По ссылкам добрался до Богословие через слова Снимаю шляпу. Спасибо. 🙏 Вопрос один по цитате:
"Обожение достигается именно через подражание Христу, в этом его суть."
Как то на Фому Кемпийского похоже. (Не читал но осуждаю доверяю мнению отцов). Ощущение что чего то не хватает - например Причастие это тоже входит в "подражание"?
Настоящее подражание Христу достигается лишь тогда, когда человек, подобно Христу полностью свободен от власти греха, так как его воля согласна с волей Бога. Это состояние - за рамками понимания грешного человека (в частности, Фомы Кемпийского.) Оно не может быть достигнуто никакими человеческим усилиями и является даром Благодати.
Фома Кемпийский говорит о "подражании Христу", имея в виду грешного человека, который пытается по мере не грешить. Но отсюда до обожения - огромная дистанция. Учение Фомы в этом смысле является косплеем и карго-культом учения Отцов. Знаете, когда дикари делают вертолёт из палок и банановых листев?
qwerty:
> Что такое обоженный человек? Это человек, уподобившийся Христу. По мере возможности достигший такого же образа жизни, образа мысли, образа чувствования, имеющий те же желания и намерения, какие имеет Христос. То есть, его тропос/образ бытия похож на образ/тропос бытия Христа. Обожение достигается именно через подражание Христу
Два вопроса. 1. Неслиянно и нераздельно - "тропос" Христа доступен человеку? Который обОживается энергийно 2. Исцеление природы человека Христом и приобщению ей - где в этой схеме "уподоблению тропоса Христа" эта идея?
palaman:
1. У каждой ипостаси данной природы свой тропос бытия. Даже двойняшки во чреве матери не тождествены по тропосу бытия, но один родится первым, а другой вторым. Святые поражают Христу в Его обожении, но они не становятся Богом по природе, а только по благодати. Тропос их бытия подобен, но не тождествен тропосу бытия Сына Божия. И именуются они потому преподобными, но не христами.
2. Природа человеческая во Христа всегда была здрава несмотря на переживаемые ею муки и смерть (ведь всё это было с Ним по Его же воле). Между тем, в Адаме природа человеческая заразилась смертью и не могла быть здравой даже при святости, так как даже святые нисходили во ад. И только Христос дал Собою пример такого тропоса бытия нашей природы, в котором жизнь оказалась сильнее Адамова недуга (смерти). Он вышел из ада Сам и вывел Своих святых.
qwerty:
Спасибо. Буду думать 😊🙏
palaman:
Молитесь, чтобы Господь Сам на всё Вам ответил. Я в своих ответах могу и накосячить, так что потом много лет придётся разбираться, что к чему на самом деле. Чем более ложь похожа на правду, тем она опаснее для доверившегося.
qwerty:
Спасибо. А по исцелению природы - можно думать, что Господь в Воплощении (тропосом) дал возможность благодатного соединения природ и это и было исцелением ?
palaman:
Благодатное соединение было во святых и до Христа. По Максиму Исповеднику, и прежде некоторые святые достигли обожения. Но все они нисходили во ад по проклятию, наложенному на Адама: земля ты и пойдёшь в землю. Христос подал пример правильного решения этой проблемы Своим Воскресением. "А что, так можно было?!" Неожиданный поворот сюжета.
qwerty:
Мне не вполне понятно: Между тем, в Адаме она заразилась смертью и не могла быть здравой
И далее вы говорите > И только Христос дал Собою пример такого тропоса бытия нашей природы Так "нашей" или "тропос" природы Христа?
palaman:
У Христа наша природа. В Адаме она заразилась смертью, от которой нашла выздоровление в Воскресении Христа.
Дмитрий Нифонтович:
Проклятие... В ад... Это Божья воля? Или самоосуждение души пред Его Лицом?
palaman:
Это Божья воля: чтобы люди, вкусившие плода познания, умирали. Достигшие обожения люди до Христа добровольно следовали воле Бога (ведь обоженный человек во всем согласен с Богом) и потому добровольно нисходили во ад. Христос также сошёл во ад во исполнение Своих слов, сказанных Адаму. А затем воскрес, открыв тем самым темницы ада для всех, кто уподобился Ему, достигнув обожения - а заодно и для тех, кто усердно прибегает к Его содействию.