Кунсткамера - первый музей России

Jan 31, 2017 11:00




Первый музей в России появился в Санкт-Петербурге и основал его сам император Петр I.
Этой идеей он загорелся при посещении Англии и Голландии. Царь очень заинтересовался новшествами в виде кабинета "кунштов" ("куншт" - редкость, чудо).




Петр стразу решил организовать подобный кабинет и в своем детище - Санкт-Петербурге.




"Великое посольство Петра"




За границей будущий русский император приобретал первые экспонаты, ставшие впоследствии обитателями "государева Кабинета".

Сначала Кунсткамеру расположили в Летнем дворце и основу его составляли личные коллекции Петра I, привезенные им из-за границы.



Днем рождения первого музея является 31 января 1714 года. Коллекции росли, со всех концов России и из-за границы к музею стекались разнообразные диковинки.




В феврале 1718 за участие в заговоре царевича Алексея был арестован Александр Васильевич Кикин. После допроса с пристрастием Кикина колесовали, а его особняк, знаменитые Кикины палаты на Шпалерной улице, перешел в государственную казну, и диковинные экспонаты переехали туда.





Для изыскания средств на пополнение коллекции генерал-прокурор Сената Павел Иванович Ягужинский предложил брать с посетителей плату за вход. Идея Петру не понравилась, петербуржцы и так ходить в Кунсткамеру опасались.

И Петр послушал... и сделал все наоборот: для привлечения посетителей он приказал каждого угощать чаем, кофе или водкой, а на закуску давать бутерброд и посетители повалили... )))))

Вскоре в Кикиных палатах музею стало тесно, и для него нужно было заложить новое специальное здание. Как утверждает легенда, и тут не обошлось без царя - реформатора.

Однажды, гуляя по Васильевскому острову (примерно как слева на фото), Петр увидел редкую сосну, у которой ветка снова вросла в ствол, образуя полукольцо. "Вот так дерево-монстр!" - воскликнул восхищенный Петр и повелел сохранить сосну срубил сосну, а на ее месте задумал заложить новое здание Кунсткамеры... в России всегда все было сложно, особенно с сохранением редкостей...




В  1718 году царь приказал архитектору Маттарнови разработать проект нового здания. Участвовали в возведении Петровской Кунсткамеры и другие архитекторы - Гербель, Земцов и Киавери.




Долго длилось строительство, сам Петр умер до его окончания. Но результат превзошел все ожидания: более красивого и величественного музея в Европе и в мире на то время не было.




Кроме того, уникальность проекта в том, что до настоящего времени не было необходимости в проведении капитального ремонта. Здание на Васильевском острове состояло из двух трехэтажных корпусов в стиле барокко с замысловатым завершением купола. В восточной части разместились коллекции музея.




Анатомический театр занял среднюю часть. Академия наук обосновалась в западном крыле, а обсерватория - в башне.

В  1747 году Кунсткамера пережила сильный пожар. Поэтому многие первые образцы, увы, не дошли до нашего времени. Сгоревшая во время пожара 1747 г. деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). На фото Кунсткамера без сгоревшей башни.




На входе в музей, вот уже больше ста лет, всех встречают два демона. Справа - фигура демона Ракшаса. Этот трехметровый экспонат был изготовлен в конце XIX века на Шри-Ланке. Цейлонский демон поступил в Музей антропологии и этнографии из Русского географического общества в 1905 году и его разместили у лестницы, в зал не прошел по габаритам.




Постоянные перепады температуры и влажности привели к тому, что демону понадобилась реставрация. В ходе реставрационных работ были сделаны интересные открытия: так, на правой руке демона обнаружили надпись, и ее дешифровкой сейчас занимаются коллеги из университета Шри-Ланки.







Жутики в банках.




Когда я туда прихожу (что не часто, увы) я всегда шучу у двух скелетов (большой и маленький). Говорю, что это скелет Петра I после смерти, а рядом его скелет в детстве. Почти всегда это прокатывает и удивления не вызывает. Один раз я так пошутил и услышал голос бабушки - смотрительницы зала, которая строго поправила, что это скелет не Петра. Мы смеялись, а она не могла понять почему. На самом деле это скелет любимого лакея императора.



Чего тут только нет - экзотические костюмы, редкости, "монстры" в банках... заспиртованные младенцы могут вызвать тошноту... не рекомендуется к посещению перед рождением детей.




Коллекцию монстров (заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии) Петр I купил в Голландии в 1717 г.







В коллекции Кунсткамеры есть зубы, вырванные лично Петром Великим, большим мастером любителем стоматологии. Считается, что два зуба этой коллекции принадлежали его сыну, царевичу Алексею.



Пока отец удалял больной зуб Алексей сильно орал. Есть придуманная на Западе легенда, что дабы воспитать характер своего ребёнка, Пётр Великий вырвал ему не только больной, но и второй, совершенно здоровый зуб... наверное помогло...





    


В  XIX веке коллекция музея начала пополняться одеждой и предметами быта народов мира.




Есть тут и своя мистика, как раз с великаном связанная... утверждают, что по Кунсткамере в ночи бродит безголовый призрак телохранителя Петра Великого.




Пётр нанял Николя Буржуа, рост которого составлял 2 м 27 см на ярмарке во Франции. Великан прожил в России недолго. После смерти Буржуа, в соответствии с контрактом, его скелет и сердце выставили в Кунсткамере (о как Петр все продумал). Череп был уничтожен в пожаре, произошедшем в 1747 г., однако прочие кости сохранились. Взамен утраченного был подыскан другой череп, примерно подходящий по размерам, однако призрак продолжает бродить в поисках своей головы.






В фондах музея находится более 1,2 млн. единиц хранения. Это самые разные материалы, привезённые из научных экспедиций.










Веселый ягуар и поселитель ворон.


   






     



































Настоящий божественный котик.




Сбежавший экспонат...




























В  1761 году из этой обсерватории, наш "светоч Всего" М. В. Ломоносов, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, обнаружил наличие у неё атмосферы.




Готторпский глобус XVII в., изготовленный в немецком городе Готторп и подаренный Петру голштинским герцогом. Он представляет собой своеобразный планетарий с картой звездного неба, которую могут наблюдать одновременно больше десятка человек, находящихся внутри его. Петр даже сделал первый в России лифт.




Император Петр I или Петр Великий (краткая автобиография и интересные факты)




И анекдот напоследок:

- В Питере столько интересных мест!
- Давайте пойдем в Кунсткамеру.
- А меня с собой возьмёте?
- Извини, туда со своим уродцем нельзя...




10 малоизвестных оригинальных музеев Петербурга

Инфа и часть фото (С) интернет. Основа: Википедия и http://www.ras.ru/kunstkamera/

календарь, архитектура, Санкт-Петербург, история

Previous post Next post
Up