Борис Мышлявцев. Татарский пролив (о тайне национальной идентичности)
Mar 30, 2023 16:21
В детстве на южно-сахалинском рынке мне запомнились продающие чимчу корейские бабушки, не говорившие по-русски. А их внуки, ходившие со мной в садик - не говорили по-корейски. Совсем. ....
В тувинском языке примерно 25% лексики - монгольская. На этом основании полуофициальный монгольский дискурс говорит: "это просто тюркизированные монголы".
В японском - 60% китайской лексики. А в корейском - 70%.
И это не означает, что остальные 30% - это какая-то особая "корейская лексика". Там куча всего. То есть лексически можно провокативно сказать: корейского языка не существует. (Но так никто не говорит, потому что очевидно: корейский язык прекрасно существует. Однако выражен он не в богатой лексике, а в грамматике).
То же можно сказать о любом элементе корейской и, на самом-то деле, и японской культуры.
Но вот смотрим мы на корейскую диаспору России. Она на просторах бывшего СССР имеет несколько очень разнородных источников.
1. Экс-японские граждане, корейцы Сахалина (их император лишил гражданства в 1946 и запретил им въезд в Японию) 2. Корейцы севера Кореи, переселявшиеся в Приморье по приглошению русского царя 3. Корейцы Тувы, переселявшиеся в 19 веке в рамках Цинской империи из неизвестного мне района (сейчас минздравом Тувы руководит чаданский кореец Югай) 4. Корейцы Хакасии, в 19 веке пришедшие из Маньчжурии
Возможно, есть еще и другие группы.
Дальше были всякие сталинские переселения, фактический запрет на принятие сахалинских корейцев в совгражданство и прочие нехорошие процессы.
Но что в итоге? Корейская диаспора проживает по всей России. Вроде немного корейцев, и на слуху Виктор Цой и еще какой-нибудь московский вице- мэр, да к Виктору Цою попс-добавкой Анита... Но они присутствуют в ткани российской жизни, не вызывая недовольства или неприятия. "Органичная часть России".
И - большинство российских корейцев НЕ владеет корейским языком.
(В США корейская диаспора больше и больше процент владеющих, за счет постоянного притока корееязычных, которого не было в СССР)
То есть мы видим: потеряв корейский язык, корейцы остаются корейцами.
Сейчас много христиан-протестантов, Южная Корея навеяла.
А где "корейская вера"? Я писал: шаманизм в Корее официально подавлялся сотнями лет, за исключением периода японской колонизации, когда его пытались подключить к японскому синто.
Развитого классического шаманизма у российских корейцев НЕТ.
Однако корейцы остаются корейцами.
Читатель может сказать: так ведь физическая антропология! Корейцы монголоиды, русские европеоиды. Вот и этнодифференциирующий фактор.
Хм... Ну у нас же тут не США, где черный - это черный и приехали.
Антропологически, внешне, тувинский кореец может и не отличаться особо от тувинца. Но за сотни лет он не растворился, остался корейцем (хотя древние кыргызы или уйгуры полностью растворились, переплавились в тувинцев). Что же такое есть у корейцев, что позволяет им в диаспоре оставаться корейцами, утратив и язык и религию?
Тут мы попытаемся поговорить не об одних лишь корейцах, но и вообще о проблеме этничности. Не претендуя на всемирно значимые открытия - просто порассуждаем. И не только на примере корейцев, но и на примере других народов. Расскажу о своем полевом этнографическом опыте в Сибири и на ДВ и т.п.
(Донаты любого размера приветствуются на карту Тинькофф привязанную к номеру +7 903 936 93 84)
Перейдем к полевой этнографии, к живому опыту. Перенесемся на север маньчжурского мира, к эвенкам. Это нам необходимо для вглядывания в загадку этничности: что это?
Не язык, не антропология (кроме случая негроидов). Не религия...
Я писал, что русские корейцы утратили язык, религию - а при этом все равно корейцы.
Максим Солохин в личке мне пишет: ну а как понять, что они корейцы и что они сохраняют идентичность?
И тут я понимаю вдруг: для русских европейской России корейцы - это не привычный фон, вроде евреев, а экзотика, вроде... Ну, опять же - вроде Виктора Цоя. "Между землей и небом война".
