Я продолжаю публикации текстов Мышлявцева. Но вот этот текст, про чукчей, мне хочется предварить небольшим предисловием. Потому что в нём ощущается надрыв -- неизбежный надрыв, который возникает у всякого нормального человека, если ему приходится говорить о крутой и откровенной чертовщине. Для советского человека чукча -- неизменный персонаж анекдотов. Но настоящая причина этого не в том, будто в этой теме есть что-то смешное. Настоящая причина в том, что она страшна как смерть. И советский человек подсознательно отгораживается от этого страха, чтобы не встретиться с ним лицом к лицу.
В другой раз мне ночью позвонил знакомый политтехнолог, спросил:
- А ты можешь за месяц выучить корякский и эскимосский?
Я нагло соврал, что могу.
- А по Командорским островам согласен ездить?
Я, конечно же, согласился.
Что там за политический проект планировался - я так и не узнал. Проект, как я понял, отменился.
Такая вот несбывшаяся Камчатка...
В общем, в чукотских заметках личных впечатлений практически не будет. Единственная чукчанка в моей жизни была встречена мной в детстве в городе Самара, во время проведения Всероссийской олимпиады по биологии. Дети шептались между собой: - Смотрите, вон та девочка. Она настоящая чукча!
Чукчи для большинства были лишь персонажами анекдотов, похожих на абсурдизм Хармса или дзэнские коаны.
Я уже тогда знал, что чукчи - это жестокие воины, державшие некогда под своей властью множество окрестных народов. Россия вела с ними не слишком успешные войны и в конце концов между царем и чукотскими тойонами был заключен вполне почетный мир. Ситуацию типологически можно сравнить с британо-маорийскими войнами, по итогам которых новозеландские маори получили неслыханные для туземцев права...
Потом пришла Советская власть - а у нее не забалуешь. Чукчей почти сломали и превратили в персонажей анекдотов.
Персонаж моего рассказа "Бригадир", Лёня, служил на Чукотке. А просил его рассказать об этом крае. Он махнул рукой: - Что там рассказывать? Зимой ветер, ветер, ветер... Вдоль тропинок у нас были натянуты тросы. Идешь - и держишься, чтоб не унесло...
Чукотка, лето.
Чукчей сейчас - около 16 тыс. Большинство проживает на Чукотке.
16 тыс для Крайнего Севера - это много или мало? Для имеющегося ландшафта - это огромный народ, местный гегемон. До прихода европейцев чукчей было немного меньше, около 10 тыс. Вспомним, что, например, огромные по территории мансийские и хантыйские княжества обладали населением по 1-2 тыс чел, а численность всех манси составляла лишь около 12 тыс.
Народ небольшой - а мысли разбегаются. Не могу в одну строчку уложить картинку. Для ленивых читателей, как обычно, спойлер:
- Часть давних предков японокорейцев двинулась из Сибири не на юг, а на север. Там они попали под влияние эскимосов и индейцев. Обычный для Сибири шаманизм смешался с американскими изысками: галлюциногены, культ смерти... (Или традиция самоубийств это просто саязь с японскими братьями?).
Погибшие в бою живут на небе. Иногда они играют в футбол, вместо мяча - череп моржа. Тогда мы и видим северное сияние, это радость душ погибших героев. Некоторые, умерев, идут в Нижний мир. А желающие остаются в Среднем мире - и потом перерождаются среди своих потомков. Концепция перерождения ничем не отличается от тувинской. По особым приметам специалист может определить - кто именно переродился.
Но на общесибирский пласт наслаивается нечто совсем уж странное (помимо мухоморов).
Опять же, оттолкнемся от тувинского примера, как примера классического шаманизма.
Исследователи 19 века писали: у сибирских и монгольских народов считается несчастьем, если в семье родился шаман - человек не от мира сего. А у тувинцев это считается хорошо.
А у чукчей считается: все чукчи и есть шаманы. В каждой яранге - свой бубен.
Понятно, что не каждый чукча является великим шаманом. Большинство - это "видящие люди". У тувинцев это называется коор кижи. Любой тувинец понимает, что он может взаимодействовать с духами и видеть знаки. Но шаманов в Туве всего около 1000 человек.
