Мне в комментариях задали вопрос по публикации Кали-юги: как объяснить феномен, описанный у Льва Толстого, когда длинное сновидение логически завершается звуком, который будит сновидца и оказывается звуком реального события, только что случившегося наяву.
[Сон Льва Толстого]«Все знают и все замечали те странные сны, которые кончаются пробуждением от какого-нибудь внешнего воздействия на сонного: или стук, шум, или прикосновение, или падение, - при чем этот в действительности случившийся шум, толчок или еще что получает во сне характер заключительного впечатления после многих, как будто подготавливавших к нему. Так что сон я вспоминаю, например, так: я приезжаю к брату и встречаю его на крыльце с ружьем и собакой. Он зовет меня итти с собой на охоту, я говорю, что у меня ружья нет. Он говорит, что можно вместо ружья взять, почему-то, кларнет. Я не удивляюсь и иду с ним по знакомым местам на охоту, но по знакомым местам этим мы приходим к морю (я тоже не удивляюсь). По морю плывут корабли, они же и лебеди. Брат говорит: стреляй. Я исполняю его желание, беру кларнет в рот, но никак не могу дуть. Тогда он говорит: ну, так я, - и стреляет. И выстрел так громок, что я просыпаюсь в постели и вижу, что то, что был выстрел, это стук от упавших ширм, стоявших против окна и поваленных ветром. Мы все знаем такие сны и удивляемся, как это сейчас совершившееся дело, разбудившее меня, могло во сне подготовляться всем тем, что я до этого видел во сне и что привело к этому только что совершившемуся мгновенному событию?
Этот обман времени имеет, по моему мнению, очень важное значение. А именно то, что времени нет, а что нам представляется всё во времени только потому, что таково свойство нашего ума. Точно тот же обман происходит и в том, что мы называем действительной жизнью. Только с той разницей, что от того сновидения мы проснулись, а от жизни проснемся только при смерти. Только тогда мы узнаем и убедимся, что реально было в этой жизни то, что спало и что проснулось при смерти. -
То же, что случалось с тобой и что тебе казалось, что ты делал в этой жизни, было то же самое, что человек спящий, видящий сны. От этого происходит и то, что как во время сна для человека нет времени, т. е. спит ли он час или сто, одинаково для спящего, также и для человека, живущего в этом мире, времени нет. Он всегда в настоящем.
Очень всё это трудно выразить, но что-то тут есть, и очень важное»
Кали-юга предлагает свой вариант ответа на этот вопрос, суть которого: время внутри сна и время наяву это два разных времени. То есть, мгновенное событие наяву разворачивается во сне в длительный сюжет. Иными словами, весь свой длинный сон Лев Николаевич просмотрел за те мгновения, пока падала гардина.
Отсюда делается вывод космического масштаба: что вся наша жизнь есть лишь сон, настоящий смысл которого может не иметь почти никакого отношения к тому, что происходит в действительности. Вопрос Арлекина, а что будет со мной после спектакля, лишён смысла, так как после спектакля маски будут сняты, так что не станет и самого Арлекина.
Мне эти выводы и эти рассуждения до боли знакомы и понятны: в начале 90-х я строил такие же теории и приходил к таким же выводам. Однако проверка этих теорий на практике привела меня к совершенно другим выводам и теориям, а в конечном итоге к Православию. Не обязательно каждому лично наступать на те же грабли. Как говорил Бисмарк, на своих ошибках учатся только дураки: умные люди предпочитают изучать чужие ошибки.
Бисмарк, конечно, преувеличивает: дураки не учатся даже на своих ошибках. Собственно, это одно из определений дурака: человек, который не учится на своих ошибках. А умение учиться на чужих вещь вообще редкая, и я по этому поводу предпочитаю не строить иллюзий.
