В своих заметках о турецких и японских планах относительно России (и, если смотреть несколько уже - Сибири), я мимоходом упоминал об одном очень интересном персонаже, неразрывно связанном и с Турцией, и с Японией и с Сибирью. Вы будете смеяться, но также неразрывно был он связан и с великой некогда Бухарой... Мимолетность упоминания персонажа могла создать у читателя ложное впечатление о его малозначимости в российской и мировой истории. Я понял, что данное мое упущение стоит исправить, хотя бы частично. Тем более, что наследие славного сына сибирско-бухарского народа вполне себе живо (доказательства чему будут приведены чуть ниже). Углубляться в суть этого наследия мы не будем, читатель сможет сделать выводы самостоятельно - просто по штрихам биографии нашего героя. В частности - по многочисленным и ничем не кончавшимся арестам. В каких только странах не арестовывали скромного имама мечети маленького сибирского города Тара! И - везде он был благополучно отпускаем через весьма непродолжительное время...
Сначала немного скучного официоза за прошлый год: “В Таре состоялись Ибрагимовские чтения в честь 1100-летия принятия ислама и 165-летия Габдрашида Ибрагимова. 25 декабря в Таре (Омская область) прошли мероприятия, приуроченные к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, - ежегодный отчетный пленум ДУМ Омской области (Омский мухтасибат) и семинар «Ибрагимовские чтения - 2022». В пленуме, проходившем в городской мечети «Ихлас», приняли участие представители мусульманских общин, входящих в состав Омского мухтасибата, представители органов государственной и муниципальной исполнительной власти”.
Отметим участие представителей государственной и муниципальной власти как показатель официального статуса мероприятия. Но кто же такой Габдрашид (Абдурашид) Ибрагимов, почему именем его называются мероприятия? Почему они проходили в Таре - это понятно. В Таре Ибрагимов родился, там был имамом. Собственно, многие поколения его предков - сибирских бухарцев - с XVI века жили в Таре и были там улемами, т.е. авторитетными толкователями Корана. В Тару переселились многие из окружавших сибирского царя Кучума бухарцев после низвержения Кучума с престола и вхождения Сибири в состав России.
Впрочем, Ибрагимовские чтения проводятся вовсе не только в Таре. Они проводятся по всей России.
[Нажмите, чтобы ознакомиться с биографией исламской версии Ленина]Ну, и что такого? Мало ли в России просветителей, чьим именем называют чтения, конференции, семинары? Читатель открывает Википедию и натыкается вдруг на строчку: “Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года, опираясь на поддержку Японии”. Японии? Зачем же это Японии?
Отложим “японский панисламизм” в сторонку и спросим: а до 1908 года что там было у Ибрагимова с Японией? До Русско-японской войны господин Ибрагимов “занимался в Японии антирусской пропагандой” и очень тесно дружил с Кокурюкай - ультранационалистическим Обществом Черного дракона. Черный дракон - это китайское и японское название реки Амур, поэтому название общества чаще всего так и переводят: “Амурское”. Чуть ниже мы вынуждены будем вернуться к деятельности этого общества и его влиянии на японскую внешнюю политику - тогда и с “панисламизмом” все станет ясно.
Пока что глянем на ранний период жизни Абдурашида Ибрагимова, предшествовавший “увлечению Японией”. ....... Донаты приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +79039369384.
Абдурашид Гумерович Ибрагимов родился в 1857 году в сибирском городе Тара (ныне - второй по населению город Омской области) в семье сибирских бухарцев. Дед его был ахуном (т.е. имамом) Тары. То есть, фактически все дела с мусульманским населением региона российские власти решали через эту семью. Про Тару и сибирских бухарцев я уже писал неоднократно, напомню основные тезисы. Бухара пыталась подчинить богатую мехами Сибирь, после ослабления монголов. После долгой гражданской войны сибирским царем стал бухарец Кучум, в Сибири укрепилась бухарская диаспора. После падения Кучума бухарцы своим центром сделали город Тара, основанный как русский форпост на границе лесостепи и болотистой тайги. Тара изначально была городом миллионеров, одним из самых богатых и развитых в Сибири. существовал хрупкий баланс между бухарским и русским (староверческим) бизнесом. Однако в конце петровского правления бухарцы спровоцировали староверов на бунт и создание “республики”. Русская община (влиятельная ее часть) Тары была уничтожена российскими властями - и бухарцы взяли город под свой полный контроль.