Ну я на примере Тувы. Как давно здесь живут корейцы? А это вроде как и неизвестно. Полагаю, 150-200 лет назад, мигрировали из Маньчжурии.
Во многих деревнях еще недавно их можно было встретить. К ним и тувинцы и русские нормально относились. После 1911-1921 всех китайцев в Туве убили, кроме женатых на русских. А корейцев никто не трогал.
Владивостокская подруга: "у нас в каждом классе в школе есть кореец".
В Кызыле не в каждом. В хороших школах в основном.
Но... Я же про эвенков собирался, а начал опять про корейцев.
Но тут это в тему. Тува представляет собой маленький, но очень жесткий плавильный котел. Попадают сюда великие кыргызы, правившие половиной Азии - и становятся тувинским родом кыргыз. Уйгуры - родом ондар-уйгур. И т.п.
А корейцы - так и остались корейцами (сейчас массово выехали отсюда, но это уже другой процесс).
Ладно, перейдем к эвенкам.
Вот в Эвенкии знакомлюсь с обычной русской девушкой Аней. Ну вот такой русский тип - чуток татарский. Она мне помогает по выборам. Глава администрации:
- Ну, неплохой эвенкийский род. Хорошо, двигайся с ней, с учетом опасностей.
(Опасности - что бывший муж может посчитать, что он потерял лицо и теперь вынужден меня убить; в итоге мы выстроили систему исключавшую потерю его лица, хотя и был забавный момент с ножами и т.п., а потом договорились).
Минус пятьдесят, потеплело. И мы с Аней просто пошли прогуляться к речке. Журчит вода, вокруг на деревьях - гигантские хлопья замерзшего пара.
- А почему ты на эвенкийку не похожа?
Я знал , что эвенки - монголоиды, да и только что вот меня приводили в дом к эвенкийской шаманке. Пустая грязная изба, а в ней - монголоидная пьяная бомжиха.
Аня: - Так у меня мама русская. Ты лучше смотри, как волшебно. В этом месте духи речки говорят с нами...
Как-то раз Аня везет меня на своем дорогом джипе к себе домой: - С папой моим познакомься. Он с охоты вернулся.
А я понимаю, что цикл охоты - это месяц-полтора, минималка.
Знакомимся. И я вижу, что он тоже не похож на эвенка.
А вы поймите, я же там не развлекаюсь. Я для Газпрома выстраиваю взаимодействие с Мафией Коренных Народов. С меня требуют по тем временам полтинник (2007 год, 50 млн руб) для начала разговора, КМНС от Газпрома через меня требуют.
А там же на этот округ залазит "Толя Бык", Анатолий Быков, Олигарх тогдашний. Но это не интересно.
Я-то сперва не тувинцев, а эвенков изучал по базовой специализации.
В общем обьясняют мне суть, я по простому:
- Мы всегда так на новые места заходили: знакомишься с местным главным. Дети поженились. А нашим внукам мы обьясняем тихонько: вы эвенки, не забывайте потом, всегда помогайте своему народу. Это - самое важное.
( В скобочках, не в тему. Позавчера с образованными тувинцами рассуждали о судьбах мира. Одна из тем- почему в неблагополучной Туве нет опиатной, героиновой наркомании? Страшный ответ. ВЫГНАЛИ ВСЕХ ЦЫГАН. Ни одного цыгана нет. И есть консенсус у бандитов, ментов и правительства: нельзя получать прибыль за счет опиатов.)
От эвенков корейцы так и отгоняют. Читатель Александр Кузнецов пишет:
"Про корейцев в Калужской области. Если вы не обращали внимания, то смею высказать мнение, что повышенное внимание корейского бизнеса к к Калужской области и в частности к Балабаново, Обнинску и Жуковскому району имеет свои причины. Производство компаний Самсунг и Лотто, промышленный парк Кореи в Жукове и т.д. В некоторых деревнях до сих пор живут корейцы или их потомки от смешанных русско-корейских браков. Со слов местных во время Великой Отечественной в 1941 после схлопывания Вяземского котла творился невообразимый хаос и неразбериха. В этом хаосе оказалась достаточно крупная группа шабашников или артель полностью из корейцев, которые на русском почти не говорили ничего не понимали и спасались как могли. А тут ранняя зима. Морозы уже в октябре. Они ходили по деревням и бормотали "муза нада? муза нада?" мужа то бишь. Местные их как смогли всех разобрали по домам. Попрятали. Немцам представляли как мужей и родственников. Оккупация пережили. Спаслись. Ну и после войны кто домой в Корею уехал, кто здесь остался. И вот после уже перестройки вернулись с бизнесом. Сам я это от местных услышал. В деревне Грибовка, когда стал интересоваться еще в начале 90 у местных. Ну уж не знаю, что тут правда, что нет. Как говорится за что купил, за то продал."