Едва ли кто-то сможет выучиться на моих ошибках, и я в своём творчестве делаю ставку на другое: что моего дорогого читателя научит Сам Дух Истины, вдохновения Которого я ищу и стараюсь зафиксировать в текстах. Уловить Неуловимого невозможно, однако суть-то в том, что для Него нет ничего невозможного: Он может даже выразить Себя в тексте.
Итак, сон Льва Толстого в основе своей разгадывается просто. Наши сны это место личной встречи с духами бессознательного. Если исходить из ложной теории, будто наше бессознательное действительно является нашим, остаются необъяснимыми многочисленные феномены, связанные со снами, так что материалисту сны лучше вовсе не видеть. И я даже знаю лично материалиста, который на голубом глазу утверждает, что никогда не видит сны.
Во сне мы действительно соприкасаемся с иной реальностью, столько же реальной, как и реальность материального мира. В снах мы потихоньку знакомимся с миром духов, куда каждому из нас предстоит уйти после смерти. Собственно, сон это маленькая безобидная модель смерти, пользуясь которой мы получаем пусть смутное и отдалённое, но представление о своей посмертной участи
Однако между сном и смертью есть принципиальное различие: от смерти мы не сможем проснуться. Когда во сне начинается слишком уж плотный кошмар, мы просыпаемся в холодном поту и с огромным облегчением убеждаемся, что это был лишь сон. По смерти не будет ни облегчения, ни холодного пота, ни пробуждения. И если там начинается кошмар, то от него не проснешься ко Воскресения.
К счастью,
Христос Воскресе!
Поэтому даже посмертный кошмар не будет вечным, он в итоге завершится пробуждением. Я сказал, что сны это мягкая и аккуратная подготовка к смерти, потому что "воскресение" тут в значительной мере зависит от нашего желания. Если человек имеет навык молитвы, он с легкостью разрушает любые ночные кошмары именем Христа - и это тоже важная практика, часть подготовки к смерти.
Если человек овладел искусством умной молитвы, он разрушает кошмар, не просыпаясь, и это высший пилотаж. Имя Христа становится для него абсолютным оружием, при помощи которого он снова и снова укрощает богов бессознательного, ставит их на место, напоминая им о Распятом.
> Возможно, правильнее так - человек может использовать сон для подготовки к смерти. Ведь спят не только люди, но и остальные животные, насекомые. Сон необходим физиологически.
Если человек овладел лишь устной молитвой, то он от молитвы просто просыпается, символически "воскресает", возвращаясь в материальное тело из путешествия по границе с духовным миром. Далеко в те миры мы во сне не забредаем, разве что в кошмарах, мы их лишь чуть касаемся. Лишь умная молитва даёт человеку возможность совершать глубокие рейды, не просыпаясь. И это тоже немаловажное преимущество умной молитвы.
Адам и Ева до грехопадения во сне не нуждались и снов не видели, так как природа человеческая тогда была свободна от необходимости в смерти, а потому и смысла в подготовке к смерти не было. Ныне же, чем ближе мы к смерти, тем актуальнее поднятая Львом Николаевичем тема. В коме и при некоторых экзотических болезнях человек оказывается на долгое время в ловушке духовного мира, не в силах проснуться, хотя тело его и живо.
Разгадка загадки Льва Толстого проста: дух, который показал ему этот сон, заранее знал о падении гардины и подготовил по этому поводу специальное ночное шоу, звуком падения и завершившимся. После чего в голову Толстому и пришла мысль, ради которой и затевался весь спектакль.
Стратегическая цель духов - убедить нас в том, что духовный мир (где они безраздельно доминировали, пока Христос не сошёл к Креста в преисподнюю) это "более настоящий" мир, чем мир материальный. Они желают перевернуть логику творения, объявив эту жизнь сном, а посмертные глюки явью. И конечно, покупаться на этот развод не стоит.
Кали-юга купился, да и не мог не купиться, потому что если Христос не воскрес, то бесы говорят правду: в этой жизни мы временно, в в смерть уходим навеки. Своим Воскресением Иисус Христос перевернул стол, за которым играли нами древние жулики, и задал новые правила игры, в которых сон есть сон, а явь есть явь. И как ни странно, это нетривиально.