При этом еще ранее за сдачу Кучума российские власти заплатили сибирским бухарцам невиданными привелегиями - полным освобождением от налогов и тягла и, самое важное, свободой торговли в Монголии и Китае.
Дед Абдурашида построил в Таре первую каменную мечеть. Тут отмечу, что первая каменная мечеть в Москве в 1823 году также была построена сибирскими бухарцами. Как и первая мечеть в Петербурге. Как и в Токио много позже... В общем, ясно что Абдурашид Гумерович был вовсе не из простых “татар” (хотя сам себя он называл именно татарином).
Абдурашид получает духовное образование. Сначала в родных краях, затем в Тюмени, затем в Башкирии и нынешнем Татарстане. И вот в 1878 году следует первое странное задержание. Его арестовывают “за бродяжничество” и отправляют на родину в Тару. Однако дальше он работает вовсе не в Таре, а в окрестностях нынешнего казахского Кокчетау. Работает учителем, выполняет обязанности имама.
Мне непонятно - как представителя видной, родовитой семьи могли арестовать за бродяжничество? Что там на самом деле произошло? Как бы то ни было, уже через год он уезжает в Османскую империю, где и учится до 1885 года, т.е. около шести лет. Учится в Мекке, Медине, Стамбуле. То есть к 28 годам - это очень образованный человек для исламского мира. “Доктор наук” на наши деньги. И вот этот блестяще образованный, повидавший мир человек просто возвращается в родную Тару, где и становится имамом местной мечети.
Абдурашид Ибрагимов с семьей.
Ибрагимов с японскими друзьями.
Еще немного скучного официоза, год 2021, просто цитата:
"В Казани вышла в свет книга о первом муфтие Японии Абдурашите Ибрагимове. В работе под названием «Правозащитник Габдрашит Ибрагим» («Габдрәшит Ибраһим - милләтнең хокук яклаучысы») личность известного татарского богослова раскрывается с новой стороны, в частности, в качестве национального правозащитника татарского народа. В книге дается анализ правозащитной деятельности Ибрагимова как в России, так и в других странах его временного и длительного проживания - Турции, Германии, Японии, Швеции, Швейцарии, дается анализ его трудам.
«Где бы он ни жил и где бы ни находился, Абдурашид Ибрагимов всюду поднимал проблемы татарского народа, искал пути их решения, искал единомышленников. Его мечтой было единство тюркских наций, единство ислама, чему он посвятил всю свою жизнь. Абдурашид Ибрагимов был до глубины души потрясен трагичностью судьбы своего народа, и горел идеями о государственной независимости татар".
Сибирский бухарец горел идеями о татарах. Что ж, всяко бывает.
Дальше опустим перемещения между Стамбулом, Тарой, Оренбургом, снова Тарой. В 1896, оставив в Таре семью, Ибрагимов устремляется в Индию. Ну, почему бы и нет? Бухарцы издавна имели свой пакет не только в сибирской, не только в китайской - но и в индийской торговле. В Индии он пробыл совсем недолго, видимо дела были решены очень быстро. Дальше от лени просто процитирую Википедию:
“Рассчитывая создать единый антироссийский мусульманский фронт действий, Ибрагимов в 1897 году посетил Османскую империю. В 1897-1900 гг. совершил путешествие из Стамбула в Египет, Палестину и Хиджаз, затем во Францию, Италию, Австрию, Сербию, Болгарию. Через юг России на Кавказ, вдоль Каспийского побережья в Бухару, Туркестан, область Семиречья. Сибирским караванным путем возвратился в Тару”.
