Люди не верят, что до японской оккупации кореянки были ОБЯЗАНЫ ходить с голой грудью. Эта обязанность длилась более ста лет и мужьям кореянок, да и им самим не очень нравилась. Это и привело к возникновению японофильских настроений (Японский император обещал отменить эту унизительную для корейского народа обязанность).
Таких фото 19- начала 20 века в Инете тысячи. Это не эротика, это просто знак покорности корейскому королю.
Мы уже подбираемся к ответу на вопрос: почему японо-корейская ЧВК безнаказанно убила королеву Мин? Почему корейские элиты так легко пошли на отмену корейской субъектности?
Но ведь как-то корейцы должны были выстраивать НАЦИОНАЛЬНУЮ культуру, отличную от конфуцианской? Да. Поэтому примерно в 18 веке корейский король издал указ: все кореянки летом должны ходить с открытой грудью. Указ был отменен лишь во время японской оккупации, в начале 20 века.
Об этих обычаях в нынешней Корее говорить запрещено.
Но это правда очень сильно отличало корейцев от всех окрестных народов.
Японцы в качестве этнодифференциирующего признака выбрали честь. Корейские мудрецы - голую грудь своих женщин.
Официальной мотивацией было: "Чтобы король не влюбился в трансвестита".
Высокопоставленные женщины Кореи точно также носили платья с вырезом на груди (кроме королевы, ей не надо было). Однако им было позволено сделать грудь невидимой с помощью всевозможных рюшечек.
Так что это - каприз короля, или отражение глубинных желаний корейских женщин? "Пережитки палеоазиатских обычаев"?
В Новосибирске вполне нормальным считается отдых женщин с открытой грудью. На Академгородковском пляже. Но не везде же?
Мы с молодым южным корейцем идем на пляж, он в шоке от открытых грудей. "А у нас так не принято".
Я полагаю, что принуждение корейских женщин ходить с голой грудью - это была форма насилия короля над подданными. "Даже над вашим телом у меня власть". Ну и этническая дифференциация.
Я вот не слышал, чтобы в это же время во Владивостоке многочисленные кореянки ходили бы так.
Короче, тут тема интересная - а у меня просто мысли по ходу повествования.
Но философски эти проходящие мимо мысли не столь уж и бесплодны, как может показаться.
Власть над телом подданных - это огромная власть. Но она вызывает столь сильную неприязнь к властителю, что подданные готовы поменять его на страшного, экзистенциального врага. На Японского дорогого Брата, к примеру.
А может дамы лучше продолжали бы на светских раутах дефилировать топлесс, чем "вот это вот всё"?
Тут уж корейцам решать. А мы продолжим повествование.
Из Японии того же времени. Из "варварской культуры". Айнские красавицы с татуированными усами- улыбками. (Японцы это видели как усы, но вроде это просто символ доброжелательности).
Закончить тему корейского женского костюма, бытовавшего по приказу короля с 17 по 20 век (в удаленных районах - до 1940-х годов) я хочу цитатами из заметок тогдашних антрополов и путешественниковов. Почему это важно? Корейская пропаганда и наука продвигает следующее ложное представление:
- Все эти фото были сделаны японцами для унижения корейского народа.
Поэтому цитировать японцев мы не будем.
"Одна особенность костюма встреченных мною кореянокъ поразила меня своею странностью… Кореянка оставляетъ узкий горизонтальный разрез в своемъ корсаже на высоте сосков, обнажая из всего тела, кроме лица, только среднюю часть груди." (Сергей Николаевич Южаков. "Дважды вокруг Азии". СПб.: Типолитография Б.М. Вольфа, 1894, стр.44).
А вот что пишет создатель Новониколаевска (Новосибирска), инженер Гарин-Михайловский:
"Корейские женщины красивы?" - снова задаю вопрос. "Есть очень красивые: высокие, стройные… Плечи и грудь обнаженные, снизу только что-то вроде корсета… Иная идет с реки, поддерживает на голове кувшин руками - просто, хоть царапайся, так хороша…""
Или вот еще:
"Закутанная от шеи до пяток и до кистей рук, кореянка оставляет в своем костюме открытый поперечный разрез на груди, обнажая свои грудные железы" ("Русское богатство", №8, 1894 год, стр.128).
Довольно странно было бы предположить, что "русские с японцами дули в одну дуду для очернения корейского народа".
Открытая грудь была чем-то вроде пионерского галстука. ("Пионер - всем ребятам пример" - говорили нам в школе. Однако в пионеры принимали всех, даже малолетних бандитов - и заставяли носить галстук).