Совершив грех, Адам выстрелил в ногу себе и своему потомству, сделав явь навью, а навь явью. Мы обречены умереть и своими глазами убедиться в том, что Адам был неправ. Избежать этот урок могут лишь те, кто всем сердцем принял Христа: обОженные святые. Они могут и не умирать. Но как показал опыт, и они умирают - добровольно, по любви ко Христу подражая Ему во всём до конца, до самой смерти.
> Адам и Ева до грехопадения во сне не нуждались? Но один раз Адам точно спал, когда из него ребро Господь удалил. А почему не спал до этого и после?
Потому что не нуждался в сне. И про этот единственный раз сказано: Господь навёл на Адама сон. Способность спать, как и способность умереть, входит в базовые свойства нашего естества. Необходимость в пище, еде, сне и прочем - следствие греха. Нет ничего необходимого для тех, кто в Духе Истины, потому что для Него нет правил и границ
> Да, странно это. Вот если нет тела, то понятно тогда, нечему спать, есть и т.п. А с телом - зачем тогда зубы, желудок, кишечник и другие сопутствующие органы? Разве что, Господь заранее знал, что все это понадобится после согрешения, и заранее наделил таким.
Да, Господь заранее вооружил человека всем, что ему может понадобиться за тысячи лет самостоятельного странствия. Отпадение от Бога было убийственным для человека, но не для Бога, который намерен был стать человеком и пройти наш Крестный путь от начала до конца, чтобы в итоге воскреснуть.
Тема сновидений для меня почти неисчерпаема, ведь я пришёл в Православие через Кастанеду, через практику контролируемых сновидений, погрузившись в эту тему настолько глубоко, что едва жив остался. А друг мой и соратник Андрей Стрельников там и остался, в этих снах - молчаливый укор совести и вечная плата за ошибку. (см. заметку На пороге смерти)
Духовная жизнь это война. А как сказал Отважный Самурай у Куросавы, "Глупость на войне самая дорогая вещь: за неё платят жизнью".
Кто не видел этот фильм, посмотрите. Там очень просто, ясно и наглядно показано взаимодействие человека с духом-покровителем. Какими путями он узнаёт его волю, с какой услужливой поспешностью покоряется, как почтительно относится к тем, кто больше него преуспел и дальше него продвинулся к познании духовного мира. (См. Кого боится Отважный Самурай?)
Мы здесь в Европе сильно избалованы христианством и мало ценим данное нам Господом Иисусом огромное преимущество перед теми, кто Его не знает. Сегодня этот отказ европейцев от преимуществ христианской культуры приобрёл гомерические масштабы, дошел до кафкианского абсурда. Массовый завоз иноверцев в русские города - малая часть этого трагикомического самострела европейцев.
Я не оставляю надежду, что Богемик прав, и это всё делается лишь для того, чтобы разбудить в европейцах остатки здравого смысла. Чтобы, очнувшись от морока, они вернулись к основам своей собственной культуры и цивилизации. Но сделать это гораздо труднее, чем кажется Богемику, потому что основой христианской цивилизации является не католицизм, а Православие. Католицизм оказался гнилым внутри, да и был гнилым с самого начала.
[Обсуждение]> Максим, есть ли общий для сновидений принцип или это индивидуальная особенность, но самые неприятные сны мне видятся под утро, ближе к моменту пробуждению. Причём он вовсе нестрашные, а просто грязь какая-то.