А чукчи ВСЕ считают себя шаманами. "Нам нельзя злиться, потому что наши проклятия сбываются".
Тут кроется ответ на вопрос: а почему за сотни лет никто не смог покорить ни тувинцев, ни чукчей?
Окрестные народы просто боялись их колдовской силы.
Китайский император Цянлун писал: "Лучше оставить тувинцев жить подобно птицам в небесах, обуздать законами их нельзя".
Я даже не представляю, чтобы император сказал о чукчах. Все поголовно шаманы или "видящие люди". Колдуны, воины, бандиты.
Но откуда взялась высокая чукотская культура? Тут как в Мезоамерике: пришли кочевники-ацтеки, взяли под себя цивилизацию. А какую цивилизацию взяли под себя чукчи? ..... Донаты приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +7 903 936 93 84
Чукчаночка, весьма прекрасная. Такая хоть в Монголии, хоть в Корее покатит. Как писал русский путешественник: "Правильные черты, высокий для азиатов рост".
Кстати, мне интересно: а кто и зачем придумал миф про "тупых чукчей"? В "проклятой царской России" ничего подобного не было, несмотря на долгие войны с чукчами. А советские интернационалисты, погибавшие ради земли крестьян в Гренаде, придумали кучу анекдотов, унижающих именно этот народ.
Сейчас не анекдот, а реальную историю расскажу.
Ребенка чукчу забирают в интернат. Типа образование надо. И пихают его в интернат для дебилов.
12 лет мальчику, примерно.
Через неделю - нет мальчика. Зима. Долго ищут - и находят "умственноотсталого" мальчика в яранге у родителей.
Спрашивают: как ты зимой в мороз добрался, не зная дороги? 200 км?
Мальчик: - Вы меня из яранги в интернат везли на вертолете. Я дорогу запомнил. Что тут сложного? .....
Все чукчи - шаманы. Плюс галлюциногенные грибы постоянно. Не удивительно, что пол человека определяли духи.
Ты был мальчиком, теперь будешь бабой. А чо такого, так и мусульмане с мальчиками поступают. Но. Ты была бабой - теперь мужик. Уже другая тема пошла. И люди покорно меняют пол: духи сказали. (Отмечу: в Иране операции по смене пола делают бесплатно, вот такая загогулина).
И может быть такая семья: мужик в женской одежде выполняет роль жены. Женщина в мужской роли - муж. Супертолерантность, нынешний мировой уровень. В скобках отмечу, что в яранге все ходили голыми: жарко.
P.S. Про обмен женами я умолчу. Традиция не только чукотская - но говорить о ней не принято.
..... - И что нам теперь делать? Он же тебя подарил на ночь? Она вздыхает. Учительница, симпотная. Улыбается. ....
Я понимаю, что нганасанка и чукчаночка для условного москвича равнозначны.
Нга - это Бог Нижнего Мира. А нгансаны - его люди. Мы возле метро Студенческая в Нске гуляем, в итоге я знакомлюсь с нганасанкой. Это не так уж просто, встретить нганасанку. Их всего 2 тыс. на всю РФ.
Ой, не правильно говорю. Нганасанку я забрал из Института археологии и этнографии, а потом уже привез на Студенческую. ..... Через много лет в Эвенкии захожу в местный музей - и она очень высокомерно здоровается. Типа: а что вы хотели, уважаемый?
Да ничо, по выборам тема. Ладно, потом тебе скажут.
Нганасаны тоже довольно на волне духов - но не так, как чукчи. Нганасанов только краешком зацепило. ....
Я немного подвис. Думаю: а если весь народ - это шаманы? Или видящие люди как минимум? Это очень много значит. Я наблюдаю условных монголов. Таких людей у них мало, искать надо. И то - набредешь на адепта Бонпо, который гарантирует убийство партнера по бизнесу.
Обычный монгол почти выключен из этой темы.
Тувинцы все включены - но ведь не все шаманы? Всего 1000 человек, если не считать видящих, коор кижи...