По итогу. Мы знаем только, что при японской оккупации большинство корейских женщин быстро перешло на одежду европейского, китайского и японского покроя, без всяких вырезов на груди.
И сейчас само напоминание об этой "традицинной одежде" является в Корее "недопустимым антикорейским выпадом".
Если же спросите об этом корейского антрополога, он потупится и скажет:
- Некоторые носили такую одежду, чтобы детей было кормить удобно. А японцы раздули: корейцы некультурные, мы их вытащили из варварства.
2.1. В 936 году эпоха Троецарствия подходит к концу. Государство Корё (стяженная форма от Когурё) на долгие годы объединяет север и юг. При этом маньчжуро-монгольские земли навсегда утрачиваются. Государство смещается к югу и начинает примерно соответствовать очертаниям современной Кореи. (Однако претензии корейцев на владение Маньчжурией никуда не делись).
Мы почти ничего не можем сказать о протокорейских языках эпохи Троецарствия. Языком элит и образования был исключительно китайский. Язык основной массы населения никто не фиксировал.
Язык княжества Корё можно уже с полным правом называть древнекорейским, его образцы нам известны.
В это время происходит окончательное отделение Японии от Кореи в этническом и языковом смысле.
В Корё расцветает буддизм, науки, появляется книгопечатанье с металлическим разборным шрифтом.
Важнейшим центром, Западной Столицей Корё, становится восстановленный из руин Пхеньян, близкий сердцу корёсских правителей.
Что происходило в период объединения Кореи за ее пределами? В это время происходила борьба монголов-киданей и маньчжуро-корейского государства Бохай (к северу от Кореи, часть Маньчжурии и юг Приморья.)
Кидани уничтожили Бохай - и огромные массы бохайского населения двинулись на юг. Они составили примерно 10% от жителей Корё, а в составе аристократии - намного больше.
Коресские короли называли жителей Бохай своими родичами и охотно принимали беженцев. А беженцы-аристократы, заняв при дворе доминирующее положение, создали дискурс: "Главное для Корё - это мстить монголам-киданям за разрушение братского Бохай".
Подобный дискурс.не мог не приводить государство к постоянным внешнеполитическим проблемам.
2.2. В 942 кидани послали коресскому правителю 50 верблюдов в подарок.
Тут надо понимать, чем является для монгольского мира верблюд. На наши деньги - это как очень дорогой джип, символ престижа. Для примера. В тувинской Тодже значительная часть территории - это горная тундра. Климат - плюс-минус как в Эвенкии. Однако местный нойон, по свидетельствам путешественников, держал верблюда, который в тундре был бесполезен с хозяйственной точки зрения и был весьма дорог в содержании. И сейчас верблюд в Туве - это скорее дорогостоящий и громоздкий аксессуар, чем нужная в хозяйстве животинка...
Так вот. Корейский правитель привязал верблюдов под мостом и заморил голодом. В качестве мести за разрушение киданями царства Бохай. Киданьских же послов он сослал на уединенный остров.
По степным обычаям коресский правитель совершил непростительный поступок. Отношения с киданями все ухудшались и переросли в масштабную войну. По итогам войны земли южной Маньчжурии были потеряны, северо-западная граница установилась по реке Ялу, где она проходит и ныне.
Войны длились до 1022 года, когда был заключен мир, а Корё признало себя номинальным вассалом киданьского Ляо.
Корейцы выстроили на севере свою Великую Стену. Кидани больше не совершали серьезных нападений и для Корё наступила эпоха расцвета, бесцеремонно прерванная Великим Ханом Тэмуджином.
2.3 Итак, на наших глазах возникает то, что уже с полным правом можно называть Кореей. Так же и в Японии в это время возникает Япония.
До образования Ниппон на юге Японских островов постепенно сформировалось нечто вроде федерации. Китайские источники характеризуют протояпонцев как людей веселых, очень склонных к употреблению алкоголя и не гнушающимися каннибализма в отношении темнокожих южных варваров.
Внешнюю политику Ямато можно описать кратко: уничтожить Когурё и добиться от китайского императора признания Кореи яматской. На юге Кореи всегда существовали японские поселения, опирались протояпонцы на корейское царство Пэкче. Оттуда и пришел к ним буддизм.
Иногда китайские императоры признавали Корею японской. А потом отзывали это признание. И так - столетиями.
В период Ямато протояпонский правитель впервые назвал себя Сыном Неба в официальной переписке с китайским императором. Это было реальным шоком. Ведь не будем забывать, что официальным названием Японии было: "Страна Карликов".
"Сын Неба из Страны Карликов пишет Сыну Неба из Поднебесной". Перебор. И постепенно за японским императором закрепилась титулатура Небесный Монарх. Это было получше, чем Сын Неба.
