Из
рассказа «Муром-Муром, городок»
…Сколько лет Мурому неизвестно. Историки знают только, что на том самом месте, где сейчас монастыри (Благовещенский и Троицкий) и Окский сад - на высоком берегу на крутом - было древнее городище. Оно называлось - Старый вышний град.
…Парк развлечений в Муроме находится на месте древнего городища... Сейчас здесь кружатся карусели, а раньше кружились в хороводах вокруг купальских костров древние муромцы и муромчанки. Сейчас здесь гремят хриплые и глупые дискотеки, а раньше лились песни, славящие Природу.
…Муромцы действительно очень тяжело расставались с верой предков. В древнем Муроме, даже уже крещёном городе, долго переплетались разные вероисповедования и жили люди «различной языци»: сохранившие веру «язычники» (местные), христиане (славяне) и мусульмане (волжские булгары).
А вот если представить себе, как жили муромцы до принятия православия? Да хорошо, наверное, жили. Природа какая кругом, сосновые леса, грибы, ягоды, живность. С Солнцем-Ярило дружили, с Ветром-Стриборгом, с Водой, Огнём-Семарглом. Волхвы были, кудесники - те вообще со Звёздами дружили. Такими знаниями владели. Жертв русичи, кстати, не приносили. Писать умели. Ремёслами владели.
Кто вообще такие - загадочное племя мурома, давшие название городу?
Финские племена - это мурома, весь, меря, мещера, мокша, печора, мордва, черемисы и т.д.
Славянские племена - это поляне, древляне, сиверяне, дреговичи, дулибы, тиверцы и т.д.
Мурома - это племя, жившее на берегах Оки. Со своим языком. Оно считается финским (честно говоря, я, например, не понимаю, что это значит). Родственное мордве. Но оно исчезло. Куда? Никто не знает, только историки строят догадки. В муромской истории полным полно белых пятен. Где-то безвестно исчезли целые столетия, потерялись имена, стерлись даты. Известно очень-очень мало.
Историки знают, что жили тогда (из «Истории государства Российского»): «меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; ... чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ... весь на Белеозере; перьм в губернии сего имени;... печора на реке Печоре».
Историки знают, что эти финские (/угорские) племена воздвигли много городов: Ростов, Суздаль, Муром и другие, задолго до наезда к ним Рюриковичей. Считается, что потом «некоторые из сих народов уже исчезли или смешались с россиянами...», т.е. мурома растворились в славянах. Историки называют такую ассимиляцию «славяно-муромский симбиоз».
И надо отметить, что этот «симбиоз» лет 100 дико сопротивлялся христианизации. Муром крестили только в ~1097г., тогда как Владимир Красное Солнышко крестил Киев в 988г. В моих словах нет язвительного злорадства, только удивление - муромцы действительно очень тяжело расставались с верой предков. В древнем Муроме, даже уже крещёном городе, долго переплетались разные вероисповедования и жили люди «различной языци»: сохранившие веру «язычники» (местные), христиане (славяне) и мусульмане (волжские булгары). Кстати, и до сих пор, многие местные финно-угры придерживаются веры прадедов, а соседи их - луговые марийцы - никогда вообще не были христианами и сохранили жречество. (Это запретная информация.)
Сколько лет Мурому неизвестно. Историки знают только, что на том самом месте, где сейчас монастыри (Благовещенский и Троицкий) и Окский сад с памятником Илье Муромцу - на высоком берегу на крутом - было древнее городище. Оно называлось - Старый вышний град, а через глубокую расщелину оврага на следующей береговой террасе начинался рыбацкий посад - Николо-Набережное селище.
Чтобы не запутаться, можно образно представить себе схему: гора (склон реки, береговая терраса) - овраг - гора (-“-). Град (городище) стоял на Воеводиной или Кремлёвской горе, Селище - рядом через овраг на Богатырёвой горе. Хотя эти границы этих поселений очень и очень условны. Муром это город Феникс, он много раз буквально возрождался из пепла, поэтому следы этих построек практически не сохранились.