А в 1899 году поселился в Петербурге. “Человек созрел”.
А каким был международный фон на тот момент, и как посещаемые Ибрагимовым страны резнируют с этим фоном? Британия готовилась к расчленению Османской империи. Франция руками России осваивала Маньчжурию - а это никак не могло нравиться Британии, которая уже приговорила Китай к будущему Сунь Ятсену и “освобождению от дворян-маньчжуров”.
Дальше в биографии Ибрагимова некий сумбур. Он издает кучу газет, журналов, живет то ли в Петербурге, то ли в Стамбуле... Одновременно участвует в выборах в городскую думу родной Тары. В 1902 году турецкий султан личным распоряжением выдворяет богослова в Россию, а тот, не долго думая, оказывается вдруг в Японии. Вот тут интересно. В Японии Ибрагимов настолько активно занимается антирусской пропагандой, что в 1903 году выдворяется в Россию и... через Россию едет опять таки в Стамбул, где его арестовывают и... выдворяют в Россию. И параллельно всему этому бухарский Джеймс Бонд продолжает заниматься политикой в родном сибирском городке Таре!
Сумбур опустим, давайте посмотрим: а с кем Ибрагимов контактировал в Японии и почему его из Японии в 1903 году депортировали?
В Японии Ибрагимов познакомился и подружился с лидерами тайного общества Черный Дракон. Я не знаю, сможет ли читатель понять значимость этой дружбы на фоне того, что вот прямо сейчас в России будут проводиться очередные Ибрагимовские чтения (или уже прошли, смотрите программу на 2023 год). Я писал о своеобразном устройстве японской политики, о конкуренции дзайбацу вроде Мицубиси, Мицуи и прочих, о том, что министерства - лишь отражения этих концернов (или наоборот). Но какова была общая рамка, которая все эти самурайские и постсамурайские кланы приводила к одному знаменателю?
Тут надо понимать, что политика в Восточной Азии традиционно существует не в форме партий, а в форме тайных обществ (поэтому Мао Цзедун и мог быть одновременно крупным функционером в двух враждующих политических партиях - Коммунистической и Гоминьдановской). В Японии долгие годы роль общей рамки выполняло общество Черный Дракон, то есть Амурское общество. Название общества вытекало из задачи минимум этого общества: Амур не должен быть российским или китайским. “Амур должен быть японским” - это вполне понятная политическая программа. Для русско-европейского читателя поясню: Амур - это не окрестности Хабаровска. Если резать по истокам Амура - отрезается примерно треть территории нынешней России. Минимум миниморум для Черного Дракона было получение всех земель к югу от Амура. Совсем минималкой была Маньчжурия. В обществе на первых порах доминировало военное министерство, поэтому основной удар Японской империи планировалось направлять на север, на российские территории. Затем перевес взяло крыло Мицубиси - и война пошла на юг. Но разногласия эти были тактическими.
В 1901 году выходец из самурайского рода Рехэй Утида создал общество Черный Дракон, в которое входили министры, промышленники, бандиты... А кто был этот Рехэй Утида? На нынешние российские деньги - то ли Пригожин, то ли Стрелков. Придется вспомнить несчастную корейскую королеву Мин, которую зарубил мечом японский “дипломат” пятью годами раньше.
Что предшествовало японской оккупации Кореи? Большое крестьянское восстание “против засилья японских купцов”. И вот этот Утида поехал добровольцем - помогать корейским крестьянам воевать против засилья японских купцов (“королева Мин сговорилась с японскими купцами”). Королева Мин обратилась к союзному Цинскому Китаю, те ввели войска - в ответ войска ввела Япония и... до 1945 года Корея была колонией Японии.
(Общество Черного Дракона официально было расформировано в 1946 году. Как и Мицубиси, Мицуи и прочие японские корпорации).
Позже Утида активно поддерживал китайских революционеров, Сунь Ятсена и прочих. “За любую революцию в чужой стране”, как и подобает патриоту.
Ну вот именно Рехэй Утида и стал другом Абдурашида Ибрагимова.
