В понедельник посмотрела первую серию телепостановки "Санта-Хрякуса" по одноименному прачеттовскому роману, очень даже неплохой фильм получился, я даже скажу замечательный!
Очень порадовали актеры, особенно Сьюзен, Чудаккули, Шноби Шнобс и ПитьЧай, даже Альберт, оказавшийся черезчур бодреньким и упитанным по сравнению с книжным, остался чрезвычайно обоятельным. Некоторые события, описанных в романе, но не вошедших в телеверсию отлично восполняется видеорядом (правда, кое-где, после четвертого просмотра, тридэ и комбинированные съемки мне показались чуток сомнительными, но черт возьми, это же ПЛОСКИЙ МИР ЛИВЭКШН!) И главное, все самые яркие диалоги не пострадали.Такой важный разговор Сьюзен и Ворона об истории становления антропоморфических сущностей остался в первозданном виде:
"-Но это все не так! Всем известно: Санта-Хрякус - веселый толстяк, который раздает подарки детям! - воскликнула она.
- Сейчас - да, но раньше. Сама знаешь, как бывает, - сказал ворон.
- Я?
- Ну, типа курсов переквалификации, - пояснил ворон. - Даже боги вынуждены шагать в ногу со временем. Возможно, несколько тысяч лет назад он был совсем другим. А что, вполне понятно. Тогда и чулок-то никто не носил.
Он почесал клюв.
- Да, - продолжал ворон, явно входя во вкус. - Вероятно, он был обычным зимним деми... как там их обычно зовут? Никак не могу запомнить. Ну, всякое разное... кровь на снегу, заставлял вставать солнце. Все началось с жертвоприношений животных: надо было загнать насмерть огромное мохнатое животное. Знаешь, в овцепикских горах до сих пор живут люди, которые на свячельник неизменно убивают королька, а потом бродят от дома к дому и поют веселые песенки о невинно убиенной птахе. Танцы-шманцы, ну и обжиманцы, разумеется, куда без них. Очень фольклорно, очень мистически.
- Королька? Но почему именно его?
- Понятия не имею. Может, кто-нибудь когда-нибудь предложил: "Значит, так, либо мы мочим здоровенного поганого орла с острым загнутым клювом и большими страшными когтями, либо королька размером с горошину, который все время чирикает. Ну, выбирайте..." Выбор был очевиден. Так или иначе, потом все опустилось до уровня религии и начались обряды, весь смысл которых состоял в том, чтобы найти у себя в похлебке особый боб. "Ого, - тогда говорили все, - да ты же король, дружище." А бедняга, в чей суп положили эту гадость, думал: "Ну надо же, король... Как удачненько все обернулось". Только уже в следущий момент бежняга удирал по снегу, а за ним мчались его бывшие жружки со священными серпами в руках, чтобы земля ожила, а снег отступил. Очень, знаешь ли, этнически. А потом наконец до какого-нибудь умника вдруг доходило: "Эй, похоже на то, что это клятное солнце и так каждый день встает, так зачем же мне кормить дармоедов-друидов?" Фьюить серпом по чему попало - и куча должностей свободна. Боги - они такие. Всегда найдут способ... примазаться."
Сейчас жду-недождусь пока докачается вторая часть, прогнозы самые радужные. Интересно, сохранит ли фильм жутковатую атмосферу, царящую в мире Зубной Феи, и размышления Смерти о мировой справедливости?
Теперь немножко о "Детях Ананси" Нила Геймана.
Роман очень в стиле писателя, очень яркий, очень радостный и очень фольклорный, рассказывает о приключениях сыновей бога-трикстера. Не знаю кому-как, а по мне, эти божества в любой мифологии самые интересные, что греческий Гермес, что японские тануки, что африканский паучок-Ананси. Как-то они были ближе к человеку, показывали что если ты меньше и слабее, то все равно у тебя есть шанс объегорить более могущественную сущность. Об этом и книга, а еще о семейных узах и поиске самого себя. Очень волшебно. Mustread.