В 1382 году состоялся поход золотоордынского хана Тохтамыша в земли Северо-Восточной Руси.
Благодаря эффекту внезапности Тохтамышу удалось разорить центральные области великого княжения. Это случилось после поражения Мамая на Куликовом поле... как это было читайте дальше.
Мамай собрал новые силы и ему пришлось противостоять Тохтамышу на р. Калке, где, перед намечавшейся битвой, мурзы и военачальники Мамая слезли с коней и изъявили покорность Тохтамышу. Мамай со всеми богатствами бежал в Кафу, где был убит и ограблен бывшими союзниками генуэзцами, но это уже другая история...
Тохтамыш поблагодарил Дмитрия Московского (справа на картинке) за победу над Мамаем и пообещал ему свою милость и защиту от врагов, но от дани московский князь уклонился. И Тохтамыш обиделся. Его войско начало движение стремительно и тайно.
Чтобы избежать малейшей утечки информации, хан приказал всех московских купцов, находившихся в подвластной ему Казани, убить или упрятать в острог, а их суда использовать для переправки войск на правый берег Волги.
Перейдя р. Оку, Тохтамыш взял Серпухов и направился на Москву, "волости и сёла жгучи и воюючи, а род христианский секучи и убиваючи, а иные люди в полон емлючи"
На сторону Тохтамыша предательски перешел князь Олег Рязанский. Он не только проявил покорность, но и добровольно показал удобные броды через Оку.
Великий князь Московский Дмитрий Донской собирал в то время рать в северных русских землях.
В Москве Тохтамыша ждали, но там начались беспорядки. Одни хотели затвориться и держать оборону, другие пытались покинуть город. Между ними произошла распря. На вече было решено никого из города не выпускать. У ворот стояли люди с обнажённым оружием, рогатинами и сулицами, никого не выпуская из города. Дозволено было отбыть только княжеской семье и Киприану.
Народное Вече в Москве.
Вокруг города москвичи, чтобы лишить ордынцев материала для осады и укрытия, сожгли все посады. На стенах укрепили забрала, заготовили дёготь, кипящую смолу, кипяток и камни.
Приблизившись к стенам, ордынцы спросили горожан: «Есть ли в городе Великий князь Дмитрий?» Ему ответили: «Нет». Ордынцы, отъехав от стен, объехали город вокруг, осматривая подступы, ров, ворота, забрала и стрельницы. В городе в это время люди молились в церквях, другие же, вскрыв погреба тех бояр и зажиточных людей, которые ранее покинули город, вынесли мёд и вина. И народ напился и "насмехаясь над татарами, бесстыдным образом срамили их, слова разные выкрикивали, исполненные поношения и хулы".
Утром 24 августа начался штурм, который шел весь день. Татары взять город не смогли и понесли большие потери. Один из москвичей, суконник по имени Адам, приметив с Фроловских ворот знатного ордынского военачальника - татарского царевича, пустил в него стрелу из самострела, поразив «ворога» насмерть.
Считается, что при этой осаде, русскими впервые были применены пушки и пищали.
Следующий день 25 августа ордынцы так же беспрерывно штурмовали город, но безрезультатно. Не сумев взять город силой и понеся при этом тяжёлые потери, Тохтамыш решил прибегнуть к хитрости.
26 августа к городским стенам, для переговоров, подошла делегация, состоявшая из ордынских князей и знатных вельмож. При них также находились сыновья Суздальского князя Василий и Семён, приходившиеся родными братьями жене Московского князя, великой княгине Евдокии. Парламентёры поклялись жителям Москвы что война закончилась, что татары хотят мира и обида у них только на князя Дмитрия. А раз его в городе нет, то и войну вести не к чему... "...хочет он (хан) увидеть город этот, и в него войти, и в нем побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите".
Горожане поверили и открыли ворота. Из города торжественно вышли князь Остей, духовенство, бояре и простые русские люди без оружия и с дарами, а войско Тохтамыша начало резню и ворвалось в город.
«И была в граде сеча зла и вне града тако же сеча велика. И до тех пор секли, пока руки и плечи их не ослабли и не обессилели они».
Люди толпами метались по улицам, обречённо ища спасения. Татары взламывали двери церквей и выволакивали, грабя и раздевая «донага», укрывавшихся там горожан всех возрастов - от младенцев до глубоких стариков. Срывая драгоценные оклады и ризы с икон, татары топтали и надругались над образами святых и выносили всю церковную утварь. В огне погибло огромное количество книг, свезённых для сохранения в Москву со всех окраин. Была вывезена вся княжеская казна. Все люди были изрублены, сожжены, утоплены или уведены в рабство... такое вот было освобождение от татаро-монгольского ига... В Москве было уничтожено больше половины жителей, около 24 000 погибших.
Тохтамыш потом пошел дальше куролесить по Руси. Его армия разделилась на две половины (для большего охвата грабежей) и одну из частей разбили. А сам Тохтамыш успел уйти вместе с добычей.
Инфа и картинки (С) интернет