А.Никитин. О мощах свт. прп. Серафима Саровского

Jan 02, 2014 20:08

Оригинал взят у d_m_vestnik в А.Никитин. О мощах свт. прп. Серафима Саровского



В большем разрешении

В 1989 году, через год после помпезного официозно отмеченного юбилея 1000-летия Крещения Руси и существенного изменения государственной политики в области православного вероисповедания в петербургском антирелигиозном музее, что в Казанском соборе, «случайно» обнаружились мощи Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского - небесного покровителя города. Тот самый малый ковчежец с пощаженными огнем древнего еще пожара частицами останков князя-воина и инока, что хранились в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире и торжественно были перенесены в С.-Петербург в 1724 году. «Сенсационная находка» не представляла собою ничего неожиданного, так как в музейных кругах было хорошо известно, что сей священный ковчежец стоял на столике одного из директоров «Музея религии и атеизма» чуть ли не рядом… с курительными принадлежностями. Поднаторевший в ловкости общения с властными партноменклатурными чиновниками бывший тогда митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), нынешний Московский патриарх (охарактеризованный в докладе Фурова в 1978 г., как «на словах и на деле подтверждающий не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу»13), следует отдать ему должное, удачно воспользовался ситуацией и добился соглашения с Министерством культуры СССР о возвращении петербургской святыни в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Остается только пожалеть, что общественный ажиотаж вокруг этого торжественного события уже угас, митрополит Алексий взошел на патриарший престол, а вопрос о водворении ценнейшей елисаветинской раки колыванского серебра на свое историческое место в лаврском соборе, как достойной оправы св. мощей Александра Невского, так и не поднимался…

Зато возбуждался другой вопрос. Наверное, уже тогда чутко улавливающий колебания правительственной линии по отношению к Церкви митрополит Алексий достиг договоренности и о более усердных поисках каких-либо мощей в фондах антирелигиозного музея. Заказ владыки был выполнен: поискали получше - и нашли, уже в конце следующего года, когда высокий заказчик стал рангом еще выше.

… В газетах появились трогательные истории о том, что кто-то из сотрудников музея в Казанском соборе случайно наткнулся на таинственный не оприходованный резной сундук, в котором при ближайшем исследовании обнаружились останки, да не какие-нибудь, а самого великого Саровского старца преподобного батюшки нашего Серафима! Идентификация была произведена тотчас же на месте по … имени на одном из поручей. И сомнений не осталось, уж больно хотелось верить, что бесценная святыня сия не безвозвратно утрачена, и мы не лишены возможности прикоснуться к ней и видеть ее своими глазами14. Трудно ответить, было ли серьезное историческое и церковно-археологическое исследование вопроса принадлежности обнаруженных мощей, но никаких отчетов об этом не публиковалось. И, наверное, во избежание «соблазнов» полным молчанием было обойдено благочестивое предание о том, что мощи преподобного Саровского старца в руки безбожников никогда и не попадали. Ныне, по имеющимся сведениям, можно утверждать, что предание это вполне правдоподобно.


О событиях 1927 года вспоминает одна из последних дивеевских сестер, инокиня Серафима (в миру Софья Александровна Булгакова, род. в 1908 г.): «…В понедельник Крестопоклонной недели приехало много начальства. Сгребли все святыни: Чудотворную икону Живоносного Источника, гроб-колоду, в котором лежал 70 лет в земле батюшка Серафим, кипарисовый гроб, в котором находились мощи, и другое. Все это сложили между Царскими покоями и северным входом Успенского собора, устроили костер, зажгли. Послушник Борис сумел сфотографировать, он приносил нам показать снимок этого костра. Мощи же Батюшки Серафима, то есть его косточки, как они были облачены в мантию и одежды, все это свернули вместе и вложили в синий просфорный ящик. Ящик запечатали, а сами разделились на четыре партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда они везут мощи. Ящик со святыми мощами повезли на Арзамас через село Онучино, где остановились ночевать и кормить лошадей. Однако как ни хотели скрыть концы, но, как только тройка со святыми мощами въехала в село Кременки, там, на колокольне ударили в набат. Мощи повезли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов (известный московский духовник - А.Н.). Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий (Сахаров -А.Н.), бывший после ссылки с о. Владимиром в Котласе. Говорили, что, приехав на ночлег, кощунники ящик со святыми мощами заперли в амбаре, а ключи взяли себе. Но сами выпили…»15.

В 1966 году дивеевская монахиня Анна (Троегубова), жившая с десяти лет в монастыре, рассказывала будущему архиепископу Лазарю (Журбенко) подробную историю спасения святых мощей Серафима Саровского. Причем именно матушка Анна была послана своим братом, монахом Гедеоном (впоследствии мучеником), жившим при закрытой Саровской обители в качестве лесничего, к игумении в Дивеево с вестью о том, «что мощи преподобного Серафима» забирают. Спешно снаряженные игуменией дивеевские сестры, напоив чекистов водкой до беспамятства, выкрали из ящика мощи и спрятали их в Дивеево… Упомянуто тогда было и о точном месте их сокровения, известном поныне только малому числу особо доверенных лиц16.

… Так что уже в 1927 году исполнилось пророчество великого старца: «надлежит мне, убогому Серафиму, из Сарова перейти в Дивеево…»

В 1991 году, поспешно и слабо аргументировано объявив мощи святого Серафима Саровского, устроители официальных торжеств по поводу перенесения этих, якобы серафимовских останков в Дивеево, проигнорировали приведенные нами, а также и другие свидетельства, подобные им. А дивеевскую монахиню Ефросинью, знавшую правду и желавшую закричать «не верьте, люди!», заперли на время церемонии под замок17…

Мы не склонны дерзновенно обличать кого-либо в намеренной фальсификации столь дорогой и значимой для православного человека святыни, но полагаем, что необычайное небесное явление, наблюдавшееся в центре С.-Петербурга 11 января 1991 года, в самый день выдачи представителям Московской патриархии этих мощей из музея, и отмеченного даже нецерковными учеными-синоптиками, послужит предостережением ревнителям поддержания церковного авторитета благочестивым усердием не по разуму.

Александр Никитин. ИЗВЕРГАТЕЛИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ. Читать полностью тут: http://onikitina3.livejournal.com/6638.html#comments

Previous post Next post
Up