Борис Мышлявцев. Тигрокрыс и невеликий дракон (Сунь Ят-сен)

Jul 11, 2023 13:44

Заметки о генезисе Китайской коммунистической партии. За что китайские коммунисты и гоминьдановцы так любят христианина Сунь Ят-сена, причем здесь японские шпионы, ну и о прочих делах Британской Ост-Индской компании. Донаты приветствуются на Тинькофф, привязан к номеру +7 903 936 93 84



[Нажмите, чтобы узнать главное, что надо знать о китайском Ленине]"Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие". - так некогда написал граф Толстой. Меня всегда поражало: почему в СССР официально с симпатией и уважением относились к "разрушителю Цинской империи", "христианину" Сунь Ят-сену. При этом с такой же симпатией относились к нему и Мао, и Чан Кайши... и Дэн Сяо Пин и нынешний Си также почитают Суня. Вроде как враждебные друг другу дискурсы, не так ли?

«Ныне сильные соседи окружили страну; они смотрят на нас глазами тигра, нацелились, словно ястреб, на добычу, с вожделением зарятся на наши рудные богатства, на обилие производимых у нас продуктов. И если до сих пор они, подобно червям, объедали нашу землю, как акулы, глотали кусок за куском, то теперь готовы разрезать Китай, как тыкву, разделить на доли, как бобы" - писал в возрасте 28 лет молодой перспективный революционер Сунь Ятсен.

Родился он в 1866-м, а эти строки написал в 1894 году. Кто же смотрел на Цинский Китай “глазами тигра” на тот момент? Принято считать, что несколько великих держав одновременно, однако я бы сказал, что Россия, к примеру, смотрела на собственно Китай максимум глазами кошки (хотя ныне и считается, что именно Россия забрала у Поднебесной наибольшие территории - Приморье и т.п.). Дело в том, что у КИТАЯ Россия вообще никогда ничего не забирала - и никогда не претендовала ни на пядь китайской территории. Речь всегда шла в основном о МАНЬЧЖУРИИ, т.е. коронных землях маньчжурского императора, где китайцы в значительных количествах никогда и не жили (им было запрещено там селиться, запрещено было даже хоронить своих мертвецов).

Япония смотрела на одряхлевшего дракона глазами сильного, мускулистого леопарда - и уже скоро начнет терзать Китай по полной программе. Всяких немцев и французов мы пока вынесем за скобки.

А вот тигр на китайском театре действий был только один - Британская империя. Именно она с помощью опиума и южнокитайских тайных обществ (Триада) обрушила Цинскую империю в глубокий кризис, и останавливаться Британия не собиралась, до полного уничтожения Цинской монархии.

А дальше смотрим на первые шажочки Сунь Ятсена и следим, чтоб глаза на лоб не полезли слишком уж сильно. То есть, еще раз: главным врагом Китая была Британия и всем в Китае это было абсолютно очевидно. Набирающим силу врагом - Япония.

По официальной версии, “китайский Ленин” родился “в бедной крестьянской семье”, с детства пас быков и прочую живность. Талантливый мальчик сам изучил иероглифы, и 12 лет отроду отправился на Гавайи, учиться. “Старший брат бедняка был на Гавайях богатым фермером” - просто так получилось. Читатель воскликнет - о, Гавайи! Американское влияние! Да, но. Как раз в эти годы происходила борьба Британии и США за влияние на Гавайях. Гавайи были независимым королевством. Династия Камеамеа угасала, начался династический кризис. Американцы организовали выборы нового монарха, на которых победил их кандидат (из другой династии). Талантливый мальчик поучился на Гавайях всего 3 года. И когда на островах упрочилось американское влияние - его решили от греха подальше отправить учиться в родной, милый британский Гонконг.

Вопрос: а где именно на Гавайях учился Сунь Ятсен? Он учился в школе при английском посольстве. Там и проникся, в том числе, “христианством”.

Итак, бедный крестьянский мальчик приехал из Китая на Гавайи, чтобы учиться в школе при английском посольстве. Что ж, бывает. Бывает. Английские посольства по всему миру талантливых бедных детишек собирают. Ок. А дальше?



Сунь Ятсен, китайский патриот, вынужденный скитаться по Гавайям, Гонконгу, Японии...