Рехэй Учида, основатель Черного Дракона (но надо помнить, что Черный Дракон был лишь аватаром другого, гораздо более старого тайного общества, состоявшего из высшей аристократии).
Рехэй Учида в 1901 году издал книгу "О развале России". Книга вызвала протесты русских дипломатов и была "запрещена" (вышла под другим названием). Позже он написал аналогичную книгу об уничтожении единого Китая. Его многочисленные совместные фотографии с Сунь Ятсеном не дают соврать: "люди работали на общее дело". Учида сформулировал требования, которые в итоге легли в основу имперской политики в отношении Китая (не побоюсь этого утверждения - Нанкинская резня была прямым следствием политической деятельности Учида). То есть главной задачей Черного Дракона изначально было уничтожение и России, и Китая. Учида был лоббистом поставок оружия "республиканскому Китаю" до определенного периода. Когда в Китае стал укрепляться режим Юань Шикая, не желавший полностью уничтожать маньчжурскую аристократию, Учида решительно выступил против угнетателя китайского народа. Это был фронтмен тех групп в Японии, которые желали бескопромиссного уничтожения как России, так и Китая. В 1925 году (о, это возврат к России оккупированного Северного Сахалина!) Учида совершил попытку госпереворота, за который... наказан не был. Скончался в 1937 году - и дальше его дело продвигали другие фронтмены, о которых мы сегодня говорить не будем.
Япония выслала Ибрагимова по требованию российского консула. Ибрагимов уехал в Стамбул где был... сразу же арестован - и выслан под конвоем в Одессу. Что не так у него было в Стамбуле? Складывается ощущение, что турецкие власти не считали его желательной персоной. Или легенда для прикрытия? Не знаю. Вернувшись в Россию - спокойно занимается своей прежней деятельностью, одновременно успевает работать на выборах в родном городе Тара (ох уж эта Тара!), одновременно основывает первую в России исламскую партию Иттифак эль-Муслимин.
Тут опять какие-то странные аресты - и свободен. В 1907 едет в из Тары в Бухару - и вновь в Японию.
Я не буду напоминать, что по тем временам билет из Лондона в США стоил примерно какой-нибудь пятилетний заработок рабочего. По официальной легенде Ибрагимов - типа чуть ли не бедняк. Но, понимая примерно капиталы тогдашней Тары (на нынешние деньги - десятки миллиардов долларов), мы можем предположить, что некие родственники выделили талантливому человечку миллиард-другой на путешествия. Окей.
В 1909 году Ибрагимов снова отправляется в Стамбул, из Японии. Путешествие длится долго, проходит через Индонезию, Британскую Индию - по пути Ибрагимов знакомится с японцами-мусульманами, членами Амурского общества. Широко разлился Амур! На это раз с финансированием все прозрачно, никаких тарских родственников - японская организация “Азия, проснись!”, аватар Черного Дракона и могущественных дзайбацу.
Во всем этом обращает на себя маятниковая миграция героя между Стамбулом и Токио - иногда с заездами в Бухару...
Приехав в Стамбул, Ибрагимов подружился с Энвер-пашой. Придется и про него немного сказать, для понимания картинки.
(И в скобках опять про Бухару, историософское. Бухара всегда ощущала себя мировым городом, влияющим на мировую политику. Ну, вроде континентальной Венеции. После монгольского завоевания Бухара взяла под себя всю налоговую систему Монгольской империи, получила в свое управление и исламизировала Юньнань, откуда были изгнаны предки тайцев... Она всегда контролировала значительную часть главной мировой торговой артерии - Шелкового пути. Затем получила в свое распоряжение чайный путь из Китая через Российскую Сибирь. Но надо понимать - после открытия морских путей, то есть грубо после 1492 года, значение Бухары неуклонно падало. Медленно - но верно. А после открытия Транссиба - тем более. Их сибирский форпост Тара начал приходит в упадок буквально на глазах... В 1920-е по разрешению Сталина все значимые сибирские бухарцы эмигрировали в Турцию, а сама Бухара еще в 1920 году была полностью уничтожена советскими бомбардировками, и численность населения, но не его качественный состав восстановились там лишь к 1970-м годам. Загадочная и трагичная история - падение Великого Города. Но почему и кем было принято решение о его уничтожении? Этого я лично понять никак не могу.)
