О "Гром камне" и "Медном всаднике"

Jun 03, 2012 01:19




Не многие туристы или жителей Санкт-Петербурга,
находясь у Медного всадника, знают о том, что Петр Великий сидит не на одном, а сразу на двух конях... )))




Памятник был воздвигнут по приказу Екатерины Второй. Для осуществления проекта был приглашен французский скульптор Фальконе. Этого мастера в России никто не знал, да и у себя на родине он был мало известен. Но Фальконе рекомендовал Дидро, а вкусу философа Екатерина доверяла.

Фальконе тогда было уже пятьдесят лет, работал он на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве, 6 сентября 1766 года он не раздумывая подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

Время доказало безошибочность выбора императрицы. " Медный всадник" по праву считается лучшей конной статуей мира, вершиной творчества Фальконе.



Идея поставить конный памятник на огромный камень имитирующий скальный утес у скульптора возникла сразу и была одобрена императрицей. Для изыскания подходящего валуна для постамента памятника снаряжались специальные экспедиции, которые возвращались ни с чем…

Любопытна "Инструкция", составленная по указанию Бецкого для экспедиции. Найдя нужного размера камень, им полагалось установить его положение в земле, произвести обмеры, уточнить расстояние от него до дороги и до водных путей, а с "зюйдового и нордового боков… отбить по маленькой штуке" и немедленно представить в Контору строений.




В конце лета 1768 года было обнаружено несколько камней, которые по размерам своим уже приближались к тому, что было необходимо. Кузнец Сергей Васильев нашёл на нарвской дороге пять камней длиной в 3-4 сажени (сажень - старинная русская мера длины, примерно 2,13 м). Андрей Пилюгин на побережье Финского залива обнаружил 27 больших камней и ещё несколько около Гатчины и Ораниенбаума. Самым же крупным оказался камень в Кронштадте, "у самого моря", который имел "уродливую кругловатую фигуру" и был длиной в 5 сажень".




И вот однажды в Канцелярию строений приходит житель Устюжинского уезда Семен Вишняков и рассказывает, что в лахтинском лесу в двенадцати верстах от Петербурга ему известен ибольшой камень, называемый местными жителями то "Конь" то "Гром камень".




Заинтересовавшись такими сведениями, Этьен Фальконе выезжает в Лахту, где осматривает камень самолично и делает заключение о пригодности его под постамент для памятника Петру I. Возможно там сейчас стоит Лахта-центр.

"Гром-камень произвёл сильнейшее впечатление на Фальконе, - отмечал Каганович. - Осмотрев монолит, скульптор уже не мог вернуться к составной горе. Он был заворожён гранитным монолитом, представляя его в виде подножия. Перед ним была такая «дикая скала», о какой только можно было мечтать". "Мне предложили его, - говорил Фальконе, - я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным".




Размеры открывшейся взорам глыбы поражали: "Длина сего камня содержала 44 футов (13,2 м), ширина 22 футов (6,6 м), а вышина 27 футов (8,1 м)... Он лежал в земле на 15 футов (4,5 м) глубиною... верхняя и нижняя часть были почти плоски, и зарос со всех сторон мхом на два дюйма толщиною". Вес около 1600 тонн.

Но почему камень называется Конь? Поговаривали, что история с камнем не простая. Когда-то давно в ладожском озере был остров Коневец, и лежал там огромный валун. В древности, возможно, он был алтарем для языческих ритуалов... жертвенным камнем. Согласно общепринятой геологической теории, могучей силой, перетащившей "дикую скалу" за сотни километров, явился ледник.

В 1339 году на остров прибыл валаамский инок Арсений, положивший начало Коневскому монастырю.


На острове иноку показали каменного Коня.  Тогда Арсений приступил к валуну с молитвой, окропил его святой водой, а на вершине поставил крест.

С тех пор, говаривали в старину, из-под камня вылетали бесы и, обратившись в черных воронов селились на выборгском берегу в бухте, с тех пор называемой Чертова Лахта.

Жители окрестных мест, по странному совпадению, так же прозвали его Конь (может это просто один и тот же камень).

Сразу после его появления, по местным преданиям, в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Бог присмерил нечистую силу... среди местных жителей скалу сразу переименовали в "Гром-камень".

Местные жители считали, что под тем камнем находится обиталище нечистой силы. Это место так боялись, что каждый год приводили к валуну лошадь, чтобы принести ее в жертву.

"Мысль перевезти его на другое место приводила в ужас"...