Нет, это индивидуально. Бесы работают тонко, подбирая к каждому индивидуальный ключик. На европейской почве эту тему очень глубоко копнул Фрёйд в своём "Толковании сновидений". Несмотря на несколько оккультное название, это очень добротный научный анализ феномена. Он там подробно излагает свою технику толкования, которую каждый желающий может применить на опыте. Суть её проста: по Фрёйду, сон это всегда исполнение желаний. Приятный и понятный сон - исполнение осознанных желаний. Неприятный или непонятный сон - исполнение бессознательных желаний, осознать которые можно при помощи описанной там техники. С этой книги и начался бум психоанализа. Сам Фрёйд сам считал её основным своим трудом. И он прав, наверное.
> Если помыслы приходят извне, так и желания тоже зарождаются в духовном мире. Получается, что духи создают нам желания и сами их же исполняют. А мы либо улыбаемся во сне от приятностей, либо морщимся от грязи, но по сути то смотрим, как духи сами себя развлекают.
Да, Фрёйд как раз пишет, что основная функция сновидения - сохранять состояние сна. Духи нас во сне именно что развлекают, мало-помалу приручая, чтобы после смерти мы без сопротивления отдались им. Для этого они и исполняют во сне наши желания, в том числе и бессознательные. Впрочем, с бессознательными всё сложнее. Наличие вытесненного это лёгкий транс, как бы частичный сон наяву - мы все пребываем в таком состоянии - и с бессознательными желаниями бесы работают тоньше, используя их равно наяву и во сне. Потому когда мы просыпаемся от кошмара в холодном поту и думаем, что убежали, это поспешный вывод. Не убежали, а ещё глубже завязли.
> Поэтому первое ощущение от молитвы - будто просыпаешься.
Да-да. Молитва это именно пробуждение. Транс слабеет, а при умной молитве прячется в глубины бессознательного. Умно-сердечная молитва полностью освобождает от транса, и чистый сердцем человек свободен от транса как наяву, так и со сне. В сновидении он не блуждает как мы, не помня себя, а ясно сознаёт, кто он, где он и зачем тут. Контролируемые сны это имитация одного из аспектов чистоты сердца, но без чистоты сердца. Как и любая имитация святости, штука не безобидная.
> Коготок увяз. Так получается
Ну да. Без помощи Иисуса Христе не выбраться. Собственно, именно эту мысль и пытается донести на до нас Церковь.
> А если человек не видит сны? Ну или крайне редко видит, то что это значит? Он их не помнит, или про него " забыли"?)
Отчасти он их не видит - ум полностью покоится, отдыхает, а отчасти просто не помнит. Если человек совсем "не видит снов", это признак очень сильных вытеснений. Бессознательное такого человека полно сюрпризов.
Невозможно убедить человека учиться на чужих ошибках, и если кто заблудился, то скорее всего, ему придётся лично пройти свой скорбный путь до конца, пройти по всем положенным по этому пути граблям.
Но всё-таки я считаю своим долгом предупредить насчёт маски Арлекина. Кали-юга считает, что человек это лишь Арлекин, а его истинной сущностью является его Бессознательное. И что по смерти маска снимается, Арлекин исчезает, и остаётся лишь эта самая сущность.
Спорить этим лжеучением трудно или почти невозможно, потому что оно выглядит крайне убедительным. Практикуя контролируемые сны, я в итоге добился возможности увидеть, как устроена явь с точки зрения нави. Я вошёл в мир магов - настоящий, не гаррипоттеровский, и этот мир выглядит именно так, как представляется Кали-юге.
Я видел своими глазами город, в котором живёт восемь миллионов богов, и ходил по этому городу несколько суток. Этот город называется Москва. При взгляде с той стороны все маски становятся почти прозрачными и становится очевидным то, что Кали-юга считает истинной сущностью человека. Оказывается, что всякий человек это бог, зачем-то надевший маску смертного и притворяющийся смертным. Думаю, как раз это и имел в виду Шекспир, когда говорил, что мир театр, а люди в нём актёры.