Еще немного скучного российского официоза:
"Затем объявляется международный творческий конкурс "Друзья Черного Дракона". Нужно будет нарисовать зверей, птиц, растения, которые живут в бассейне реки Амур и являются друзьями реки, сочинить про них стихи, сказки, разыскать легенды. Фестивали "Друзей Черного Дракона" пройдут по всем регионам России." (2005)
Ну, взглянем на друга Ибрагимова, Энвер-пашу. Младотурок, реформист. Организовывал теракты против крупных чиновников. С 1913 - фактический диктатор Турции. Был формалтно военным министром в годы Первой мировой. Организатор геноцида армян, других христиан.
Дальше опять скучную Вики процитирую:
"В 1914-1917 годах большевики (в полном соответствии с лозунгом «Поражения своего правительства в войне») негласно поддерживали пантюркистский политический проект «Туран Йолу» (Дорога в Туран) - проект Энвер-паши, Талаат-паши. Конечной целью пантюркистов было убедить тюркоязычное население присоединиться к новой мега-державе Туран".
(Данный "Туран", напомню, это термин-пустышка. Так оседлые иранцы называли своих кочевых ираноязычных родственников, т. е. к тюркам термин Туран неотносился).
Ну вот. Такой вот диктатор Турции, Энвер-паша. И вдруг... Он оказывается в Бухаре в качестве представителя Москвы. Я тут сам немного фигею и даже не знаю, что тут сказать. Опять придется Википедию цитировать:
"Советские власти в середине 1921 года отправили Энвер-пашу в Бухару, где он должен был представлять интересы Советской России в переговорах с членами правительства Бухарской народной советской республики (БНСР), так как он сам предложил себя в качестве советника Красной армии по формированию национальных частей в её составе и взаимодействию с басмачами против эмира."
Напомню, что Бухара была уже уничтожена советской авиацией (один из первых в мире подобных примеров). И - как советник КрАрмии этот паша приехал помочь добить законного правителя, эмира Бухары...
А потом вдруг Энвер-паша возглавил всех басмачей Туркестана. Завоевал половину, большевики согласились ему подарить - но он хотел всё и в 1922 году большевики его убили.
Какая бредовая карьера! От диктатора Османской империи - до полевого командира на задворках "Советской" "России". На задворках? Так Бухара же!
Вот такие интересные друзья были у сибиряка Абдурашида Ибрагимова. Целый диктатор Турции - и пропал как заяц. За великую Бухару.
Напомню, что Энвер-паша был намного младше нашего главного героя. Кто на кого мог влиять в этой дружбе - понятно.
Помолоду Энвер-паша выступал за братство мусульман и христиан. А потом вдруг решил всех христиан убить (в убийстве армян и греков преуспел).
А что Ибрагимов? Пока глупый Энвер уйдя из реальной политики погибал за великую Бухару, умный Абдуррашид делом занимался: дружил с Лениным, Сталиным - а далее по списку. Готовился к отъезду в милую его сердцу Японию. Миссия ждала великая, космического масштаба!
<Донаты приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +79039369384.>
Зачем вообще Японии нужен был ислам и почему он пользовался покровительством Черного Дракона, Мицубиси и Мицуи одновременно? Вовсе не только из-за интересов в России. Не надо забывать, что крупнейшей в мире исламской страной является ныне Индонезия, в ту пору - Голландская Ост-Индия. Это и был второй или первый приз после Сибири. По населению - уж точно первый. Абдуррашид Ибрагимов стал в итоге главой японских мусульманских организаций, т. е. с точки зрения Японии и главой мусульман Индонезии. Ого!