В Ямато проводятся реформы, бюрократизация по китайскому образцу. Южнокорейские войны приводят к массовому наплыву культурных беженцев на Японские острова. Бегущие от смуты протокорейцы и ханьцы формируют стержень будущей Японской цивилизации. Или стержнем были веселые забухаторы, не чуждые каннибализма, а цивилизаторы с материка лишь придали всему этому благородную внешность? Тут не буду спорить...
Ниппон централизуется, возникают зачатки всего этого бусидо и жесткости. Но надо понимать: половина главного японского острова Хонсю населена "индейцами"- айнами. Население там редкое, места всем хватает. Непослушный протояпонец мог просто уйти на север. Американский Дикий Запад, русская Сибирь... Т.е. всю это писанную в документах жесткость не надо воспринимать буквально. Записано у человека в приговоре: смертная казнь. А ему говорит судья: "Иди-ка ты, милок, на север". И тот идет.
2.4. Мой текст не является историческим трактатом или, даже, студенческим рефератом. Читатель может заметить, что я практически не привожу имен правителей, датировок основания и разрушения городов, а также описаний знаменитых битв. Цель этих заметок - дать общее представление о сути происходивших на просторах Восточной Азии процессов.
Если мы посмотрим на японскую и корейскую историю периода до Монгольской империи, мы увидим весьма сходные циклические процессы, повторявшиеся из столетия в столетие на новом культурном уровне.
Очень упрощенно процесс этот можно описать одной строкой: усвоение китайских бюрократических традиций, религии и культуры.
Это во многом напоминает процессы, происходившие в это же время в Европе. С тем отличием, что Корея была относительно изолированным закутком, а Япония - вполне изолированным. Как если бы Ла-Манш отделял Британские острова не от достаточно культурной Галлии, а от условной древней Финляндии.
И в Японии и в Корее процесс усвоения китайских управленческих традиций проходил в форме своеобразной пульсации. Некий сильный король начинал централизацию страны, вводил систему экзаменов для чиновников, упорядочивал систему налогообложения. Вся земля объявлялась королевской собственностью, а большинство крестьян - государевыми людьми.
Но чем короли вознаграждали за службу своих чиновников и военных? Землей, на которой жили крестьяне. Власть постепенно утекала на места и королевство фактически дробилось. Затем снова происходило новое усиление императора-короля (или одного из "феодалов", становившегося регентом). Это усиление обычно сопровождалось усилением китаизации. Китайские методы управления в гораздо большей степени соответствовали потребностям централизованного государства, чем традиционные, основанные изначально на родо-племенных отношениях.
Однако "три пишем - два в уме". Конфуцианство в этом регионе было весьма своеобразным. Например, в Японии после введения китайской системы экзаменов для чиновников (в которой по идее должно было участвовать все население, кроме рабов) крестьян к сдаче экзаменов фактически не допускали. При этом крестьянин мог сделать карьеру, отличившись на поле боя.
В Корее крестьян к экзаменам допускали. Вот только огромная часть их была превращена де-факто в рабов (и они, соответсвенно, также не допускались к экзаменам).
Положение буддистской сангхи также постоянно менялось. Дело в том, что монастыри тяготели к превращению в крупных коллективных "феодалов" со своими вооруженными силами и большими богатствами. Поэтому при усилении центральной власти частенько происходили "наезды" властей на буддизм.
Однако ситуация в Японии и Корее в этом плане несколько отличалась. Корейские короли тяготели к буддистской набожности, как к символу цивилизованности. (Один из королей из милосердия как-то даже запретил жителям страны забой скота и ловлю рыбы).
А у японцев был свой развитый шаманизм, синто (который в Корее находился на почти нелегальном положении). Поэтому политическое влияние буддистской церкви было несколько меньше.
В Японии очередной виток спирали мы видим в 19 веке. Революция Мэйдзи "вернула власть императору", государство стало жестко централизованным. Однако на этот раз нового витка китаизации не произошло. "Карлики" с удивлением обнаружили, что у потерявших мандат Неба китайцев брать больше нечего. И вместо китаизации началась европеизация. Но смысл эпохи Мэйдзи был тем же, что и у прошлых периодов централизации: быстрое, концентрированное усвоение иноземного опыта.
(В скобках отметим, что японо-корейский мир издавна делился на север и юг примерно по 38 параллели. Многие удивляются: почему японцы до 19 века не осваивали не то что бы Хоккайдо, но даже и север своего главного острова, Хонсю? Неужто не могли справиться с северными варварами?