После Гавайев вернувшись на родину Сунь Ятсен поучился в европейской школе, затем закончил Королевский колледж в Гонконге. В 1892 - медицинский институт там же. Ну и, само собой, был активным участником преступного сообщества - Триады.
(Отмечу, что Триада является наследницей китайских тайных обществ, боровшихся при монголах против династии Юань за восстановление Мин. Нынешнюю форму и тесные связи с наркобизнесом Триада приобрела в ходе опиумных войн. В Китае Триада считается формой национально-освободительной борьбы - и пусть всякие Трампы не жалуются на засилье китайского фентанила).

Надо отметить, что подобное начало жизненного пути для китайского революционера данного периода является типичным. “Бедный крестьянский мальчик едет учиться за границу, принимает христианство” - и дальше все по списку. Тут можно привести в пример того же Чарли Суна, крупнейшего китайского финансиста. Беднягу в детстве усыновил добрый человек, увез в США. Методистская школа, университет Вандербильта, возвращение в Китай в качестве миссионера. Там Чарли открывает вдруг типографию, а скоро становится одним из богатейших людей империи. Книги, видимо, приносили очень хороший доход.

Тут рискну предположить, что доход всем этим “выходцам из бедных семей” приносил традиционный для Триад бизнес: торговля опиумом.

Излишним будет упоминать, что Чарли Сун случайно познакомился с Сунь Ятсеном, очень его полюбил - и начал финансировать его революционную деятельность. Ну, а потом уже дочь Чарли вышла замуж за “ленина”, у которого на тот момент была уже другая жена. Про сестер Сун подробно писать не буду, об это в инете материалов полно. “Одна любила деньги, другая родину” - ну и т.п.

Лет десять Сунь Ятсен активно перемещается в треугольнике Гавайи - Гонконг - Япония. Иногда заезжает в Китай, на деньги британских и японских спонсоров поднимает небольшие восстания. Параллельно формирует свои великие принципы, которые, не вдаваясь в детали, я бы обозначил, как “национализм и народовластие”. Очень интересно, что британские и японские спонсоры охотно давали деньги на китайский “национализм” (вроде бы даже и у французов он брал помаленьку, делал по их заказу восстания в приграничных с Индокитаем районах Китая, ослаблял проклятых маньчжур). Про “народовластие” я просто промолчу. Народовластие при верных последователях Суня - Мао и Чан Кайши - достигло невиданных высот, стало образцом демократии для всего мира - йес!

Забегу немного вперед, в год 1924. Дам summury программной речи Сунь Ятсена. Внимательный читатель с удивлением обнаружит, что речь эта представляет из себя всего лишь выжимку из японской пропаганды. Тезисы, которыми с 1905 и по 1945 год Япония обосновывала завоевание и разграбление Китая.

Итак, 28 ноября 1924 г. “по просьбе торгового союза Кобэ и других организаций” Сунь выступил с речью «Паназиатизм» (Выжимку даю по статье В.С. Кузнецова)

1) Азия - место возникновения самой древней цивилизации в мире. Восточная Азия - источник всей цивилизации.

2) За последнее время государства Европы последовательно процветают. Национальности Азии подвергаются их гнету, шаг за шагом утрачивают свою независимость. До тех пор, пока не покончить с этим, будем подвергаться угнетению со стороны стран Европы.

3) Япония посредством реформ самоусилилась, аннулировала неравноправные договора, самоотверженно трудясь, стала сильной, стала авангардом возрождения Азии, в результате чего государствам и нациям Азии дана безграничная надежда.

4) Япония, победив в войне Россию, положила прецедент, когда впервые за последние несколько веков азиатская нация одержала победу в войне с европейцами. Нации Азии так же восприняли это событие и воодушевились. Азиатские нации, как например, персы, турки, афганцы, арабы, индийцы и другие развертывают движение за независимость.

Япония прикрывает собой восток Азии, Турция прикрывает собой запад Азии. (Здесь я сделаю акцент для тех, кто читал мои заметки “Турецкий план” и “Японский план”, где речь шла о политике Турции и Японии в отношении России и Сибири в частности).

5) В восточной части Азии самые большие нации - это Китай и Япония. Они фактически являются движущей силой азиатских наций. Западный империализм пробуждения азиатов боится.