Но все в теме. И это накладывает свой отпечаток на повседневную жизнь. Корейская история про посадку президентши за следование советам шаманки - шутка на всем этом фоне.
И тут я задумываюсь: а если весь народ состоит из шаманов и люди слушаются духов даже по вопросам гендерной идентичности?
Наверное пришла пора поговорить о Мухоморных Людях. ....
Недовольный читатель спросит: - А зачем ты пишешь про Чукотку, где никогда не был? Ты ведь выставляешь как фишку то, что все эти народы лично знаешь. Пишешь про Вьетнам - и указываешь, что в детстве дружил с вьетнамцами и рассказываешь про дядю Муя... А тут - ноль, только книжки.
Что ж, придется признаться. Пару лет назад я делал по Чукотке аналитику по исследованиям. Прочитал записи бесед с сотнями людей, изучил данные количественных исследований, тысячи опрошенных. Картинка современности есть. Я в голове складываю вместе книжки старых авторов и вот эти современные данные - из этого и возникает моя картинка.
Если чукчи подумают, что не так что-то - пусть пишут.
Я тут вспомнил. Одну русскую исследовательницу примерно в 1920-е похитил чукотский тойон и сделал одной из жен. И несколько лет она там у него и жила. Выбраться через тундру было невозможно. Потом она об этом книгу написала, я ее читал - но имя этой героини науки или шпионажа я, увы, забыл.
Когда я жил в тувинской юрте, у меня тоже иногда возникало ощущение, что меня похитили. Но это было лишь ощущение.
- Смотри, какой милый зайчик, - протягивает она ко мне ладонь, на которой лежит серенький, очень молодой зайчик.
Я фотографирую зайчика и её руку с красной веревочкой вокруг запястья. ....
Чукчи - это помесь протояпонцнв, эскимосов и индейцев. Это надо держать в голове, думая о них. Если кто-то скажет - они ели мухоморы, потому что у них не было других опьяняющих веществ - посмейтись над этим человеком. Тюрки из молока делали и кумыс и водку. У чукчей давно уже было в распоряжении молоко от оленей.
Тут все просто: осколок американской культуры.
Чукотский полуостров в РФ единственный, который находится в западном полушарии. Я сегодня спрашиваю русского друга: - Что интересно в книге про тувинский шаманизм?
Он: - Растения, вещества.
Я смеюсь: - Так ведь шаману нельзя, иначе плохие духи придут, с ума сведут.
Через часок разговариваем с тувинцем. Он рассказывает страшное. Но никаких грибов:
- И вот эта девушка пьет водку, бутылка за бутылкой. А потом начинает говорить на старомонгольском. Голосом старика. Это страшно было.
Понимает ли читатель, зачем от чукчей я отхожу на их сибирскую прародину? Не только потому, что все это сибирское я знаю изнутри. Я пытаюсь донести простую мысль: весь сибирский шаманизм это единая общность. Но у чукчей - наслоилась американская тема. "Индейцы Азии".
А на Чукотском полуострове чукчи давно? Нет. Жили они там поглубже. Охотились на оленей. С 10 примерно века началось тюркское давление на север. Якуты (смесь тюрков и монголов) убегали от монголов, вытесняли юкагиров. Юкагиры не могли вытеснить чукчей, те их просто порабощали. (Юкагиры - потомки протоиндейцев примерно).
По реке Колыма и установилась в итоге граница миров: азиатского и американско-чукотского.
- Но что же случилось с эскимосами? - спросит вдумчивый читатель.
Чукчи их выгнали или ассимилировали. Эскимиссо-чукотские войны - отдельная интересная тема. Но итог: эскимосов в Азии почти не осталось.
А чукчи научились ловить морского зверя и переняли у эскимосов ВСЮ культуру. Так удобнее было.
Себе чукчи оставили свой шаманизм. Бубен - в каждой семье. Я такого нигде в Сибири не встречал.
Но мы ведь собирались поговорить о мухоморных людях. Духах, советами которых руководствовались чукчи и их братья-коряки в своей повседневной жизни.
