“Американцы в среднем менее умны, чем японцы, потому что в США много иммигрантов, пуэрториканцев и чернокожих, которые снижают средний уровень".
“Считается прогрессивным критиковать довоенную Японию за ее недостатки, но я решительно выступаю против такого представления. Нация остается нацией, независимо от того, выигрывает она войну или проигрывает”.
Вышеприведенные цитаты принадлежат японскому премьеру Ясухиро Накасонэ (1918 - 2019, настоящий рептилоид!). Премьером он был в 1980-е, а до этого - руководил силами самообороны. А до этого долгие годы был министром науки, курировал японский атомный проект.
В принципе, из приведенных слов уважаемого японского политика легко вытащить все смыслы, необходимые для рассмотрения заявленной темы межнациональных отношений.
Необходимо, правда, сделать уточнение. Понятие “нация” для Японии вовсе не тождественно европейскому nation, где со времен Французской революции утвердилось понятие гражданской нации: “гасконцы, бретонцы, провансальцы - все мы французы”. Для Японии японская нация - это только этнические японцы. Исключение не делается даже для живущей в Японии уже многие поколения корейской диаспоры.
Но начать лучше не с диаспор, а с положения коренных жителей Японии. И это не только айны.
Очень упрощенно: на островах жили айны, которые на севере своего ареала смешивались с сахалинскими нивхами (охотская культура, охотники на морского зверя и адепты культа Медведя).
С корейского полуострова на острова проникали протокорейцы-рисоводы.
Кочевые и воинственные айны подчиняли себе протокорейцев - так возникала военная и управленческая элита. И сейчас - именно у старых японских родов наиболее велика доля айнских генов.
Но подчинив себе рисоводов, айны становились ДРУГИМИ. Они поглощались более высокой, пришедшей с материка культурой. И начинали весьма враждебно относиться к “диким” айнам. Тем более, что те были их конкурентами за место в элите...
Шли сотни лет, протокорейцы, ставшие протояпонцами, продолжали смешиваться с айнами - а чистых айнов сдвигали все дальше к северу. Север был бесконечным по тем временам фронтиром, куда могли отселяться не нашедшие себе места в жестком японском обществе люди.
Не буду долго рассказывать, отмечу только, что на северном острове Хоккайдо японцы начали жить фактически только в 19 веке, в состав Японии остров вошел в эпоху Мэйдзи. Да и сейчас - на огромном Хоккайдо проживает всего несколько миллионов человек, все остальные живут южнее. Причина проста - на Хоккайдо не растет нормально рис, а климат сходен с южносахалинским, то есть зимой случаются серьезные морозы.
Ну вот там айны и сохранились? - спросит наивный читатель. Ну... да... Большинство айнов, около 20 тыс, живет на Хоккайдо. Но половина из этих айнов - привезенные с Сахалина и Курил ссыльные. Айны Хоккайдо исчезли почти также, как и коренные жители более южных островов.
Почему японцы потратили столь много энергии на уничтожение айнского народа и культуры?
Потому что сами японцы - это наполовину айны, “дикари”. Японцам хочется быть европейцами с обесцвеченными волосами - поэтому вся память об айнах должна быть стерта. Как же решается задача стирания айнов в данный момент? Я не оговорился. Задача до сих пор является для японского народа экзистенциальной, не смотря на то что айнов уже, в общем-то, и нет... Лишь призраки, тревожащие подсознание молодого японца, который раздумывает: на какой ветке метро дешевле совершить самоубийство?
Тут я приведу строчки, над которыми можно долго думать. Просто строчки из Википедии: “19 апреля 2019 года правительством Японии был принят «Закон о мерах по созданию общества, в котором уважается гордость народа айнов», официально признавший айнов Хоккайдо коренным народом Японии”.
То есть представьте, какова должна быть ненависть к этому очень малому народу, чтобы не признавать за ним право “коренного народа”. При том, что любой японец знает - “именно айны здесь и жили до нас”.