6) Азиатская культура есть культура добродетельного правления, ее суть - гуманность и справедливость, нравственность, фактически она превосходит культуру Запада, суть которой есть силой и страхом, ее сердцевину составляют сила и насилие. Хотя материальная культура Азии не сходня с западной, нравственность Восточной Азии фактически превосходит западную. Мы хотим создать паназиатизм с тем, чтобы сделать основой добродетель, и вдобавок изучать европейскую науку для самозащиты.

7) Паназиатизм является тем, посредством чего страдающие нации Азии ударят по неравенству, поэтому пропагандируемая культура борьбы с неравенством является культурой борьбы с культурой, основанной на принципе управления силой и страхом, что позволяет добиться культурного равенства для всех наций.
.....
Любого НАСТОЯЩЕГО китайского националиста сейчас должно бы трясти от такой речи, учитывая, хм, неоднозначные действия Японии в отношении Китая... Он должен бы вспомнить, какую “безграничную надежду” дала Япония Китаю во время Нанкинской резни, где японцы соревновались в отрубании голов китайцам и нарубили около 300 тыс. Результаты соревнований публиковались в японских газетах...

В лице Сунь Ятсена мы видим убежденного и последовательного врага китайского народа. А китайский националист в упор этого не видит, так же как и современный китайский коммунист.

Ниже я выборочно процитирую статью В.С. Кузнецова “Сунь Ятсен и Япония”. Статья, в свою очередь, является выжимкой из китайской книжки 1958 года на эту тему. Буду цитировать - и кратко комментировать.

“Победительница Китая в войне 1894-1895 гг., Япония служит для Сунь Ятсена убежищем и опорной базой для борьбы с правительством Китая в лице маньчжурского дома Цин. В 1895 г., после неудачной попытки антиправительственного выступления, Сунь бежит в Японию”.

То есть вы посмотрите, какой молодец! Япония нападает на его родину - и он поднимает антиправительственное восстание. Ничего не напоминает? Да это же Ленин! Китай тогда потерпел тяжелейшее и унизительное поражение. Поражение от Британии в ходе опиумных войн было трагедией, но не несло в себе столь сильной деморализации. Японцы (“варвары-карлики”, как их официально именовали) традиционно считались вассалами Китая (пусть этот вассалитет и был мнимым), а в культурном и торговом отношении представляли собой полуколониальную переферию китайского мира. “Нивхи разбили Тихоокеанский флот и подошли к Петербургу”, примерно так это воспринималось в Китае, если привести аналогию для Российской империи.

“В порядке наблюдения за противниками китайского правительства, власти приставили к Суню двух японцев: Миязаки и Хираяма. С ними Сунь подружился”.

Тут no comments. Подружился - так подружился. Такого даже про Ленина не писали: подружился с немецкими спецслужбистами. Напомню, что Кузнецов все это цитирует по китайской монографии.

Итак, 5 лет Сунь живет в ненавистной Японии. А затем:

“Получив известие о выступлениях в Китае «ихэтуаней» (1900), Сунь Ятсен покидает Японию и пытается организовать антиправительственное выступление в провинции Гуандун. В этом ему всемерно помогают японцы. После провала мятежа Сунь Ятсен ищет убежища в Японии. Японские друзья представили Суню вожака антиправительственного выступления в Китае Хуан Сина, который после разгрома мятежа бежал в Японию”.

“В августе 1905 г. в Токио Сунь Ятсен с Хуан Сином и другим противником Цинов, Сун Цзяожэнем, создал общество «Тунмэн хуэй» («Китайский революционный союз»). Первоочередной его целью было изгнание маньчжур из Китая. Полноправными членами «Тунмэн хуэя» стали японские друзья Суня. Они были уполномочены вести переговоры от имени «Китайского революционного союза» о закупке вооружения и снаряжения. Официальные власти Японии поддерживали деятельность «Тунмэн хуэя».

“С падением власти дома Цин, Сунь Ятсен в декабре 1911 г. становится временным президентом Китайской республики, но положение его непрочно: перед ним стоит серьезная угроза в лице Юань Шикая, бывшего премьера цинского кабинета. Чтобы справиться с Юанем, нужны деньги для содержания армии.