Дело здесь в том, что примерно по этой параллели проходит граница зоны, благоприятной для выращивания риса. Для доиндустриальных рисоводческих культур это являлось важнейшим фактором, как для греков - возможность выращивать виноград и оливки.
Как только Япония вступила в индустриальную фазу - сразу был освоен не только Хоккайдо, но и гораздо более суровый Южный Сахалин. (Впрочем, дикий виноград в сахалинских лесах вполне растет, как и бамбук. В итоге после русско-японской войны остров и был разделен между Россией и Японией примерно по линии произрастания винограда и бамбука).
Также японцы после 1905 года освоили и Северную Корею, создав там мощную индустриальную базу. Южная Корея была оставлена в качестве сельскохозяйственной рисовой житницы).
2.5 Монгольское завоевание впервые по-настоящему изолировало ставшую монгольским вассалом Корею от "братской" Японии. Японию монголам завоевать не удалось. И виной тому, конечно, не только "божественный ветер", камикадзе, разметавший монгольскую флотилию. Постоянные междуусобные войны сделали из японцев действительно хороших воинов.
Япония изолировалась от Кореи? Это как посмотреть. С материка через Корею в Японию устремился огромный поток образованных беженцев: корейцев и китайцев. Поэтому политическая изоляция Японии от Кореи и уменьшение торговых сношений одновременно сопровождались существенным ростом влияния корейской и китайской культуры.
А в Корее? А в Корее произошла монголизация высших слоев, а также переход в высшие слои из низших сословий.
Типичная карьера "из грязи в князи" могла выглядеть так.
Мелкий торговец покупает учебник монгольского языка, бьет детишек палкой по голове и заставляет учить язык страшных варваров. Потом нанимает монгольского бомжа в качестве репетитора - что б детишки живую речь освоили. А потом вместо сдачи конфуцианских экзаменов приводит детишек к монгольскому представителю. А тот рад: неужто хоть кто-то говорит на государственном языке? Детишки становятся штатными переводчиками, взаимодействуют с монгольской администрацией. Ездят в Пекин с делегациями. А потом хлоп! - назначение губернатором, наделение землями...
Возникает раскол между старой элитой и новой монголизированной. Но... Не надо забывать, что все реально крутые ребята из старых родов обязаны жениться на монголках.
Сейчас уже трудно установить степень монголизации Кореи и ее культуры: такие исследования не благославляются нынешними корейскими властями.
Но мы можем утверждать: тогда именно и возник корейский народ, "полностью отдельный от японского". Ведь в Японии никакой монголизации не было! Напротив, туда был приток старокорейских образованных мигрантов. Старокорейских это значит, в основном, "образованных по китайски".
Тут еще надо упомянуть о некоторых тонкостях взаимовосприятия народов этого уголка Азии. Был северный тюрко-монголо-маньчжурский мир, единый в своих базовых основах: кочевое скотоводство, шаманизм (+буддизм чуть позже), бравший из Китая и иранского мира многие элементы культуры но, одновременно, консолидированный на базе презрения к ханьжень, т.е. китайцам. (Напомню читателю, что китаец или ханьжень - это не этническое, это аналог понятия "римский гражданин").
И вот для корейцев маньчжурские народы всегда были "родней", т.к. они были одной из основ их государственности. А монгольские и тюркские народы - "злобноватыми троюродными братьями", с которыми постоянно воевали.
Поэтому подчинение монголам было для корейцев несколько шокирующим...
Монголы, среди прочего, установили подчинение корейского буддизма далеким тибетским иерархам. Официально эти отношения были вроде бы аннулированы в 1945 году, хотя точно я не знаю. В любом случае, тогда началась массированная христианизация и корейским буддистам, полагаю, было не до разборок внутри иерархий Махаяны...
2.6 Когда монгольская династия Юань ослабла и ей на смену начала приходить ханьская династия Мин, в Корее начали происходить восстания и зачистка монголизированной аристократии. А затем Корея стала вассалом новой династии Мин. Мин была нацелена на изоляционизм - теже настроения возоблодали в Корее и Японии. Но Япония периодически пыталась откусить себе чего-нибудь на юге Корейского полуострова.
Затем власть в Поднебесной взяли понятные корейцам братья-маньчжуры. Япония совсем закрылась, начался период сегуната, а Корея стала просто весьма бедным закутков китайского мира, сохранявшим самостоятельность во внутренних делах. Окей, наши буддисты подчиняются Далай-Ламе, вот ему наши подарки.
Маньчжурская империя в 18 веке достигла расцвета, международная торговля процветала, на юнлм побережьи возникали огромные производства фарфора, в горах - гигантские плантации чая. Вмя империя полностью монетизировалась, ведь серебро из Южной Америки через Европу текла в Цинскую империю широкой рекой...