В 2019 приняли закон, хаха. Когда говорящих на айнском попросту уже не осталось. Вы вдумайтесь: в Японии всего 2 народа, которые можно назвать коренными. 120 млн японцев и 20 тыс айнов. И вот эти огромные японцы до 2019 года не хотели признавать айнов коренными жителями Японии. БОЯЛИСЬ АЙНОВ.
Тут, опять же, можно бы и прекратить наш рассказ о японских межнациональных отношениях - потому что “все понятно, спасибо”. Но мы, набравшись смелости, продолжим. Про других коренных, не айнов.
Корейцы живут в Японии десятки и даже сотни лет, однако японское общество отказывается принимать их в состав “нации”. Кореец не может получить японского гражданства, а в случае смешанного брака с японцем он не имеет никаких прав в отношении своих детей. Плоховато с интеграцией... А что же представляет собой “интеграция по-японски”?
Для этого давайте взглянем на интересный японский субэтнос - буракумин. Они считаются коренными жителями Японии, у них есть гражданство (в отличие от корейцев и китайцев). Субэтносом буракумин я называю просто для простоты. Некоторые считают буракумин кастой. Вообще же, у этой группы населения есть все признаки отдельного этноса, во многом гораздо более самобытного, чем те же айны.
Тут я отмечу, что айны получили равные с японцами гражданские права лишь в 2004 году. На бумаге получили.
Буракумин прав имеют гораздо меньше, чем айны - по факту. Однако само наличие проблемы лишь аккуратно признается. Это так и называется - “проблема буракумин”. А что же это за проблема такая?
Айнов всего около 25 тыс. А буракумин - около 2 млн. В Японии - около 6 тыс населенных пунктов, населенных исключительно буракумин (никакой японец в таком населенном пункте жить не станет, это полный зашквар). Буракумин намного больше, чем айнов. Однако слышно о них намного меньше. Кто такие буракумин? Это чужаки, полностью интегрированные в японское общество на тех ролях, которое оно готово для них предоставить.
В средние века существовал постоянный приток мигрантов из Кореи и Китая. Постепенно их начали сселять в отдельные поселения, туда же сселяли и айнов, а также - деклассированных японцев. Из этой смеси и возник новый этнос (некоторые называют его кастой, по аналогии с Индией). Буракумин занимались всякой “грязной работой”, приводящей к неискоренимому ритуальному загрязнению. Что за работа? А это весьма широкий профиль, от ассенизаторов и до якудза. Среди якудза треть корейцы, а треть - буракумин.
Буракумин и ныне не имеют права получать высшее образование, жить в японских городах, вступать в брак с японцами и т.п. Это идет в разрез с японской конституцией - но кого в Японии волнуют писаные законы? Страна живет по понятиям. Поэтому система дискриминации буракумин отработана до совершенства - и никакие законы не помогут буракуминскому правозащитнику доказать, что его подопечных угнетают.
Одним из средств удержания буракумин на социальном дне является старая добрая система прописки, которая в Японии за столетия достигла гораздо большего совершенства, чем в СССР. По твоей прописке могут отследить твоих предков на многие поколения - и если среди них есть буракумин, то ни образования, ни хорошей работы тебе не светит. Каждого японца при приеме на работу или при желании вступить в брак проверяют: а не буракумин ли ты?
Я напомню, что буракумин - около 2 млн и они многие сотни лет живут в Японии, собственно там они и возникли как общность из смешения мигрантов и местных девиантов. С соблюдением их прав - большие проблемы, но никого в мире это не заботит. А уж в Японии - тем более.
Собственно, вот и все, что стоит рассказать о межнацотношениях в Японии. “Остальное и так понятно”.
А, ну вот еще: в Японии фактически запрещено издавать айнские сказки. ..... Донаты приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +7 903 936 93 84
P.S.
Чтобы почувствовать вышеозначенную тему более эмоционально, "от души", я рекомендую посмотреть трогательный фильм "Кикуджиро", авторства Такеши Китано. Кикуджиро - это имя отца Такеши, наполовину корейца. (А в Японии наполовину корейцев не бывает, как в США - "бабушка негритянка - значит и ты негр"). А если пожестче - то фильм этого же автора "Кровь и кости", про корейских мигрантов. Фильм реально очень сильный, безотносительно к теме, просто сильный.