Восставшие из ада

Jul 22, 2022 11:40

Культовая франшиза, непревзойденная по части изучения притягательности порока и боли. Эта тема - визитная карточка Баркера, так же как фишка Кинга - лицемерие благочестивого пригорода.

Однако в памяти массового зрителя Восставшие из Ада остались как кучка демонов-страшилищ. Обилие крови и необычный грим затмили заложенные в сюжет идеи. Да и по правде, раскрыть их было сложно. Мысли Баркера слишком глубоки и обширны, чтобы можно было выразить их в массовом кино. Это не мысль даже, а ощущение, осознание двоякой сущности человеческой души.

Как и Лепрекон, Восставшие прошли через три эпохи, и так же не вписались нигде, кроме 80-х с их трепетным восторгом перед кровавым ужасом.




1. Восставший из ада - Hellraiser - 1987

Страна: США, Великобритания
Режиссер: Клайв Баркер
Актеры: Дуглас Брэдли, Эндрю Робинсон, Клэр Хиггинс, Эшли Лоуренс, Шон Чэпман, Оливер Смит
Сюжет: Фрэнк - прожжённый искатель запретных удовольствий, который был готов на всё ради новых ощущений. Где-то в восточной стране он приобрел странную шкатулку, с помощью которой вызвал особых демонов. Теперь Фрэнк томится в плену у сенобитов, считающих боль наслаждением, а в его старый дом въезжают Ларри и Джулия. Несколько капель свежей крови вскрывают и замки, что удерживали Фрэнка, и старые тайны, которые Джулия прятала от мужа.

Фильм по-настоящему классный, и весьма смотрибельный даже сегодня. Там хватает и кровавого зрелища, и любовных интриг, и Баркеровской атмосферы порочного наслаждения. Отдельно стоит отметить качество грима, благодаря которому демоны-сенобиты по сей день остаются притчей во языцех.

Примечательно, что Даг Брэдли, создавший неповторимый образ Пинхеда, позже снялся в другом Баркеровском фильме, - "Книга крови" 2010.





+ + +

Восставший из ада 2 - Hellbound: Hellraiser II - 1988

Страна: Великобритания
Режиссер: Тони Рэндел
Сценарий: Питер Аткинс, Клайв Баркер
Актеры: Клэр Хиггинс, Эшли Лоуренс, Кеннет Крэнэм, Имоджен Бурман, Шон Чэпман, Уильям Хоуп, Даг Брэдли
Сюжет: Кёрсти, дочь Ларри (и племянница Фрэнка) из первой части, после пережитого оказывается в психушке. Там выясняется, что её психиатр - тот еще затейник. Как и Фрэнк, доктор в курсе про шкатулку, и одержим желанием как следует её изучить. Он вернул к жизни Джулию, и готов не просто вызвать сенобитов, но открыть двери прямо в ад.

Кёрсти конечно оказывается в гуще событий и бегает по Аду, где сталкивается с Фрэнком и взывает к человеческой части сенобитов. Психиатр стал новым сенобитом, настолько кровожадным, что посягнул на самого Пинхеда.

В этой части больше внимания уделено спецэффектам и вообще оформлению. Если первый фильм ставил своей целью продемонстрировать наслаждение от адских мук, то здесь в центре внимания сам ад. Из-за этого фильм получился немножко слишком, - слишком давящим, слишком ярким, слишком тошнотворным. Но это всё еще Баркеровское кино, с правильным сочетанием зрелища и смысла. Здесь же раскрывается история Пинхеда.

Один из центральных персонажей первой части - девочка, пациентка психиатрической клиники. Она постоянно молчала и только собирала всяческие головоломки. Словно так пыталась собрать воедино себя и свою жизнь. Именно с открытием двери в ад девочка словно нашла себя и излечилась. Она стала одним из символов франшизы.

Интересная линия с психиатром: сначала он годами изучал информацию про шкатулку, стремился к аду с одновременным нетерпением, страхом и отвращением. Но оказавшись там, нашел своё предназначение. Да и сам образ психиатра, увлеченного адом и демоническими фишками, весьма показателен. Хоррор-индустрия таких врачей очень любит. Действительно: надо обладать какой-то чертовщинкой или сдвигом, чтобы управлять псих-больницей.

Фрэнк тоже дал пищу для размышлений: так стремился перейти все границы наслаждения, и теперь тупо сидит в аду, в уютной комнатке, окружив себя игрушками. И всего-то небольшой пожар способен разрушить его мирок. А Джулия, которая вроде подчинялась ему, пошла дальше. Как уверенно она шествовала по коридорам ада!













Остальные части в принципе можно не смотреть. С каждым разом философская составляющая франшизы всё слабее, и даже оформление постепенно катится под уклон. В конечном счете франшизу свели к рядовому ужастику, который бездумно эксплуатирует культовых персонажей.