3 февраля 1912 г. в Нанкине служащий японского концерна Мицуи Ко Цутому Мори встретился с Такахаси Масуда, советником упомянутой фирмы. Встреча состоялась по инициативе влиятельного политического деятеля Таро Кацура при посредничестве Такахаси Масуда. Как писал Мори Масуда (письмо датировано 8 февраля 1912 г.), он предложил, помощь Японии Суню в его борьбе против Юань Шикая, его политического оппонента, если Маньчжурия (Северо-Восточный Китай) перейдет под японское влияние.

Сунь, согласно письму Мори, ответил: «Я оставлю Маньчжурию Японии, и в обмен я попрошу ее поддержать нашу революцию».
.....
То есть вдумайтесь: “оставлю Маньчжурию Японии”. Чего, собственно, Япония и добивалась. Хороший патриот! Нынешние китайские “националисты/коммунисты”, последователи Суня, любят плакаться о вероломстве России, которая забрала часть Большой Маньчжурии, Приамурье и Приморье, по неравноправным договорам. Но в российском случае речь шла о легитимном договоре, когда МАНЬЧЖУРСКИЙ император передавал часть своих ЛИЧНЫХ малонаселенных земель России в обмен на определенные плюшки. А тут некий “президент”, никем де-факто не избранный, отдает ЧУЖУЮ территорию. “Кемска волость? Так забирайте”.

Маньчжурия, таким образом, должна была стать совместным российско-японским владением. У России - КВЖД, у Японии - вся остальная Маньчжурия. Опыт совместных владений у нас уже был, см. Сахалин. Кончился опыт войной и разделом Сахалина на Север и Юг.

Но мы сейчас не про русско-японские дела.

Дальше карьера Суня совершает странный, на первый взгляд, кульбит. Он увольняется с должности президента и устраивается работать к своему противнику Юань Шикаю. “Ленин пошел работать к Керенскому”. Ничего странного в этом кульбите нет, если вспомнить о встрече Суня с руководством концерна Мицуи, близким к Японской армии. И (все цитаты ниже - из работы Кузнецова):

“В феврале 1913 г. Сунь Ятсен прибыл в Японию как назначенец президента Юань Шикая, находясь в должности директора китайских железных дорог. «Патриоты вашей страны, - говорил Сунь Ятсен японским деятелям, - руководили мною и учили меня, и я считаю Японию моей второй родиной, а ваших государственных деятелей моими наставниками. Китай ожидает вашей спасительной помощи».

А в Китае он рассказывал о грандиозных японских инвестициях и о том, что японцы любят Китай всем сердцем. Чуть больше 10 лет назад Корея сполна убедилась в японской любви. Японский посланник зарезал королеву Мин, а Корея была захвачена Японией...

Задачей Суня на данном этапе карьеры было обеспечение колониальной эксплуатации Китая Японией. Осуществлять проект должна была известная и ныне компания Мицуи (см. мою заметку “Мицуи: тайный гигант”).

“По возвращении в Китай Сунь посылает телеграмму в Пекин и провинциальные столицы, заверяя китайских лидеров в доброй воле японцев. Он заявлял репортерам, что «посетил Японию с целью выяснить, какие существуют основания для подозрений в отношении японских мотивов и понял, что заявления о дружеских чувствах не внешние, но исходят из глубины их сердец. То, чего Япония хочет в Китае, это не территория, но торговля». Ну-ну, ну-ну.

Главным противником такой прелестной дружбы с Японией был президент Юань Шикай, бывший некогда министром при цинском дворе. Если описать его политику в 2-х словах, то он пытался совместить китайский национализм с маньчжурским аристократизмом, был против зачистки маньчжурской аристократии и был - вот ведь негодяй - противником Японии.

“В июне 1913 г. была создана «Чайна индастриал компани». Президентом компании стал ее Сунь Ятсен, ответственный за развитие железных дорог в Китае, в число директоров вошли японцы, крупнейшие японские торговые компании предоставили капитал. Названная компания имела целью разработку сырьевых месторождений в Китае”.

“В июле 1913 г. Сунь Ятсен вместе с Хуан Сином объявили «вторую революцию». Целью ее было свержение Юань Шикая. С провалом революции Сунь бежал в Японию. Здесь в июле 1914 г. Сунь Ятсен организовал «Чжунхуа гэмин дан», Китайскую революционную партию”.