Все, кто побывал ТАМ, приходят к одним и тем же выводам. И почти невозможно убедить такого человека в том, что он стал жертвой поразительно правдоподобной иллюзии. Более подробный отчёт о том, что я увидел и что смог понять, изложен вот в этой заметке с отталкивающим названием: Встреча с дьяволом, или об Эриксоновском гипнозе
Повторюсь: если бы Христос не воскресил нас, то смерть доминировала бы над жизнью, бессознательное над сознанием, демоны над человеком. И был бы нормальным и закономерным тот порядок вещей, который мы видим в Отважном Самурае и других великих творениях человеческой культуры, не знающей Христа. Ведь эти творения вдохновлены этими самыми духами, которые в форме муз открываются художникам.
Христианство в этом вопросе идёт против течения. И если честно, я вообще не нахожу никакого рационального объяснения, почему эта религия продержалась так долго вопреки очевидности, с которой сталкивается всякий, кто реально видел духов или хотя бы более или менее осознанно соприкасался с ними.
Христианство в этом смысле совершенно не очевидно и сам факт его существования представляется совершенно нетривиальным. Я не нахожу этому факту никакого другого объяснения кроме Чуда. Просто Бог Христианский реально действует, творит чудеса и среди них одно из самых поразительных - вопреки всему продолжающееся существование Православной Церкви. А так, по логике вещей, её не должно быть уже давно. За один XX век русская церковь должна была исчезнуть раза три: расстрелянная в 1930-е, умершая о старости и тоски в 1960-е, уступившая место бодрым и полным сил протестантам в 1990-е, теперь она в очередной раз должна сгореть в огне мировой войны вместе с Россией в 2020-е. Скучно, господа.
Церковь это чудо. Она живёт и будет жить вопреки всему. Она переживёт даже страшные последние гонения во дни Антихриста и дождётся Второго Пришествия Иисуса Христа.
Воскреснут мёртвые и восстанут те, кто во гробах - и вот тогда-то станет очевидным, что Арлекины были вовсе не масками, и за сыгранную роль придется ответить на Страшном Суде, потому что маска это не маска и роль это не роль.
Как сказал Мандельштам в минуту Откровения:
- Неужели я настоящий, И действительно смерть придёт?!
> Нас всех с детства учили что есть Бог в невидимом для нас мире, есть невидимая душа. А тут выходит на сцену целый мир Бессознательного. И как бы(?) занимает собой этот невидимый мир. Где он там влез, и в чем ошибка стараться чтото понять в Божьем Мире а попасть на демонический?
Главная ошибка этого учения не очевидна: ошибочным является само представление о том, будто Бог обитает в каком-то Божественном мире. В действительности Бог является Творцом всех миров и Сам не обитает ни в каком мире, будучи Причиной существования всего существующего.
Мир богов, духовный мир это вообще НЕ место обитания Бога Истины. Это место обитания ТОЛЬКО тварных духов, некоторые из которых пали, сделавшись бесами. Они-то и дезинформируют нас людей, выдавая свой духовный мир за якобы место обитания Истины.
На самом деле Истина выше всего, выше всех миров и всех наших представлений.
> Но мы то тварные тоже. И это наш духовный мир тоже. Правильно я понимаю?
Да, правильно.
Андрей Лазар:
С детства нас учили разному. "Главное - быть хорошим человеком, все веры хороши, конкретные догматы не важны, бог в душе!" - и такому учили. Не говоря уж о кондовом "Бога нет!!!"
Часть ответа: дело не только в "понять", дело в реализовать. Ну вот "поняли" (услышали, по крайней мере) мы, что Бог стал человеком. Человек Иисус Христос - это Всемогущий Бог, Который может ВСЕ. И с Которым можно разговаривать, Он слышит и понимает все наши мысли и тонкие движения души, которые не понимаем мы сами. Ну и как часто мы это понимание используем?