Сначала дадим слово русским казакам. 18 век:
«Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать… Денщику подполковника Мерлина... приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, если бы не сберегли его товарищи.» (Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки).
Или вот из современного: «Одного молодого коряка мухомор «заставлял» убить жену, и он постоянно слышал, как чей-то голос ему приказывал, повторяя: «Убей жену! Убей жену!» В порыве ярости этот молодой человек отрубил себе палец» (Гордеева О. Г. Психологические эффекты мухомора красного (amanita muscaria).
Русско-американский антрополог Иохельсон:
«Моменты сильного оживления сменяются припадками глубокого уныния. Опьянённый мухоморами сначала сидит спокойно, покачиваясь из стороны в сторону, даже принимая участие в разговоре с семьей. Внезапно глаза его расширяются, он начинает конвульсивно жестикулировать, разговаривает с воображаемыми людьми, поет и танцует. Потом на него находит опять состояние покоя. .. наконец, наступает глубокий сон, за которым следуют головная боль, чувство тошноты и стремление повторить опьянение».
Есть вопросы? Съедался гриб, и мухоморные люди давали ответы.
Российский антрополог Богораз, начало 20 века:
«... мухоморы являются к пьяным людям в странной человекоподобной форме. Так, например, один мухомор является в виде однорукого человека, а другой - похожим на обрубок. Это не духи, это именно мухоморы - как таковые. Число их, видимое человеку, соответствует тому, сколько он их съел. Если человек съел мухомор, он увидит одного мухоморо-человека, если съест два-три - увидит соответствующее число. Мухоморы берут человека за руки и уводят его на тот свет, показывают ему все, что там есть, проделывают с ним самые невероятные вещи».
Еще он же: «Представьте себе человека, одурманенного мухомором, - пишет В. Г. Богораз. - Он находится в таком состоянии, что может еще осмысленно разговаривать с окружающими. Но вот он неожиданно бросается в сторону, падает на колени и восклицает: "О холмы, как вы поживаете, будьте здоровы". Затем вскакивает и, глядя на полную луну, спрашивает: "Луна, почему ты так быстро убываешь?" В ответ получает от духа приказ сделать один неприличный жест. Исполнив это, он внезапно приходит в нормальное состояние и смеется над своими глупыми действиями».
Еще Крашенинников о воздействии мухоморов на русских:
«Другому... показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену; чего ради по приказу мухомора принужден он был пасть на колени и исповедовать грехи свои, сколько мог вспомнить. Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяный приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием; а ему казалось, что он в тайне пред Богом кается о грехах своих. По сей причине подвержен он был нарочитому посмеянию, ибо между тем сказывал то, о чем не всякому знать надлежит»..
Из многих читанных мной описаний я понял, что галлюцинации чукчей и русских под мухоморами принципиалтно отличны. "Разные духи приходят". ..... Недавно знакомая психолог из Владивостока звонила на тему "мухоморы и русские":
- Борис, ты разые не замечаешь мухоморной эпидемии в России? Это на глазах расходится все шире и шире. Одно дело чукчи их употреблят - они у них в культуру вписаны. А другое дело - русские. У них просто крыша съезжает. Если мистически сказать - бесы к ним подселяются.
Ну вот я немного и рассказал о мухоморах. Пелевин писал в Дженерейшн Пи об этом. Но дело может не кончиться безобидным пелевинским огурцом из другого мира.
Кроме того, мухоморы могут вызывать сильнейшую зависимость по типу амфетаминовой. Русским лучше мирно пить меды столетние и не лезть в жуткий мир грибных духов.
И к чукотской культуре надо относиться максимально осторожно и серьезно.
Ниже поговорим кратко об отношении чукчей к смерти и о долгих русско-чукотских войнах. Почему русские проигрывали?
Типологически это похоже на войны русских с индейцами-тлинкитами. Мировой субгегемон приходит во владения локального гегемона. И начинается кровавое месиво.
За что бьются? Как и всегда на просторах от Урала до Аляски - битва шла за меха и за контроль над местными князцами-тойонами, которые обеспечивали сбор этих мехов. ..... Донаты приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +7 903 936 93 84
Чукотские воины в боевых доспехах.