А в Корее, за всю ее доевропейскую историю (как и в Японии) так и не смогли наладить выпуск монеты или ассигнаций и вообще какого бы то ни было денежного обращения.
В Китае аыдавали жалованье серебром, а в Корее и Японии - рисом.
Не надо представлять, что самурай обязательно получал в кассе мешки с рисом. В Северной Корее до недавних пор было понятие "условный рис". Ты получаешь талон на 30 кг условного риса. 1 кг соответсвует 2 кг кукурузы, 10 кг - футболке и т.п. Все расписано.
(Вообще интересно - именно в КНДР сохранились многие старые японо-корейские практики).
То есть Корея была ОЧЕНЬ бедным регионом. Европейских колонизаторов она долгое время вовсе не интересовала.
Япония начала в 1860-е модернизацию - в Корее практически ничего не происходило. Могло ли так продолжаться слишком долго?
Помня о давних претензиях Японии на "братство" с Кореей - не могло.
Вот мы и подходим к тому, с чего начинали наш рассказ - к жестокому убийству корейской королевы Мин.
2.7. Убийство королевы Мин - трагическая история, достойная хороших экранизаций. Азиатский Макбет по своей сути. Символ японской пяты, топчущей "братскую" Корею.
Японских участников убийства даже судили в Японии и - хехе - оправдали. "Сама напросилась".
Википедия так характеризует блистательную королеву (от которой не осталось ни одного портрета или фото; ведь используя портрет любой шаман мог бы нанести ей ущерб; однако в итоге продвинутые японцы использовали технологии более действенные):
"Будучи, по всеобщему признанию, «самой политически влиятельной представительницей этой династии за всё время её правления», королева Мин с середины 1870-х годов и вплоть до своей гибели в 1895 году правила Кореей «из-за ширмы» при слабовольном и склонном к авантюризму царственном супруге."
Судя по всему, к моменту открытия для европейцев и ЯПОНЦЕВ, корейские элиты ушли в астрал и медитации и совершенно не понимали, что происходит вокруг. Они даже не сразу поняли, что Китай вместо могущественного сюзерена превратился в мягкую рухлядь.
Отец короля, Тэвогун, имевший в Корее реальную власть, выбрал своему сыну в качестве жены девочку из знатного, но обнищавшего рода.
И вдруг - она и начала реально править при безвольном короле-забухаторе.
Тэвогун считал, что надо покориться течению истории и уходить под Японию.
Наглая девка решила, что будет натравливать одних варваров против других.
Китай тогда феерически проигрывал Японии (см. "Война 1895").
Королева Мин решила опереться на Россию.
Внутри двора королева опиралась на могущественных шаманок. Они санкционировали убийство всех фавориток короля и прочие внутренние "реформы".
Министр иностранных дел Японии в 1890-е так характеризовал королеву Мин:
"Мало найдётся в Корее людей, равных Её Величеству по проницательности и дальновидности. В искусстве же умиротворения врагов и завоевания преданности подданных у неё нет равных."
Японцы очень уважали её. И, понимая масштаб ее личности, просто убили в собственном её дворце, а тело сожгли и выбросили в реку.
Прояпонская партия ликовала. Король грустно бухал. Затем Япония аннексировала Корею и устроила братскую любовь до 1945 года. Японцы с нуля создали в Корее современную систему всеобщего образования, современное медобслуживание... Да вообще, все что вы можете увидеть в современной Корее, всё институциональное (включая даже систему общепита) было создано японцами.
Хм... Даже первый сериал-дорама был снят в Корее японским режиссером (1919, "Справедливая месть").
Все это окультуривание осуществлялось весьма грубо и прямолинейно. В какой-то момент корейцам дефакто даже запретили свои имена, нужно было брать японские.
Японцев с ненавистью изгнали. Но кроме кимчи в Корее нет ничего корейского, все остальное - японское и немного американское. То, что есть реально корейское.... Хм... Этого корейцы очень стесняются и вам никогда не покажут.
Королева Мин: единственное предполагаемое фото.
Японский дипломат Хоригути, лично участвовавший в убийстве королевы, так описывает свои впечатления: «Мы были ошеломлены, так как это убийство оказалось неожиданно легким».
Этим можно и резюмировать мою заметку о японо-корейских отношениях. _________________________________________________________________________ Донаты Мышлявцеву на любую сумму приветствуются. Карта Тинькофф привязана к номеру +7 903 936 93 84 См. также Другие тексты Бориса Мышлявцева