Alex:
Из описания следует, что навь полноценная, и даже более обыденности, часть мира. Весомая часть, место для бессощнательного. Как так у Творца вышло, что он заражен демонами и враждебен человеку?
palaman:
Падение дьявола произошло ещё до творения человека. И человек, в отличие от духов, наделён материальным телом именно для того, чтобы быть независимым от духов. Пока мы в теле, мы имеем естественную защиту от их обольщений. Даже немолящиеся люди могут поддерживать значительную степень свободы от лукавого, если фиксируют внимание на том, что происходит в материальном мире здесь и сейчас. На этом основаны многие духовные практики вне христианства. Здесь и сейчас - потому что воспоминания о прошлом это уже работа воображения, и какими бы точными и реалистичными они ни были, они всё-таки ближе к миру духов, чем здесь и сейчас. В том же ключе работает материалистическая наука, намеренно закрывающая глаза на духовные феномены, потому что изучение этих феноменов неизбежно сталкивает человеческий разум с манипуляциями превосходящего нечеловеческого разума. Но все эти методы защиты несовершенны, так как человек смертен, он в итоге теряет тело и оказывается во власти грёз, от которых старался уйти. А это отнюдь не сладкие грёзы.
Андрей Лазар:
Бог предзнал прежде Творения мира, что Адам выберет путь приключений познания добра и зла. Познание зла так и выглядит : погружение в мир иллюзий, мир нави путем общения с ее создателями, бесами. Почему мы это выбираем вместо общения с Творцом? Давайте спросим себя...
Фотиния:
Так страсти ведут к общения не с Богом)
Андрей Лазар:
Страсти (неукорные) можно и нужно использовать как повод для общения с Богом. Собственно, весь мир можно (и нужно!) использовать как повод для общения с его Творцом. Потому что Бог больше и интереснее всего мира. И уж точно может решить проблемы наших страстей: хотим ли мы есть, или испытываем ли мы боль, или медленно и печально умираем от старости...
Рита:
Любопытство,например? Можно использовать как пример?
Андрей Лазар:
Конечно! Любопытство младенцев, которым интересно все, что их окружает, - это здоровый природный человеческий интерес к миру, созданному Творцом. И, если нам что-то интересно, нужно спрашивать об этом Самого Бога. Фотиния:
Нам после смерти придется идти по этому бесовскому невидимому миру - называется мытарства. Пятнадцать лет назад пришлось испытать на себе выбор духов - переболеть шаманской болезнью. Тогда я, правда не знала что это. Узнала только через много лет, наткнувшись на описание этой "болезни" и узнав в симптомах её происходившее со мной.
В процессе этой болезни человек умирает, что и произошло. Дальше жизнь раздвоилась на обычную текущую в видимом мире и вторую часть Эта вторая часть начиналась с того, что периодически мне невыносимо хотелось упасть прямо там где стою и уснуть. И такая возможность была. Начинался тонкий сон и события происходившие "там". Много позже, так же как и ранее с духовной болезнью, я узнала что события происходившие в этих тонких снах оказывается были мытарствами. Мытарствами, как их описывает не блаженная Феодора, а Феофан Затворник. Бог привел меня к Себе и позже прибрал в монастырь.
Нас ждут мытарства и это правда. Я так понимаю, что если после смерти мы будем помнить о молитве, то в этом решающем нашем пути она будет страховочным канатом. А если не вспомним о ней, то придем в то место, которому соответствует наша суть.
И уже в том месте будем ждать воскрешения. Если, конечно, нам не повезет и наше изменение не случится ещё при жизни (не все мы умрём, но все изменимся).