(Забегая вперед, скажу: большевики за 20 лет сломали чукчей. Не цацкались с ними, как русские цари. А просто забрали всех детей в интернаты, а взрослым дали море водки. А потом запустили кучу анекдотов про сломленный народ.)
"Русские происходят от наших собак, сбежавших на запад. Боги превратили их в неполноценных людей, чтобы они для настоящих (чукчей) выращивали табак и плавили железо. Настоящие люди, чукчи, произошли от брака женщины и Кита". Такова чукотская идентити.
У тувинцев бубен обтянут кожей коровы, яка, барана. А у чукчей он традиционно обтягивался ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ кожей. (Сразу отсылка куда-то в ацтекский мир).
Войны с чукчами у России шли из-за 2х причин. 1) Чукчи грабили и порабощали русских подданных: юкагиров, коряков, эскимосов. Россия им обещала защиту. 2) Экономика: чукчи в течение тысячи лет, как минимум, контролировали азиатско-американскуюю торговлю. На 18 век это выглядело примерно так: условные тлинкиты в Америке собирали ценные меха, слали на Чукотку. Русские давали чукчам табак и железо. На нынешние деньги - многие миллиарды долларов.
В 19 веке в бизнес зашли "бостоцы", т.е. васпы. И 90% этой торговли переключили на себя. Чукотка тогда стала частью американского бизнеса, Россия просто благодушно смотрела на это. Почему? Ну потому. Воевать в Заполярье сложно.
Как мне в детстве на Сахалине говорили:
- Прикинь, а у чукчей есть Кока-Кола.
В 18 веке Россия послала на Чукотку военный контингент, 400 человек. Это в 2 раза больше, чем было у Кортеса при завоевании Мексики. К русским войскам были приданы сотни, даже тысячи юкагиров, якутов, эвенов. И - ничего не получилось.
Как обычно в Сибири - берут у чукчей 100 заложников женщин с детьми. Они улыбаются, а ночью убивают детей и себе делают харакири. И что дальше ты будешь делать?
Как в Туве говорят: "Мы же все равно переродимся среди своих потомков. Мы это знаем. Поэтому бояться нечего. А например чеченец - он же не верит на самом деле в свой загробный мир и гурий. Поэтому он боится умереть, а мы нет".
И чукчи также верят. Если ты погиб в бою или покончил с собой - идешь в Верхний Мир, там наслаждаешься жизнью, а потом по желанию родишься в своем роде.
(Вот эту общесибирскую веру в реинкарнации я бы на месте антропологов рассмотрел очень внимательно. Именно на нее ложится буддизм.)
Но культ самоубийств у чукчей - он прямо очень похож на древний бэкграунд, из которого родился японский культ.
Я уже писал раньше. Сестра моя долго жила в Токио - и там на разных ветках метро разная цена. Зависит от количества самоубийств на ветке.
Что-то очень древнее, из времен японочукотского единства...
Читатель может подумать в очередной раз: - Борис даже к Чукотке Туву намешал. Просто ничего другого не знает.
Окей. Я набираю в Ютубе: чукотская песня. И там под видом чукотской выпадает вдруг тувинская. Как же так? Песня знаменитой тувинской группы Хунхурту (Блеск на спицах колеса или пропеллера самолета).
Интернет знает толк в шаманизме. А песню послушайте в наушниках, оно того стоит.
А ведь тувинцы не все шаманы. Большинство - просто коор кижи, "видящие люди". А чукчи - все сплошь шаманы. Ну то есть их видящий человек - он по-нашему уже шаман.
Где же настоящие чукотские песни спрятаны? Видимо придется на Чукотку съездить, чтобы понять эту часть реальности.
Духи помогут, или Иисус - тут что-то важное, и надо разобраться с этим и понять.