В Граде были торг и пристань. Муром ведь был самым крупным ремесленным и торговым центром на Оке.
Муром особенно славился кузнецами и оружием (булатные шлемы, доспехи и многое другое), кожевниками выделкой бычьих кож (знаменитая красная юфть), рыбаками и рыбой (в Оке водится рыба крупная и мелкая: налимы, осетры, стерляди, сомы, щуки, лещи, язи, плотва, окуни, ерши и караси, а местные рыбаки прославились ещё особым умением пластования рыбы),
муромскими калачами (Павел I даже отправил партию понравившихся ему калачей Петербург для любимой супруги) и муромскими огурцами (муромцами был выведен муромский сорт огурцов, являющийся одним из самых скороспелых в мире - он плодоносит всего через 6 недель после посева).
Понятное дело, что раз есть гора, а также нехристианское население, т.е. «язычники», то значит здесь на ней должно быть и «капище». Скорее всего, оно так и было, только «капище» это не место, где стоял «обагрённый кровью громадный идол». Это бредни. Наши древние прапредки не приносили никаких иных жертвоприношений, кроме как снопов злаков, плодов… Известнейший историк Лев Гумилев вообще продвигает одну интересную мысль, что те самые «идолы», с которыми как раз и связаны компрометирующие байки о кровожадности русичей, возникали только рядом с семитскими общинами. Но это уже другая тема. А места для общения с Силами природы древние люди всегда выбирали с сильной энергетикой. И это тоже уже другая тема. :) Но надо думать, что место, где сейчас располагается Окский сад - непростое.
А сейчас древнее городище - парк развлечений. Сейчас здесь кружатся карусели, а раньше кружились в хороводах вокруг купальских костров древние муромцы и муромчанки. Сейчас здесь гремят хриплые и глупые дискотеки, а раньше лились песни, славящие Природу.
Вход в Окский сад нажал в памяти кнопку «Ностальгия» - толстые белые колонны, надпись «Парк культуры и отдыха» атрибуты, напоминающие весёлую атмосферу и здоровый дух таких парков из советских кинофильмов типа «Неподдающиеся».
Внутри не особо ухоженная территория, на пыльных резиновых надувных батутах скачут дети, визжит автодром, скрипит колесо обозрения, гремит музыка: «У Светки Саколовой день ра-а-жденья…». И тут на этом фоне мне захотелось полёта. Мы подошли к высоченной карусели. Купили билетик, и вот я уже сижу в сиреневом пластмассовом сиденье и держусь за длинные тонкие цепочки. Карусель стала медленно разгоняться, и я завизжала от детского восторга, болтая ногами в воздухе и раскинув руки.
Я вознеслась на приличную высоту и мне было хорошо видно кусочек гигантского Ильи Муромца, и летнюю эстраду в кустах, и соседей с колеса обозрения.
После моего приземления мы пошли искать по аллеям киоск с мороженым.
После прочёсывания пары-тройки парковых шатровых кафе выяснилось, что их ассортимент совсем не рассчитан на незатейливые сладкие детские потребности, а скорее на сильно взрослые и специфические из серии «чай-кофе - потанцуем, пиво-водка - полежим». Мы хотели обычного мороженого, а в палатках на всей территории парка один общий ассортимент - пиво и чипсы. Так и идут родители с малышами: у папы с мамой подмышками по паре пивка, у малыша в ручонках пакет с чипсами. Хорошо гуляем муромцы!...
Рассказ «Муром-Муром, городок»
Рассказ «Дивеево - Русская Земля Обетованная»
Посты по русским городам:
Муром. Свято-Благовещенский монастырь. К Петру и Февронии… Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии Коломенский Кремль. Маринкина башня Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке Глобус Боровска Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл» Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор» Александровский Кремль. История Короля Пик Зимние прогулки по Твери Путеводитель по Торжку Кострома. Ипатьевский монастырь