Вот сколько раз я уже зарекался...

Mar 31, 2016 16:52

Сколько раз я уже зарекался влазить в дискуссии с воинствующими невеждами школьного разлива, которые тыкают незнакомцам, амикошонствуют без всякого чувства дистанции и высказывают нечто с абсолютной и непрошибаемой уверенностью, что они - истина, а все остальные - дураки.

Вот опознаешь такого, а потом думаешь, что вдруг он и не очень виноват?..

Сразу школа дает урезанную, политизированную информацию и люди представляют "лоскутную Киевскую Русь" аналогом современного государства вместо постоянно воюющего когломерата вполне самостоятельных княжеств, где тоже самое Полоцкое княжество то было в подчинении Киева, то не было, а в конце Х века и вовсе обособилось. В средних классах детям усиленно вбивают в голову про войны с ордой и крестоносцами, в про Великое княжество литовское и не говорят почти. Про одно из самых больших государств Европы.



Ну разве что "литовцы захватили, а Москва потом освободила". Про то, как нас освобождали - отдельный вопрос. А вот то, что наши земли, и люди, что на них жили, и государство их, были литовскими - это батхерт, это разрыв шаблонов, это в школьную программу не укладывается.

Люди действительно НЕ ЗНАЮТ, что "Литва" - это верхнее и среднее течение Нёмана, то есть между Гродно, Новогрудком (первой столицей Литовского княжества) и Минском (современной столицей Беларуси). Люди не задумываются, почему в Беларуси есть реки и деревни с названиями, производными от «Литва» (Литва, Литовец, Литовчики, Литовка, Литвяки, Литвинка, Литвиновичи и многие прочие), а в нынешней Литве их нет…


И люди радостно махают флажками-чепчиками, пишучи: "Есть четкое разделение земель на Литву это Вильно и Троки, и на землю Роусьтии это Полоцк и Смоленск. Ты батенька каким боком то будешь к Вильне то а? Обоснуй)))" (дословно). Думают, что уязвили, и даже не знают, что Вильня, Свентяны, Солечники, Друзгеники, Медники стали Вильнюсом, Швянчёнисом, Шальчининкаем, Друскиненкаем, Мя́дининкаем только благодаря товарищам Ленину и Сталину. Равно как и мысли не закрадывается спросить себя, почему БССР провозглашали в теперь только российском Смоленске. И вопросов нет о том, почему в современной Польше есть Подляшье. Кто-нибудь спрашивал себя, какая логика в названии "своей" земли "чрез себя"? Ответ прост. И он тоже у товарища Сталина.


Людям невдомек, что названия кочуют и мигрируют, меняются и переходят от одних групп людей к другим, от одних земель к другим, названия даже функцию свою меняют - ЭТНОНИМЫ, ТОПОНИМЫ, ПОЛИТОНИМЫ, КОНФЕССИОНИМЫ и т.д. А ведь даже по истории своей родины могли бы знать, что пониятие "Русь" тоже сменило статус с этнонима или соционима на топоним, а потом обратно на этноним. Что и кочевало он немало: Балтика, Новгород, Киев, Чернигов, Владимир...

Так и к нам прикочевала "Белая Русь": Татищев говорил, что впервые термин «Белая Русь» встречается в Раскольницкой и Ростовской летописях под 1135 при названии Ростово-Суздальского княжества. Потом он локализовывается на Московском княжестве. Уже после второго раздела Речи Посполитой попадает через привязку Витебской и Могилевской земель к Пскову к нам.

Интересующихся можно направить, например, к именным указам Екатерины II, данным Белорусскому Генерал-Губернатору Графу Чернышеву в 1772 году, но кто пойдет сам что-то искать и выяснять? Или, скажем, к именному, данному Лифляндскому, Эстляндскому и Литовскому Генерл-Губернатору Князю Репнину указу от 1794 года 30 октября: "Разделить Великое Княжество Литовское на три части и назначить средоточие сих частей в Вильне, в Гродно и Ковно или Койданах по удобности, приписав к Гродно, например остатки Новогрудского, Брест-Литовского и часть Трокского Воеводств, к Ковно все Жмудское Княжество и часть Трокского Воеводства, а к Вильне Виленское Воеводство..." (пруф)

Вот как после такого человеку сложить у себя в черепушке, что всегдашняя Жмудь-Самогития стала современной "Литвой" только благодаря Екатерине и Ленину, а известная ему с детства Беларусь - всегда звалась Литвою?


Да, мы вплоть до ХХ века спокойно звались "литвины", особенно католики. Почему это должно нас смущать? Русских ведь не смущает идея того, что слово "русь" вполне себе могло прийти с Балтики, и сейчас в качестве самоназвания ("русины") живет себе и в Закарпатье, и Польше, и в Венгрии с Румынией, и в Воеводине. Причем, что "русины", что "литвины" - это ответ на вопрос "кто?", а "русский" - "какой?". Тоже церковная принадлежность, конфессионим, а не этноним.