Доставляли скалу до места назначения не без проблем. Сначала долго волоком по специально сделанным желобам (почти железной дороге).




"В течение междувремения старались как возможно укрепить дорогу, по которой надлежало везти камень, - писал Бакмейстер. - В болотах, кои в рассуждении своей глубины зимою не совсем вымерзают, приказано было бить сваи; мох и ил, коими земля в сих местах покрыта и что препятствует ей глубже мёрзнуть, очищать, и наполнять хворостом и щебнем, полагая оные слоями".

Лебедки которые тянули камень.




"4 недели скала невредимо достигла до Невы, пройдя около четырёх вёрст", - читаем у Ивановского. - Ежели сухопутный транспорт гигантской горы требовал таких чрезвычайных усилий, то доставка её водою едва ли не представляла собою ещё более трудностей и опасностей… У берега была сделана плотина в 1200 футов (366 м) длины и 50 футов (15 м) ширины…

Рычаги и лебёдки, с помощью которых Гром-камень переворачивали на бок. Гравюра из книги Карбури "Памятник во славу Петра Великого".




Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму, оставляя куски вдоль берега. Вместе с ними на камне так же была установлена небольшая кузница для ремонта и заточки инструментов. На берегу залива устроили специальную пристань.




На этой картине художника Луи Бларамберга можно увидеть, что "отшибленный громом кусок" прикреплён к основному блоку Гром-камня - чтобы при перевозке "сохранить равновесие всей массы".







Камень двигали к воде девять месяцев. Двенадцать верст Гром-камень везли по воде. С этой целью на Адмиралтействе было построено специальное судно длиной почти 54 метра, шириной 32 метра и высотой 3,6 метра.




Погрузка Гром-камня на баржу с помощью лебёдок, установленных на корабле.




Транспортировка Гром-камня по воде. По гравюре из книги Карбури "Памятник, возведённый во славу Петра Великого...".




Путь движения Гром-камня из Лахты к Сенатской площади по воде и суше. По рисунку Георгия Иванова из книги "Камень-Гром".




Прибыла глаба  к Сенатской площади 26 сентября 1770 года. "Поелику у того берега Невы реки глубина очень велика и судно не могло быть погружено до дна, то приказано было вбивать сваи в шесть рядов и оные на восемь футов в воде обрубать, дабы судно, погрузивши в воду, можно было на оные поставить…"

Когда камень надлежало тащить к берегу по одной стороне судна, то чтоб другая не приподнялась вверх, прикрепили к решётке, чрез которую камень тащить надлежало, шесть других крепких мачтовых дерев, положили оные поперек судна и привязали их концы к подле стоящему нагруженному судну, отчего тяжесть камня ни на ту, ни на другую сторону не перевешивалась.




В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

На этом коллаже видно, насколько потерялась бы скульптура на фоне огромного необработанного пьедестала. Приведение к одному масштабу производилось по человеческим фигурам.




Из обломков прекрасного гранита, на память этого события, многие вставляли небольшие камни в перстни, серьги и другие украшения, сохранившиеся и до нашего времени. По окончании работ для доставки камня, немедленно было приступлено к постановке на нём всадника с лошадью

"Эта огромная скала, предназначенная служить пьедесталом для статуи Петра I, не должна была обтёсываться; Фальконе, который нашёл её слишком большой для статуи, заставил её уменьшить, и это вызвало неприятности" (Барон де Корберон).

И я считаю зря обтесали с таким трудом досталенную скалу. Но Фальконе вохразил:

"Делают не статую для постамента, а постамент для статуи!"




На этом фото хорошо видно, что постамент состоит из нескольких частей, тщательно притёсанных друг к другу.




Вот и получается, что император сидит не на одном, а все же на двух конях - медном и каменном.




А знал ли французский скульптор Этьен Морис Фальконе, что сажает Петра I и на языческую святыню - Конь-камень? Сомневаюсь :)))  Может "нижний конь" и помогает Петру творить чудеса и вселять в души петербуржцев священный трепет ))))

А вот еще одна загадка. В рукописях 30-х годов есть странный рисунок Пушкина. "Гром-камень" с конем но без императора Петра. Хотя  на рисунке Пушкина те же персонажи - конь, змея. Но без всадника.



К чему это и для чего? Загадка, которую не разгадали до сих пор.




Медный всадник (история создания)




Инфа и старые картинки с особым цинизмом (С) из разных мест интернета. Основа: Википедия и https://к-я.рф/Portfolio/101/

памятники, артефакты Питера, история, легенды Питера

Previous post Next post
Up