+ + +

Восставший из ада 3: Ад на Земле - Hellraiser III: Hell on Earth - 1992

Страна: США, Великобритания
Режиссер: Энтони Хикокс
Сценарий: Питер Аткинс, Тони Рэндел, Клайв Баркер
Актеры: Даг Брэдли, Терри Фаррелл, Пола Маршалл, Кевин Бернхардт, Эшли Лоуренс, Кен Карпентер

Сюжет: Джей Пи Монро - молодой парень, который является счастливым владельцем ночного клуба. Он богат и привлекателен, меняет баб как перчатки, и при этом любит искусство. В одной галерее он прикупил странную скульптуру, на которой явно просматриваются лица сенобитов. Естественно, из неё начали время от времени выстреливать цепи, которые хватают и убивают людей.

Молодая амбициозная журналистка Джоуи берется за расследование странных событий. Тогда во сне ей начал являться дух Спенсера, его человеческая часть. Он объясняет: демон хочет вырваться наружу, избавиться от власти шкатулки и править на земле во плоти.

Третья часть интересна как типичный представитель своего времени, с характерными мотивами и оформлением. С идеей Восставших тут вышла промашка: из ценителей особых удовольствий они превратились в маньяков, которые устроили бесцельную массовую резню и хотят власти ради власти. На Пинхеда даже как-то жалко смотреть: он сам не знает, чего хочет, и ржет с самым тупым выражением, что идет в разрез с первоначальным образом глубокомысленного демона, познавшего истинную суть человеков.

Типичные образы той киноэпохи, заложенные в Восставших-3:

1. Конфликт полов: девушка хочет вырваться из власти мужчины, который видит в ней только игрушку;
2. Главная героиня - сильная женщина, которая всего добьется, везде без мыла пролезет, и даже призрака не боится;
3. Тема войны, которая малоотличима от ада, и уничтожила целое поколение, - не столько физически, сколько ментально;
4. Тема ночного клуба (с кирпичными стенами, да), дисков, видеотехники;
5. Кадры неумолимо надвигающегося сильного соперника, напоминающие Робокопа и Терминатора одновременно;
6. Небольшой глум над церковью, когда Пинхед как нефиг делать заходит в церковь и крушит там всё силой мысли, демонстрируя ничтожность "светлой" религии и слабость попов:
Поп: - Демоны - это только метафора, их не существует!
Героиня: - Тогда это что за черт?!

Статуя, которая оживает от капель крови - это избитый шаблон, который волей-неволей отсылает ценителей к Исполнителю Желаний. И очень показательно, что клуб называется "Бойлерная" (Фредди), а галерея - "Пирамида" (всё, что осталось от изначальной идеи Баркера). Энтони Хикос прославился созданием "Дома восковых фигур", культового подросткового слешера, и не смог вынырнуть из того клюквенного варенья. Пытался повторить успех по старой схеме, невзирая на разность идей.

В общем, Восставшие-3 - это порождение (и завершение) своего времени, но не баркеровской философии. Несмотря на попытку в морализм, эта часть запомнилась кровавой и бессмысленной резнёй в ночном клубе, и сборищем сенобитов-новичков, в которых нет ни капли достоинства демонов из первого фильма.

Отмечу по-прежнему интересный и тщательно исполненный грим. В этом смысле последующие фильмы заметно уступают первым.





Частая ошибка в кино: хороший маникюр.








По первоначальной идее Баркера, события третьей части должны были полностью рассказать предысторию появления «адской головоломки» и разворачивались в пирамиде древнего Египта, которая и являлась самой первой инкарнацией портала в Ад. (ц)

+ + +

Восставший из ада 4: Кровное родство - Hellraiser: Bloodline - 1996

Начиная с четвертого фильма Восставшие являют собой грайндхаус, слепленный из самых дешевых трендов своего времени. Кто-то может подумать, что режиссеры пытались оживить, осовременить сенобитов. Всё наоборот: они пытались использовать культовых персонажей, чтобы как-то оправдать свою бездарность, перелить жизнь из сенобитов в дурное кино. Не вышло: кино так и осталось мертвым, да и сияние сенобитов поугасло.

Страна: США, Великобритания
Режиссеры: Кевин Ягер (Байки из Склепа), Алан Смити
Сценарий: Питер Аткинс
Продюсеры: Клайв Баркер, Кэйси Беннетт, Кэри Грэнат
Актеры: Брюс Рэмсей, Валентина Варгас, Даг Брэдли, Шарлотта Чаттон, Адам Скотт, Ким Майерс

Сюжет: эта часть рассказывает историю Шкатулки, от 18-го века до 22-го. Все началось много лет назад, когда какой-то сумасшедший аристократ нашел способ вызвать к жизни демона, чтобы тот одарил своего хозяин особыми удовольствиями. Аристократ заказал у мастера игрушек, Лемаршана, шкатулку, чтобы использовать её как ловушку для демона. Лемаршан понял, для чего используется его творение, и потратил всю оставшуюся жизнь на попытки создать ловушку, которая запрет демонов навсегда.