Как устроено сейчас общество в южной Эвенкии? (Про северную не буду домысливать, т.к. лично там не работал).
Есть условно 10 родов - русские старожилы и эвенки разной степени русифицированности. Какой-нибудь видный представитель рода, условный начальник электростанции так же как и все периодически уходит в тайгу на месяц, охотится. Не для развлечения, это часть жизни. У рода свои угодья, там в глуши стоит скромный домик...
Тут надо пояснить, что за русские там живут. Человек с гордостью показывает мне просторный дом:
- Знаешь, сколько ему лет? Четыреста.
Я недоверчиво трогаю бревенчатые стены, говорю:
- Но ведь 400 лет назад русские тут не жили.
- Правильно. Наш род 300 лет назад с Ангары пришел. И дома мы по рекам сплавляли, на новом месте собирали. Это место понравилось - комаров мало. Так и живем.
(Комары там это реальный ужас, поэтому для местоположения дома главное: малое количество комаров).
И вот эти русские выстроили с местными эвенками некий симбиоз.
Причем у эвенков есть "совсем чистые", которые где-нибудь в Суринде сидят в чумах с оленями и даже говорят по эвенкийски. Русские таких эвенков уважают, но особо с ними и не общаются: негде пересекаться. Вот грубо, расстояние между ближайшими поселками там около 200 км..
А есть русифицированная часть эвенков, которые всё устраивают и задают смыслы.
И они могут жить в Москве или Красноярске, никогда не бывать в чуме и выглядеть как русские... а при этом они эвенки и по мере сил работают на Эвенкию.
Признаюсь, что я начинал свое изучение Эвенкии на базе информации из советских книг ("оленеводы в чуме едят полусырую оленину"). И для меня было некоторым шоком узнать, что продвинутые эвенки мыслят себя частью старой маньчжурской элиты...
Зачем советские антропологи создавали образ эвенка, как некоего анекдотического "чукчи в чуме"? Не знаю. В терминологии царской России было все как-то более приближенно к реальности.
Посмотрите на карту. Остров Сахалин отделен от материка Татарским проливом. А почему он так называется?
Татарами в старой России звали тюркоязычные народы. Среди них были и оседлые, и кочевники-скотоводы и, в Сибири - лесные охотники.
Столкнувшись впервые с эвенками русские вполне правильно идентефицировали их принадлежность к тюрко-монгольскому миру. Нет, эвенки не тюрки и не монголы. Но они, вместе с маньчжурами - часть этого культурного ареала.
(Напомню в скобках, что половина эвенков - это кочевые скотоводы монгольского типа, исповедующие тибетский буддизм, а лесная их часть - это охотники и оленеводы, шаманисты).
На берегах пролива доминировали маньчжурские народы (для простоты назовем их эвенками), вот почему пролив и был назван Татарским.
Для чего в разговоре про этничность я сосредоточился на эвенках и корейцах?
Их диаспоры показывают некие странные стратегии сохранения этничности.
Язык утрачен, религия утрачена, у эвенков даже и антропологический тип их элиты - совсем не эвенкийский. Про сохранение традиционного образа жизни и речи нет. Красноярские эвенки не пасут оленей, корейцы в РФ не занимаются рисоводством и т.п.
Однако эти народы сохраняют свою этническую идентичность.
Как, в чем эта идентичность гнездится? Пусть читатель не думает, что я просто интригую этими вопросами, а в следующем посте выложу ответы.
Я и сам не знаю. И просто размышляю на эту тему. Есть у меня гипотеза применительно к эвенкам и корейцам. Но это лишь гипотеза...