Не повезло нам с религиозным вопросом. Часть у нас католики, особенно запад, часть - православные (восток). Вот и делились на "литвинов"-католиков и "русинов"-православных, что то же губернское деление зафиксировало: Литовская губерния - Вильня, Гродно, Новогрудок, Брест, Ошмяны, Пружаны, Кобрин, Слоним, Белорусская губерния - Двинск, Полоцк, Витебск, Могилев...



Литовская губерния (по клику на флэш-карту)    Белорусская губерния (по клику большой размер)
Что в общем не мешало жить вместе и разговаривать на одном языке: "Белорус-крестьянин, будет ли он православный, или католик, имеет свои убеждения, свою моральную фи­лософию и передает это вместе с языком своим детям и внукам. Ксёндз и помещик никогда не скажут о белорусе католического вероисповедания, что он белорус, а ска­жут - литвин. Поговорите с этим литвином, и вы услышите белорусскую речь". До недавнего времени у украинцев была поговорка: «Хіба лихо озме литвина, щоб він не дзекнув» (о «дзекающем» произношении белорусов). Тот же В. Даль: "ДЗЕКАТЬ, произносить дз вместо д, как белорусы и мазуры… Как не закаивайся литвин, а дзекнет. Только мертвый литвин не дзекнет. Разве лихо возьмет литвина, чтоб он не дзекнул." Смешно, но в современной Летуве та земля, которую им Ленин отрезал, до сих пор зовется Дзукия:


И по поводу языка, который тоже испортили злые поляки. Здесь спорить нет нужды, потому что утверждающий такое человек не будет знать ни беларуского, ни польского, ни украинского, ни чешского... Ему просто невдомек, что языки похожи от того, что люди долго, очень долго жили вместе. Потому человек, владеющий беларуским языком, в течение одного-двух дней адаптируется что в польскоговорящей, что в украиноязычной среде. Тому же, кто продолжает упорствовать, утверждая, что беларуский и русский "это почти одно и тоже, диалект же", я даю такой вот стих:

Сяргей Грахоўскі
«Ветразь»
У выраі ветразь знікае
За хваляй, нібы на спачын,
І змора яго не злякае,
Не спыніць тугой далячынь.
У змроку зіхоткая здрада
Завабіць хлуснёй у віры,
На золку сканае прынада
І кволы прамень на жвіры.
Раптоўна згаданыя мроі
У карунках пяшчотнай тугі
Павольна знікаюць, як строі,
У бязважкасці кволай смугі.
Знікае ўсхвалёваны ветразь:
З кунегаю пільна сачу,
Як водар аздобіў паветра,
І ў бездані знічкі лічу.

Конечно, удобнее и проще считать, что бедных, слабых кривичей того же Полоцка, который первый сбросил с себя руку Киева и неоднократно орденских рыцарей громил, захватили странные литовцы, которые лишь изредка занимались земледелием, и до прихода ветеранов гуннских войн в основном жили охотой да рыболовством (культура восточно-литовских курганов). И человеку остается только недоуменно пожимать плечами, как-то то так Литва - маленькая и балцкая - практически бескровно и очень-очень быстро приросла "русскими" княжествами.


Здесь же все просто - теперешние беларусы есть результат многовекового смешения балцких и славянских этносов, где язык и культуру дали славяне, а название "литва" пришло от балтов.

У многих же нет понимания того, что племена смешивались, и славяне всегда приходили не на пустую землю, и не выразали под корень встреченных чужеземцев. У нас славяне приходили на земли ятвягов, пруссов, литвы, дайновы, равно как на другие славяне приходли на земли голяди, мери, муромы, перьмы и других племен. Современные нации - это коктейли, где нет смысла смотреть долю той или иной крови. И современные беларусы - это нация, выросшая на смешении славян с балтами. Так же как и россияне - славяно-балто-финский коктейль.


"Литовцы" захватили нас так же, как шведы-варяги-русь - Новгород и Киев, и Миндовг с Гедемином такие же литовцы как последние Гольштейн-Готторп-Романовы - немцы. Впрочем, затеянная Екатериной Великой люстрация летописей и грамотная, очень грамотная национальная политика отзываются и сейчас. Впрочем, здесь тоже низкий поклон товарищу Сталину с его "Кратким курсом истории СССР" и идеей создания "советского народа": "Для советского народа, как новой исторической общности характерно единство экономических интересов, идеологии и политических целей. Большое распространение в его среде получил русский язык, добровольно принятый в качестве языка межнационального общения..."

В общем, резюмируем тезисно (вот уж не думал, что есть те, кому это будет в новинку):

1. Беларусы - это отдельный этнос, не ополяченые русские и не русифицированные поляки. Это отдельный народ, возникший на славяно-балцком субстрате и веками развивавшийся в рамках суверенных, позже федертивных государств. Лишь последние 200-300 лет - в составе Российской империи.