Читатель Александр о некоторых обстоятельствах жизни Ибрагимова: Да понятно, что Турция в данном случае была прокси.
То, что с Турцией было непросто - это объяснимо. Дело в том, с начала 1880-х годов Османская империя начала дрейфовать от Британии в сторону Германии, поводом стал захват Туниса Францией, а затем - оккупация Египта Британией. В Турцию стали приезжать германские офицеры, которые жили по много лет и помогали реформировать армию. К 1902 году, когда султан выслал Ибрагимова, он даже договорился с кайзером Вильгельмом II (дважды посещавшим Османскую империю с визитом) о строительстве железной дороги ББББ: Берлин - Босфор - Багдад - Басра. Тем самым, Германия получала короткий путь по суше (в обход морей, контролировавшихся Британией) к нефтяным месторождениям Персидского залива.
Разумеется, британцы никогда окончательно не теряли позиций в Турции, а после краха Османской империи с помощью Ататюрка вернули себе былое господство. С большой вероятностью они даже осознанно шли на компромисс с немцами, допуская некую форму совладения. Но факт дрейфа очевиден, и пика турецко-германская дружба достигла в первую мировую войну, когда Османская империя воевала бок о бок с Германской против Антанты, включая англичан.
Кстати, а что произошло в 1902 году, когда Ибрагимов впервые поехал в Японию после высылки султаном из Турции? В январе 1902 года в Лондоне министр иностранных дел Британской империи маркиз Лансдаун подписал соглашение об официальном военном союзе с посланником Японии в Лондоне бароном Хаяши Тадасу (через несколько недель после заключения союза Тадасу сделали виконтом, а после русско-японской войны - графом). Понятно, что британцы в принципе стояли за созданием современной Японии, начиная с режима Мейдзи, но в 1902 году они официально вписались за японцев, объявив их своими союзниками. Для Британии это было "не только значимое, но и этапное решение"(с), прекратившее период её примерно 80-летней "блестящей изоляции" после наполеоновских войн, когда у Лондона фактически не было союзников, только временные попутчики вроде Франции во время Крымской войны.
Многое перешло из неформальной, "серой" зоны в белую, формализованную, многое стало возможным. Вот Ибрагимов и устремился. Труба позвала. Это, кстати, говорит о том, чьим реально шпионом был Ибрагимов. А заодно заставляет задуматься, а не была ли высылка вторичным легендированием - ну, для тех же немцев.
В 1912 году Ибрагимов становится подданным Османской империи. Во время Первой мировой формирует из пленных российских мусульман корпус для “войны против колонизаторов”. После Февральской революции вместе с сембей переезжает в Берлин. После Октябрьской призывает мусульман совместно с Советской властью бороться против колонизаторов и возвращается в Россию... Совместная работа с большевиками идет до 1921 года. Напомню, что 1921 год был для Азии годом знаменательным - происходило повсеместное образование коммунистических партий, в Москве начинал создаваться КУТВ. У Ибрагимова что-то пошло не так, большевики арестовали его в сентябре за контреволюционную деятельность... чтобы уже в октябре выпустить “за недостаточностью улик”. Какие щепетильные эти большевики! Не хватает улик - и они честно выпускают подозреваемого на свободу! Диктатура закона, ничего не скажешь...
Ибрагимов уезжает в Турцию. И в 1935 году власти Турецкой Республики лишают его гражданства. Во как!
С 1938 до своей смерти в 1944 живет в любимой Японии, где становится главой мусульманской уммы Японской империи. Напомню, что в момент своего расцвета империя имела в своем составе наибольшее в мире количество мусульман - за счет Индонезии, Китая, Юго-Восточной Азии. .... Отмечу, что сейчас Абдурашид Ибрагимов на официальном уровне является почитаемым общественным деятелем в трех крупных странах: в Турции, Японии и... России.
“Реабилитирован Прокуратурой Омской области 28 февраля 2000 года по делу 1921 года”.
Надеюсь, мое очень беглое жизнеописание этого сибирского имама даст читателю достаточную пищу для размышлений.