Милая эвенкийка. Символика эта сейчас трактуется, как "снежинка". Но вроде и у южных маньчжур я видел такое. Что подобный костюм означал бы в средневековое время? МЕХА. И КИТАЙСКИЙ ШЕЛК. Одежда для аристократки. Конечно, повседневно эвенкийки сейчас носят обычную европейскую одежду (за исключением зимних поездок в тайгу). Но праздничный или концертный костюм - он такой.
Корейцев нередко называют "евреями Востока" - за предприимчивость и способность создавать диаспоры. Однако в этой метафоре звложено ее опровержение. Евреи столетиями сохранялись в диаспорах за счет своей особой религии и понятия БОГОИЗБРАННОСТИ. Ничего подобного у корейцев мы не видим. Даже в самой Южной Корее большинство активных верующих - это протестанты, и очень многие из них - пятидесятники.
Стоп. Пятидесятники? А что характерно для них? Глоссолалия. "говорение языком ангелов". На человека снисходит... (что снисходит? пусть теологи разбираются) некий дух, и человек начинает говорить на этих "ангельских языках".
На что это похоже? А это похоже на старый добрый шаманизм. Только этот шаманизм - очень демократичен. "Каждый может стать шаманом и общаться с Верхним Миром". ( Энди Ворхалл говорил: "В будущем каждый человек сможет стать знаменитым, хотя бы на 15 минут"; соцсети показывают правоту американского русина Андрея).
В некоторых своих заметках я уже упоминал, что изучал корейский протестантизм. Беседовал с десятками верующих, с проповедницами (в основном это были женщины; мужчин в данных общинах среди руководства почти не было). И вот например в общине церкви Сун Бок Ым я просил разрешения присутствовать при той части богослужения, когда начинают говорить ангельскими языками. Мне вежливо отказывали: вы ведь язычник, православный. А это уже для посвященных...
Главная церковь Сун Бок Ым располагалась в старом кинотеатре. И в итоге я все-таки договорился пройти с черного хода и 5 минут тихонько посмотреть на богослужение.
Во время шаманского камлания люди часто начинают плакать. А потом я еще понял, что это напоминает отчасти "расстановки" Берта Хеллингера (о которых обязательно поговорим когда-нибудь позже). Ну и вот это богослужение напоминало увеличенное многократно шаманское камлание...
Изучая корейские церкви в Туве, я заметил интересную концепцию, на которой, во многом, и была основана проповедь:
- Тувинский народ является богоизбранным. Его миссия - распространить христианство в Центральной Азии.
В начале поста я писал: корейцев нельзя сравнивать с евреями, т.к. у них нет понятия богоизбранности. Но в корейском христианстве она есть (хотя и не афишируется для внешней публики).
А если вдуматься - что удивительного? У китайцев - мандат Неба, у японцев - происхождение от богов. Почему корейцам не быть богоизбранными?
Тут я напомню шаманскую масочку, которую южнокорейские друзья-христиане подарили мне по завершении кинематографического проекта...
И президентшу Кореи, которую посадили в тюрьму за то, что она в государственных решениях во всем следовала советам своей шаманки.
При этом отмечу: у российских корейцев никакого шаманизма в том виде, как его представляет масскульт нет. Не стучат в бубен и т.п.
Я спрашивал своего приятеля Андрея Черповодского, специалиста по сибирским корейцам:
- На чем держится идентичность корейцев Хакасии?
- На родовых праздниках и на фигуре неформального старейшины, который по сути и шаман и просто Распорядитель Жизненного Цикла. А еще, будешь смеяться - попросту на традиционной кухне.
(Читателю для размышления. В ходе написания заметки про корейцев я общался с дальневосточными друзьями. И мельком посмотрел несколько корейских официозных фильмов.
И вот человек из Владивостока говорит: - Главная идея корейцев - это выживание.
И я включаю рандомный корейский докфильм про историю Кореи, а он называется:
- ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ ВЫЖИВАНИЯ.
(Еще для размышления, о роли традиционной кухни для этнической идентичности. Не так давно представитель РФ в ЮНЕСКО (не помню его имя, вроде типа Адизбек Мамиашвилли... Ой, вспомнил - фамилия его Орджоникидзе) заявил, что русский народ не будет выдвигать блюда своей кухни на признание "всемирным достоянием". Лаваш, например, признан всемирным достоянием сразу в 2-х вариантах - армянском и азербайджанском (рецептура абсолютно идентична). Ну вот так "русские" пиарят свою кухню.
