В связи с не желанием пром. предприятий сообщать информацию о своих выбросах, а так же информацию о планах по их снижению, решили провести пикет с целью привлечения внимания граждан к проблемам промышленной экологии города.
Стратегическим решением вопроса считаем ратификацию Орхусской конвенции ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»
Пикет состоится на площади рядом с памятником Орленку во вторник 19 июля 2011 года с 16.00 до 17.00.
Экология: вход воспрещен
Ни для кого не секрет, что г. Челябинск в любых экологических рейтингах занимает одни из последних мест. Как подтверждение этому факту можно привести данные Росстата за 2010 год - 50 место из 60 по уровню выбросов загрязняющих веществ, или, например, недавние рейтинги «Интерфакс-ЭРА» - 63 место из 83 по критериям состояния и развития природного потенциала. Исходя из таких показателей, охрана окружающей среды должна быть одним из приоритетных направлений деятельности различных надзорных органов и предметом пристального внимания самих промышленных предприятий.
В попытках получить более детальную информацию, «Центр общественного контроля и мониторинга «Паноптикон»» обратился сразу в несколько инстанций с просьбой разъяснить некоторые аспекты негативного влияния промышленных предприятий на окружающую среду, а так же предпринимаемых природоохранных мероприятий. Так же были направлены обращения в адрес «Челябинского металлургического комбината» («ЧМК»), «Челябинского электрометаллургического комбината» («ЧЭМК»), «Челябинского трубопрокатного завода» («ЧТПЗ»), и «Челябинского цинкового завода» («ЧЦЗ»). Обращения базировались на ст. 42 конституции РФ (о праве на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), ст.13 закона РФ «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и ФЗ «О государственной тайне».
Фактически обращения были отправлены впустую. Большая часть полученных ответов носили характер формальных чиновничьих "отписок". Часть вопросов игнорировалась, часть перенаправлялась. 3 из 4 промышленных предприятий проигнорировали запросы общественной организации. Все указывает на то, что и надзорные органы, и предприятия уподобились крепости, защищающейся от варваров-общественников, и хранящей внутри себя некоторые неприглядные тайны и противоречия. Например, в отчете о деятельности Управления экологии и природопользования г. Челябинска за 2010 год, указано, что «применены штрафные санкции к юридическим и должностным лицам на общую сумму 627 000 рублей», в то время как в ответе на обращение «ЦОКиМ «Паноптикон»» указана общая сумма в 189 000 рублей. Чем объяснить более чем трехкратную разницу в суммах?
Огромной проблемой видится утаивание достоверной экологической информации и препятствование деятельности экологических общественных организаций. Ведь право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды имеет принципиальное значение для реализации экологических прав граждан.
Один из методов решения проблемы «ЦОКиМ «Паноптикон»» предполагает присоединение РФ к так называемой Орхусской конвенции, принятой ООН 25 июня 1998 года. Тогда она была подписана 38 странами, в числе которых Германия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Великобритания и др. Из стран СНГ только Россия и Узбекистан не присоединились к этой конвенции. Орхусская Конвенция - это документ принципиально нового типа. Это - соглашение об ответственности государства и бизнеса перед обществом, о гласности, об обязанности сотрудничать с общественными организациями как с равноправным партнером. Удивительно, что Россия еще не присоединилась к этой конвенции. Она абсолютно соответствует конституции РФ и, в случае принятия, окажет благотворное влияние на взаимоотношения и общества, и государства, и бизнеса.