Ловко. Убедил президента Юань Шикая подписать с Японией договор о создании нужной промышленной структуры - и революцию начал. Революция не задалась - и Сунь снова уехал в Японию.

“По утверждению профессора Содзо Фудзии из международного университета Тояма, 5 февраля 1915 г. Сунь, скрываясь в Японии от преследований в Китае, подписал «Китайско-японский пакт». В этом соглашении он от лица Китая принял обязательство предоставить Японии приоритет в совместных предприятиях с использованием иностранного капитала для управления шахтами, железными дорогами и прибрежными океанскими путями”. Короче, Сунь мечтал превратить Китай из многовекторной полуколонии западных держав в старую добрую колонию Японии.

В общем дальше - “челночная дипломатия”. В Китай, поделал революцию, не получилось - снова в Японию. Не буду перечислять все эти однотипные события. (.....)

Надо сказать, что китайцы вовсе не были дураками. Они понимали, чем грозит стране “дружба с Японией”. Поэтому Сунь многократно приезжал в Китай из Японии, возглавлял какое-нибудь “правительство” - а потом бывал изгоняем местными бизнес-элитами. Хотя он и был тесно связан с Триадой - не все бандиты были согласны на ПОЛНОЕ подчинение Японии. Вот красноречивый отрывок из работы В.С. Кузнецова:

“В 1921 г. Сунь возглавляет правительство в Гуанчжоу. Инициируемая им военная кампания требует денег, и 5 февраля 1922 г. Сунь заключил соглашение с японской фирмой. В обмен на поставку ею оружия и снаряжения для двух дивизий и предоставления 5 млн. золотых иен, ей передавались права на использование острова Хайнань и островов на побережье провинции Гуандун, равно как и права на рыбную ловлю в районе к югу от Сямэнь до о. Хайнань.

После подавления направленного против него выступления торговцев в Гуанчжоу (Кантон), Сунь Ятсен 24 ноября 1924 г. прибыл в Японию”.

Если посчитать, сколько территорий Сунь подарил Японии, с какими площадями, ресурсами и населением, то даже Ленин с его “похабным Брестским миром” начинает выглядеть настоящим русским патриотом. Ведь Ленин мотивировал свой мир скорой революцией в Германии, которая результаты этого мира отменит. А Сунь Ятсен - вообще ничем не мотивировал, просто раздавал. и понятно было, что Япония распадаться не собирается и никаких территорий никогда не отдаст.

Мне вот интересно: а как в нынешнем Китае трактуются эти юридические коллизии? И КНР, и Тайвань признают Суня легитимным правителем и, более того, Отцом-основателем. И вот она реальность - “Отец” продал Японии кучу территорий. Может ли Япония предъявить на них права сейчас или в будущем? Или после 1945 эти договора были аннулированы?

Итак, мы поговорили об Отце-основателе современного Китая (Китаю очень повезло, что Сунь умер одновременно с Лениным). Смотрю на него со стороны, равнодушно, я ведь не китаец. Но мне лично кажется - феерический подлец и проходимец. Ну или просто обычный японский шпион...

Пора переходить к другим Отцам-основателям всей этой великой “революции”. А для русского читателя еще раз напомню один из тезисов Сунь Ятсена:

“Япония, победив в войне Россию, положила прецедент, когда впервые за последние несколько веков азиатская нация одержала победу в войне с европейцами. Нации Азии так же восприняли это событие и воодушевились. Азиатские нации, как например, персы, турки, афганцы, арабы, индийцы и другие развертывают движение за независимость.

Япония прикрывает собой восток Азии, Турция прикрывает собой запад Азии”.

(Работа Кузнецоав В.С. “Сунь Ятсен и Япония”, на которую я здесь ссылался, публиковалась в сборнике: Общество и государство в Китае: XXXLII научная конференция: К 100-летию со дня рождения Л.И.Думана / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. С.И.Блюмхен. - М.: Вост. лит., 2007. - 352 с. - ISBN 5-02-018544-2 (в обл.). С. 121-125).


См. продолжение (Сэн Катаяма)

См. также Другие тексты Бориса Мышлявцева

Мышлявцев

Previous post Next post
Up