Русский читатель про мухоморный мир пишет в комментах:
"Как-то пошёл в лес, а там кучи мухоморов были. Ну я их собрал. И засушил. И ел иногда как чипсы чутка. А эффекта вроде никакого и не было. Ну, я думаю, или пересушил их, или выдохлись. И как-то я увлёкся, да и переел их вечером. Они вкусные были >_< И, короче, началось. Начал я проваливаться куда-то. Я бы описал это таким образом: у тебя возникает состояние изменённого сознания, но при этом мир остаётся совершенно таким же как и всегда. И ты остаёшься один на один с этим миром (его обыденностью, повседневностью и насущностью) и собой, но ощущение всего этого интенсифицируется многократно. А с другой стороны как-бы выбрасывало и куда-то ещё. И я думаю, я такой умный, так что давай ка я буду записывать всё, что происходит, да что вижу. И начал записывать все свои ощущения. Да ещё и время записывать. И они, короче, меня поймали на этой штуке. Заглючили по философии математики. Я начал записывать и обнаружил, что я продумываю какую-то одну мысль, но каждый раз она становится чуть длиннее. Я словно бы в каждую итерацию, проходя от начала до конца прибавляю к ней ещё один кирпичек. А время, через которое это происходит каждый раз сокращается. Короче, образуется такая бесконечная последовательность. И я осознал, что я проваливаюсь в бесконечный цикл, из которого не смогу выбраться. И эта мысль пронзила меня ужасом. А потом мне показалось всё это смешным, как меня заглючило. А потом опять ужасным. Мне показалось, что время остановилось и я реально запечатан в моменте. И всё моё мышление говорило об этом. Мне пришлось встать и пройтись по комнате, чтобы показать себе: "Вот, смотри же, ты прошёл по комнате, а это действие потребовало какого-то времени, следовательно, время движется". Потом я начал молиться очень неистово, чтобы никакая мысль не прокралась в ум. Правда надолго меня не хватило. Но ужас как-то унялся первичный. И понял я, что это довольно серьёзное приключение. В общем, в конечном счёте я принял решение не доверять своему мышлению. Потому что оно реально какие-то вещи стало мне показывать внушающие ужас и прям на тело воздействующие. И это был такой УЖАС, которого я в жизни никогда не испытывал. (И не надо. После этого вкус мухоморов изменился на невкусный)" .... Я полностью понимаю чукчей. Всех их духов, Ворона и остальное. Я могу хоть завтра поехать туда, бесплатно.
Но моя мудрая жена <тувинка> говорит мне:
- Тебе туда нельзя. Ты там совсем обезумеешь, с их духами. Их духи злые, нельзя нам их. Лучше на Камчатку езжай, там мирно.
Окей, поеду на Камчатку, чукото-лайт.
....
Понял я, что большинству людей тема и не понятная - -и не близка. Так вот Россия и рассыпется на кусочки, как выгоревшая в костре головешка. От скуки и отсутствия интереса.
Тут надо отметить: ацтеки ничего не создавали. Это кочевники, пришедшие с севера и захватившие древние развитые города. То есть грубо говоря: как если бы чукчи захватили условную Корею или даже Китай. Испанцы просто освобождали местные народы от ацтекской тирании, на тот момент.
Окрестные с Чукоткой народы приняли русское подданство именно как защиту от чукчей.
Но сила чукчей, в отличие от ацтеков, была в отсутствии централизованного государства. Нельзя было захватить князя и порешать вопросы. Сетевая структура. Но не как у условных австралийцев, а спаянная жестким национализмом (которого вроде как не может быть в родовом обществе).
Затраты на войну с таким обществом в условиях Заполярья были огромными. В итоге начали просто торговать, чукчей не облагали налогами и т.п.
> Интересует очень тема мести. На слуху вотбще "кавказские" традиции. То за каких-то кочевников слышал, что чукчи к этому подходят "со всей душой" если можно так выразиться.
Да, у них культура мести очень развита. И да, матери убивали детей если попадали в заложники. И вообще, умереть надо было либо в бою либо от самоубийства. Тогда - Валгалла.)
> А когда последние сообщения о людоедении у чукчей были?
Точной информации у меня нет. Но если взглянуть на японцев - у них как минимум до 1945 людоедство было официальным.