Alex:
Спасибо, из ваших ответов узнаю гораздо больше чем спрашивал. Бессощнательное это либо часть, либо двери в нещримый мир? Я правильно понимаю, что враждебность человеку "той стороны" это следствие падения дьявола, до человека? Ангелы, вестники Бога, это тоже про "ту сторону" или это принципиально про другое?
palaman:
Бессознательное это и есть невидимый мир. Хотя нет. Строго говоря, наша собственная душа, наши чувства и мысли тоже относятся к невидимому миру, так как они недоступны объективному наблюдению, разве только по косвенным признакам, через реакции тела. Но через реакциии тела ведь можно прикоснуться и к бессознательному. Обобщая, ПСИХИКА это и есть невидимый мир. Сознательное плюс бессознательное, всё вместе. Наша душа это часть мира невидимого, но поскольку она от природы сопряжена с телом, можно изучать невидимый мир через реакции тела, откуда материалисты и делают ошибочный вывод, будто никакого невидимого мира вовсе нет, есть лишь реакции тела. Это ошибочное мнение легко опровергается повседневным личным опытом любого человека, но материалисты не считают субъективный опыт достоверным. Достоверными они считают лишь совпадения субъективного опыта разных людей, например, все мы наблюдаем материальный мир. Если вдуматься, это довольно непоследовательная философия. Ведь субъективный опыт не становится объективным лишь потому, что его получает не один человек, а несколько. Ну да ладно, главное что всё логично. Об аксимах не спорят, их принимают либо не принимают на веру. Материалисты имеют право веровать как им угодно.
Настолько я понимаю, именно человек и стал причиной восстания дьявола против Бога. Когда дьяволу было открыто, что после него будет сотворен некто, кто станет выше него, дьявол решил бороться за сохранение своего статуса как высшего из творений. Вот почему я назвал его первым консерватором. Он отверг волю Бога, не захотел принять перемены, которые захотел привнести в творение Творец. Потому когда человек был всё-таки сотворён, дьявол прельстил его, лишив благодари Бога. Не разумел при этом несчастный, что пророчество Бога было не об Адаме, а о Христе.
И да, Ангелы это "наши на той стороне". Ангелы это православные духи, то есть покорившиеся Человеку Иисусу Христу и служившие Ему ещё прежде Его воплощения.
> Ошибочно само представление о том, будто Бог обитает в каком-то Божественном мире. А как быть с термином "Царство Божие", из Евангелия?
Христос говорит: не приходит Царство Божье приметным образом, ибо вот, оно внутрь вас есть. Царство Божье это не место, а Божественное действие.
> Бог для Вас как трансцендентен и абсолютен, везде и нигде? Творец, Автор-Писатель нас как Персонажей? Это первая и главная Аксиома?
Да, я служу абсолютно трансцендентному Богу, Который действием Своим везде (так как само существование вещей обусловлено Его действием) и нигде, так как Творец всякого места был прежде этого места. Да, мы Его персонажи, и Он наш Автор.
> Вторая как Вы отвечали раньше, Промысл во внешнем мире.И третья, последняя, Бог внутри человека?
Промысел действует и снаружи, и внутри нас - где захочет. А может нигде не действовать, оставить мир жить самостоятельно, по заданным Им законам природы. Как захочет.
А Царство Божие это наше сознательное содействие Его действию. Как и земное царство это сознательное послушание подданных своему государю.
> Нашел "Отважного Самурая" Акиро Куросава, будем смотреть. Какие еще серьезные фильмы о духовном мире Вам известны?
Самые лучшие фильмы о духовном мире вовсе не кажутся на первый взгляд фильмами о духовном. Но в действительности любое великое произведение искусства - именно об этом, что очевидно всякому, кто имеет духовное зрение и в то же время разбирается в искусстве. Если не верите, спросите Мышлявцева. Он бывший шаман, писатель, поэт и исполнитель своих собственных песен. Кого как не его спрашивать.
> Но вот если Бог внутри, то не случается такой "великий переворот"(О Иисусовой Молитве Валаамского...сост.Феофан), где Бог становится уже не Владыкой а самим Смирением, какбы Слугой человека? Чемто похоже на место в Евангелии "Не пришел чтоб Мне служили а чтоб послужить" (по памяти).
Не совсем так. Лучше! Бог вселяется в сердце человека, воля которого согласна с волей Бога. Чего хочет этот человек, того же хочет и Бог.
