тлинкитскому Ангуну стреляли всё же не "США" :)
Обстрел этот был осуждаем и сразу же после случившегося, а в 1973 г. по решению суда ангунским кланам выплачена компенсация в $444667.
Ни белых, ни пушистых не найти, так что смысла сравнивать с чем-нибудь вроде Геок-Тепе 1881 г. и т. п. - никакого
ПОДРОБНОСТИ :
The Incorporation of Alaska Natives Under American Law: The United States and Tlingit Sovereignty, 1867-1900
2. Early Conflict Between Tlingit and American Law
pp. 295-298
👆тут вся история, включая предыдущие одеяльные бодания вокруг откусывания пальца тлинкитом у белой прачки, пинков из-за отказа поделиться бухлом и т. п. дружбонародные живописности.
"Merriman's actions were not without controversy. The image of the Navy shelling an Indian village had a powerful impact all across the country. 139
For example, Congressman James Budd of California characterized these actions as "proceedings unworthy of a drum-head court martial" and accused the Navy of making and executing laws: Merriman was "judge, jury, and sheriff." 14°