2. До XIX века население наших земель называло себя "литвинами" по факту проживания в Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойцком. С территориальной точки зрения "Литвой" называли западную Беларусь (Вильня, Ошмяны, Гродно, Лида, Новогрудок, Волковыск, Слоним, Пружаны, Брест, Кобрин), "Русью" - те земли, которые сейчас знаем как Витебскую и Могилевскую область. Названия были территориально-конфессиональными и не касались ни языка, ни культуры, которые были общими для всей территории страны (с учетом региональных особенностей, которые сохраняются и сегодня).

3. С XVI века наши земли входили в федеративное государство "Речь Посполитая", где обладали существенной автонимией, даже в условиях все усиливавшейся полонизации. В частности, теже Статуты ВКЛ, написанные на старобелорусском языке (к слову, понятном и современному беларусу), дествовали на территории бывшего ВКЛ не только во времена Речи Посполитой, но и даже после присоединения к Российской империи.

4. После разделов Речи Посполитой ближайшие к Империи земли (православные по преимуществу) были организованы в Белорусскую губернию, западные - в Литовскую. Простивостояние насильственной русификации наших земель (в первую очередь переводу в православие униатов и католиков) привело к тому, что за западе многие по религиозному принципу стали отождествлять себя с католиками-поляками. По религиозному принципу наращивалось разделение католиков-литвинов-поляков и православных-русинов-белорусцев. Однако это противостояние было очевидно искусственным и люди продолжали называть себя "литвинами" и через 150 лет после присоединения земель Княжества к Империи: - Кто вы такие? К какой нации принадлежите? - Хто мы? Мы руськия. - Какие русские? Великоруссы, что ли? - Да не, якия мы там великарусы? Не, мы ня москали. - Да кто же наконец? - Мы - Литва, литвины. (Новозыбковский уезд Гомельской губернии, ныне входящего в состав Брянской области России).

5. В связи с национально-освободительными восстаниями XIX века использование самоназваний "литва" и "литвин", до того не одобряемые на востоке страны, были запрещены. Что в широких народных массах в совокупности привело к тотальному смешению всяческих понятий: "Другое затрудненіе происходитъ оттого, что на мѣстномъ языкѣ, а тѣмъ болѣе на польскомъ, нерѣдко смѣшиваются въ названіи Бѣлоруссія и Литва, бѣлорусскій языкъ и литовскій, то есть по старинной памяти о тѣхъ временахъ, когда Бѣлоруссія и Литва составляли одно цѣлое, всё бѣлорусское называется литовскимъ. Спросите вы, напримѣръ, какую нибудь мѣщанку, кто она такая? - Polka, отвѣтитъ она вамъ. - Откуда родомъ? - Z Litwy. - Какъ говорятъ дома? - Po litewsku. Между тѣмъ, по наведеніи болѣе точныхъ справокъ оказывается, что ни сама она, ни ея родные ни слова не понимаютъ по-литовски, а исключительно говорятъ по-бѣлорусски. Такъ и за Бугомъ, напр. въ Сѣдлецкой губ., бѣлорусса иначе не назовутъ, какъ литвиномъ" Н. Янчукъ ”По Минской губерніи (замѣтки изъ поѣздки въ 1886 году)” Москва, 1889 раздел І, cc. 25-26.

Все равно разгоняюсь, не получается кратко...

6. Идеи беларуского возрождения возникли в национальной среде сразу после разделов Речи Посполитой (профессора Виленского университета Михаил Бобровский, Игнат Данилович) и были направлены как против полонизации с латинизацией, так и против насильственной русификации наших земель. В литературе с 30-х гг. XIX в. появляется так белорусское направление в этнографии филологии, истории, литературе (Я. Чечет, А. Киркор, Т. Нарбут, Я. Борщевский, А. Рыпинский и др.). В конце 70-х и начале 80-х годов XIX в. в Беларусь проникают и распространяются среди белорусской интеллигенции идеи русского народничества. Работа в этот период ведется главным образом в направлении организации белорусского нелегального книгоиздания и периодической печати. В конце 80-х и начале 90-х гг. XIX в. возникают первые небольшие демократические кружки с целью изучения Беларуси. В Москве начало белорусской культурно-просветительной работы было положено в 1891 г. группой студентов-белорусов, сидевших по политическим делам в Бутырской тюрьме и организовавших в ней «Беларуси сацыялiстычны гурток». В Петербурге в 1902 году организовался «Круг Беларускай Народнай Прасветы i Культуры Беларускай», который занимался распространением печатавшихся за границей белорусских изданий и изыскивал средства для издания в России белорусской литературы.

7. Таким образом, идея создания беларуского государства - это не проект и не инициатива Советов, это была игра на опережение против Беларуской Народной Республики. Советы Москвы хотели на опережение, а наши делали фактически тоже самое, что и БНР. Рассыпавшееся правительство Беларуской Народной Республики стало возвращаться на родину и принимать активное участие в том, что делало НАШЕ правительство БССР. До 1929 года - до того времени, когда настала пора говорить "спасибо товарищу Сталину". За что? За то, что вырезали до 90% наших учителей, до 50% наших ученых!

Вот, хотел написать ответ воинствующим невежам, а получилось что-то залишне большое...

Беларусь, нация как соцпроект, история

Previous post Next post
Up