Если вдуматься, это очень естественно для Автора: наделить персонажей такими желаниями, которые совпадают с его собственным и творческими планами. Это состояние называется чистотой сердца, и оно является естественным состоянием души человека.
Мы утрачиваем это состояние, принимая помыслы лукавого, слишком тонкие для того, чтобы мы могли распознать их лукавство. К чистому сердцем дьявол всегда приходит под видом добра. Собственно, чистое зло это просто добро без Бога.
Чтобы избежать такого прельщения, надо постоянно держаться за Бога. Этой цели и служит непрестанная молитва. Чистый сердцем человек способен молится непрестанно, наяву и во сне.
Способен, но не обязан. Если он усердно молится, Бог дарит ему самодвижную молитву - сверхъестественный дар, ставящий человека выше законов природы. В этом и состоит цель покаяния
> Вы говорите, что Ангелы покорились Человеку до Его воплощения. Как это правильно понять?
Не какому попало человеку, а Иисусу Христу, Сыну Божию. Ведь Он был прежде, чем стал человеком (В начале было Слово, и Слово было Бог... и Слово стало плотью, и обитало среди нас - это как раз о Христе говорится), потому Ему можно было служить и прежде, чем Он стал человеком.
> Это понятно. Хотел уточнить понимание фразы "покорившиеся Человеку Иисусу ... прежде Его воплощения".
> Если люди - "боги по Благодати"', то должен был бы покориться и Адаму с Евой и просто человеку?
Не знаю. Скорее всего, это было скрыто от лукавого, потому что Бог предвидел, что он станет лукавым, и предусмотрительно сказал ему не всё. Подмяв под себя человека, дьявол успокоился и почил на лаврах... тут его и постигла пагуба Креста.
> Скорее дьявол не консерватор, а реакционер. Он против новаций, как таковых, опасаясь за свой статус и не желая меняться. Консерватор, скорее идет с идеей "порядок и реформы".
Спасибо, хорошее уточнение. Должен признаться, до сих пор никогда не задавался вопросом, в чем именно состоит разница между консерватором и реакционером.
> Я пока читал вспомнил про сериал mr.robot, там, к слову, главного героя играет Рами Малек, он копт, (играет, к слову, великолепно). Так вот, сериал длинный, но в конечном итоге он сводиться к тому что (дальше спойлеры) дух убеждает главного героя (Эллиота) в том что это не его тело, что он сам дух который захватил тело главного героя, и что пора бы уступить место настоящему хозяину. Последние кадры сериала это "пробуждение" "настоящего" Эллиота. Весь сериал постепенно ведет именно к этому.
И кто же настоящий хозяин?
> Сериал явно этого не показывает, "нового" Эллиота буквально показывают пару секунд на чем сериал и заканчивается, но вообще думаю очевидно что это и есть мистер робот, дух который все это время с Элиотом и "работал", притворяясь то его другом, то отцом. То есть Элиота мистер робот убедил что он не Элиот, что он маска, и нужно уступить тело "настоящему" Элиоту.
> Как декстеровский "пассажир"? Буквально его темная часть, одержимость / травма, из-за которой он нуждался в убийствах
Да, близко. Но в "Декстере" дух показан явным образом, немного грубовато. Декстер по идее ненормальный, но по факту в кадре абсолютно нормальный человек, которому по сюжету положено быть маньяком. В реале это не так выглядит. Русский "Метод" или английский ""The Fall" намного реалистичнее.
> Т.е. Вы считаете, что маньяк всегда неадекватен в поведении? Но их же так трудно поймать. Почему? Мне кажется этот образ киношного злодея-безумца не оправдан
Нет, конечно нет! Ни в коем случае не "злодей". Злодей у маньяка в бессознательном. Он может проявлять себя обычно лишь в микродвижениях, и лишь иногда захватывает полный контроль над человеком. Это очень трудно сыграть. В нашем "Консультанте" Смехно (Чикатило) отлично сыграл.