При посадке в переполненный омнибус пожилую даму сильно затолкали.
- Неужели в Петербурге не осталось интеллигентов? - возмущенно восклицает она.
- Интеллигентов как грязи, омнибусов мало.
старый анекдот
В 1847 году в Петербурге впервые появился общественный транспорт.
По Невскому проспекту были пущены омнибусы - общественные многместные кареты на конной тяге. Это были повозки на 15-20 мест . Омнибусы и конки - практически является пра-прадедушкой и пра-бабушкой современного автобуса...
Считается, что первый в мире омнибус появился в Нанте (Франция) в 1826 году. Однако правильнее будет сказать, что в этом французском городе впервые стали использовать слово «омнибус». В переводе с латинского омнибус - "для всех". Но по свидетельствам Блеза Паскаля, подобные многоместные пассажирские экипажи поехали по Парижу ещё при Людовике XIV, в 1662 году. Было нечто похожее и в России, только называлось иначе - сани и повозки. В них набивалось как раз по 5 - 10 человек, а рейсы на поля и с полей они совершали словно по расписанию)))
Тем не менее, организацию перевозок населения в Петербурге возглавил директор Первого кадетского корпуса Шлиппенбах. Первые городские петербургские Омнибусы были ярко раскрашены, а по бортам у них красовалась надпись: "Карета Невского проспекта".
Несмотря на скромные масштабы, за первый год существования было перевезено более миллиона пассажиров (интересно только как подсчитывали). Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»). Невский проспект/
Новый вид транспорта был демократичным и дешевым и поэтому - переполненным и неудобным. Пассажиров набивалось так много, что омнибусы сразу же окрестили "Обнимусь" и "Сорок мучеников", что, правда, не мешало их популярности.
Омнибус оказал большое влияние на общество, в социальном плане омнибус сблизил горожан. Только беднейшие не могли позволить себе пользоваться омнибусом, а перемещение по городу стало более простым и быстрым.
При этом омнибусами не брезговала и достаточно состоятельная публика. Хотя офицерам было не положено в них перемещаться по уставу.
Почти одновременно с невскими полковник Кузьмин выпустил на улицы Питера " Кареты Бассейной и Садовой", затем появились кареты других владельцев, одним из которых был знаменитый купец Синебрюхов.
В зависимости от маршрута кареты окрашивали в различные цвета: малиновые ходили от Дегтярной улицы на Петербургскую (ныне Петроградскую сторону), синие - от Бассейной улицы (ныне улица Некрасова) до Покровской площади (ныне площадь Тургенева).
Целых пятьдесят лет омнибусы были неотъемлемой частью питерского пейзажа, но с появлением конки и трамвая стали терять свое значение и к 1910 году исчезли совсем.
Сначала на конках (по рельсам) перевозили исключительно грузы, но позже экипажи стали работать и для пассажиров, причём долгие годы женщинам запрещалось подниматься на верхний ярус. Общая вместительность салонов составляла 24 человека.
Первый путь конной дороги проходил по маршруту 6-я линия - Адмиралтейская площадь.
Ниже конка на Невском, в которой решил прокатиться король Италии со свитой во время своего визита в Санкт-Петербург. В его честь вагон украшен российскими и итальянскими флагами.
В Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года, а в Екатеринославе - до 1917 года и Гражданской войны.
В Петербурге есть памятник конке на Васильевском острове.
Основа инфы и фото (С) интернет. На первом фото омнибус на Невском проспекте перед домом №54.Фото К. Булла. 1900 г.