В этот день в 1943 году состоялся прорыв блокады Ленинграда.
Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.
По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов - Ленинградского с запада и Волховского с востока - должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову.
Координировали взаимодействие представители Ставки - генерал армии Г.К. Жуков и маршал К.Е. Ворошилов.
Ночью 12 января советская авиация нанесла мощный удар по позициям вермахта в полосе прорыва, также по аэродромам, пунктам управления, связи и железнодорожным узлам во вражеском тылу. На немцев обрушились тонны металла, уничтожая его живую силу, разрушая оборонительные сооружения и подавляя боевой дух.
Утром того же дня, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток.
Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января - до двух километров.
Кроме того, наступление поддерживали 147 лёгких танков и броневиков, вес которых мог выдержать лёд. Особая сложность операции заключалась в том, что оборонительные позиции вермахта шли по обрывистому обледенелому левому речному берегу, который был выше правого. Огневые средства немцев были расположены ярусами и прикрывали многослойным огнём все подступы к берегу. Чтобы прорваться на другой берег было необходимо надёжно подавить огневые точки немцев, особенно в первой линии. При этом приходилось следить за тем, чтобы не повредить лёд у левого берега.
Командование немецко-фашистских войск, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5, перебрасывало свои подразделения с других участков фронта. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам.
А через 6 дней, 18 января на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор - полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
27 января в нашей стране отмечается День воинской славы России - "День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками".
За 900 дней блокады от голода и обстрелов умерло более миллиона советских граждан (около 700 000 ленинградцев и примерно столько же беженцев из Белоруссии и Прибалтики которые вообще не имели регистрации). Смерть не щадила никого. Около 17 тысяч погибло от бомб и снарядов, 44 тысячи жителей были ранены. В городе были дома-морги и целые улицы-морги, где трупы складывали штабелями. Некоторые дома по обеим сторонам улицы также использовались как морги, чему есть подтверждение в документах Управления городского коммунального хозяйства за 1941-1942 гг. Сейчас это простые жилые дома.
Блокада Ленинграда ● Обзорный пост
Самая страшная и узкая улица Петербурга
Мёртвых увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискарёвской дорогой. Так образовалось известное всему миру Пискарёвское кладбище.
Пискарёвское мемориальное кладбище
О моих родных которые прошли через блокаду...
Вечная слава погибшим...
Блокада Ленинграда ● Обзорный пост Инфа (С) интернет, фото мои.