Эстафету перенял его потомок в наше время: он построил целое здание, где в оформлении использовались элементы Шкатулки. Здание должно было стать этой ловушкой, но не вышло.
Тогда в 2127-м потомку Лемаршана удалось создать ловушку-космический корабль, где и будут снова вызваны сенобиты.

Середина 90-х - смутное время киноиндустрии. Всё очень грязно, наполнено скрежетом и попытками увязать прошлое, настоящее и будущее. Время появления героев, готовых на всё ради спасения других, время рассуждений о том, что без таких героев человечество обречено на гибель.

Кино 90-х было странным и смешным. Еще нет нынешних возможностей, но уже хочется делать что-то крутое, со спецэффектами и технологиями.

Восставшие-4 выполнены в этой смешной манере, особенно космический корабль, похожий на летающую свалку металлолома. Сенобиты здесь окончательно превратились в тупых кровожадных демонов, которые сами не знают, чего хотят, и убивают ради убийства. Позабавили приметы времени: робот, похожий на скелет Терминатора, кофе и сигара на капитанском мостике, игра с демоном а-ля Исполнитель желаний: кто кого перемудрит, заставив нарушить правила. Забавно смотреть на это, как на киноклюкву. И печально осознавать, что этой клюквой облепили такую шикарную идею, как сенобитов.

Примечательно, что и Лепрекона, и Крайтов, и сенобитов никудышные режиссеры отправляли в космос. В этом можно усмотреть опасения и подозрения, которые время от времени всплывают в фантастике, начиная еще с Лавкрафта: что мы можем принести Вселенной, кроме ужаса? Прежде чем лететь в Космос, надо разобраться со своими демонами на земле, иначе мы притащим своё дерьмо и в межпланетное пространство. Этот вопрос даже Сауз Парк не обошел стороной.









Сигарета, потушенная в стакане: киноклюква, которая сначала была возведена на пьедестал, а потом высмеяна в самых пошлых пародиях с Лесли Нильсоном.









Раньше было полное ощущение, что кожа прорезана проволокой. А теперь видно, что это дешевый грим. Спасает только энергетика актера.





+ + +

Восставший из ада 5: Преисподняя - Hellraiser: Inferno - 2000

На этот раз фильм построен на извечной теме "мы сами создаем свой ад, в котором бегаем по кругу". Это даже где-то смотрибельно, но очень уж клюквенно и пафосно. Изначальная идея сенобитов, которые ценят и поощряют тягу к потусторонним удовольствиям, даже близко не лежала. Пинхед здесь пал так низко, что превратился в моралиста, наказывающего человеков за мелкие грешки.

Страна: США
Режиссер: Скотт Дерриксон (Сквозь снег)
Сценарий: Пол Харрис Бордман, Скотт Дерриксон, Клайв Баркер
Актеры: Крэйг Шеффер, Николас Туртурро, Джеймс Римар, Даг Брэдли, Николас Сэдлер, Ноэль Эванс

Сюжет: Лос-Анджелес. Полицейский Джозеф - настоящий герой боевиков того времени. Он и в шахматы профессоров обыгрывает, и загадки щелкает, как семечки, и хочет сделать мир лучше. Только с себя начать не хочет: пользуясь служебным положением, Джозеф таскает наркотики и деньги из вещдоков, изменяет жене с проститутками и шантажирует своего напарника.

Однажды Джозефа вызвали а место преступления. Был жестоко убит бывший однокашник, которого Джозеф травил в школе. На месте убийства нашлась шкатулка, и конечно полицейский её открыл. После чего стал видеть то похотливых демониц, то сцены из своего детства. А ему при этом надо еще и преступление расследовать!

Это хорошая идея для мистического детектива, но:
1. С Восставшими не вяжется никак;
2. Слишком много клише, которые даже к нулевым уже устарели;
3. Очень сумбурно, логика повествования постоянно рвется. В сюжет постоянно вплетаются какие-то люди и события, связь которых с происходящим трудно уловить.

Даже как-то неловко сегодня смотреть такое кино. Едва ли не каждая сцена здесь - отработанные образы из полицейских детективов второй половины 90-х. Осведомитель в фургоне с мороженым, крутые допросы, хороший-плохой коп, слеза ребенка, вот это всё. Даже внешний вид полицейского, который расхаживает в костюме с галстуком по жаре Лос-Анджелеса, сегодня вызывает улыбку. А ведь когда-то мы это воспринимали как должное.

В общем, мы опять имеем кино, которое является характерным для своего времени грайндхаусом, и в котором сами создатели немного запутались. Так и не решили, на что ставить - на глубокую идею, зрелищность или массовость. В итоге - во всём жиденько.













Экранизации, 1987, Франшизы, Клайв Баркер, Классика и культовое кино

Previous post Next post
Up