Нужно ли говорить об этом, или читатель сам догадался? Корейское кимчи (чимча, кхимчхи) признана всемирным достоянием. И на это работала вся государственная машина и Южной, и Северной Кореи совместно. И потом был всенародный праздник по поводу этого признания и т.п.
Китайцы могут кривить губу и утверждать, что это чисто китайское блюдо, как и пянсе или корейские манты. Но кого это волнует в Корее?)
Этническая идентичность - это пространство символов. Самое удивительное: биологический носитель (популяция) может полностью меняться, а идентичность сохраняться. Или на базе некой популяции может возникать новая, или привнесенная извне идентити.
Простой пример - турки. Что в них тюркского, кроме языка? Условные кавказцы, смешанные с хеттами, греками и армянами. Ну и курдами, конечно.
В данном случае тюркскость манифестирует себя ТОЛЬКО с помощью языка. Тюркские верования - нет. Тюркская кухня - нет. Письменность? Нет. "Ничего нет".
А в случае с корейцами мы видим совсем другое с точки зрения физической антропологии. Типаж, окончательно сформировавшийся в средневековом Корё сохраняется и в диаспорах. Т.е. налицо эндогамия, заключение браков преимущественно внутри своей общности. Ну а как иначе, если все завязано на Духов Рода?
Возможно, я подвержен воздействию корейского эгрегора. Кимчи всегда есть в холодильнике...))
Про корейскую кухню, как один из маркеров идентичности. Тут интересно то, что корейская кухня в преимущественно русских регионах имеет тенденцию... как бы сказать - не к доминированию, конечно. Но к широкому распространению, которое не объясняется присутсвием корейцев на территории.
Для многих это уже не тайна, но открою ее еще раз. Всякие корейские салаты, включая великую морковчу, вызовут у любого корейца из Кореи глубокое изумление.
Нет в Корее подобных блюд. Как мне говорил южнокореец: "Мне нравятся некоторые русские блюда, которые в России почему-то называют корейскими".
Но та же морковча получила брэнд корейскойсти - и пошла гулять по России. А возникла она у ссыльных корейцев Средней Азии.
Но это ладно. Интереснее посмотреть на этноконтактную зону, Сахалин. Корейцев там 25 тыс сейчас, живут они в агломерации UsuallySakhalinsk, как это американцы называют. В агломерации - 250 тыс, в основном русские. То есть корейцев там около 10%.
И вот - я уже описывал это давно, но еще раз опишу.
Русская коллега из Владивостока спрашивает меня во время работы на Сахалине: есть ли здесь просто русская еда?
Мы заходим в обычное недорогое кафе, она задает тот же вопрос официантке.
- Русская еда? Конечно. Суп куксу. Салат из папоротника, чимча.
Она это говорит не издеваясь, констатируя факт.
Это не про то, что на Сахалине вы не сможете в столовой взять советскую котлету с пюре, это про степень проникновения корейскости в быт: это уже не осознается.
Ничего плохого или хорошего, просто факт. Как писала одна русская сахалинская собеседница, уже в юности уехавшая оттуда:
- Ах, эти бочки с чимчой, стоявшие на центральном рынке...
И, представьте себе - я сразу понимаю ее ностальгию и начинаю грустить об этих бочках и о пожилых кореянках, продававших эту чимчу, и вспоминаю всякий папоротник расфасованный в длинные узкие пакетики, чтобы удобно было есть на улице...
Как писал Харуки Мураками в своей книге про Россию: "Русские на улице постоянно едят чимчу и папоротник. А еще они много читают".
Мураками из российских регионов посетил только Сахалин...
Завершу свою заметку о "проблеме этнической идентичности на примере корейцев".
Очень грубо обрисую параметры:
- Мы должны выживать, потому что мы - богоизбранный народ. Почему богоизбранный? А предки знают. Они плохого не посоветуют. Маркером предки выбрали кимчи - ну вот за нее и надо держаться.
На всё это сейчас наброшено покрывало современного корейского национализма. Но не надо забывать, что эти националистические идеи возникли под влиянием японцев, позаимствоваших их у немцев и французов.
Это - наносное, а древняя суть в другом: шаманизм, привязанный не к природным обьектам, а к Роду.