Ленинградский дом на набережной или Первый жилой дом Ленсовета

Mar 25, 2014 03:08




Набережная Карповки дом 13 - Первый жилой дом Ленсовета (Ленинградский городской Совет народных депутатов).
Здание было построено для номенклатурных, творческих и научных работников города. Оно стоит особняком в ряду массового жилья, которое возводилось в Ленинграде в те годы...




Здание отличает замечательная проработка фасадов, а также отличное качество производства строительных работ и их исключительная добротность по сравнению с другими зданиями того же времени.



Оно было спроектировано архитекторами Евгением Адольфовичем Левинсоном и Иваном Ивановичем Фоминым в 1931 году и построено между 1932-1934 годами.



Е.А.Левинсон и И.И.Фомин.

Композиция дома построена на противопоставлении 3-х основных объёмов: центрального, вогнутого, и 2-х прямоугольных боковых, поставленных несимметрично. Над террасой проходит открытая галерея на лёгких круглых столбах, в глубине её расположены детские учреждения со сплошной стеклянной стеной. Вогнутый фасад ориентирован на набережную реки.

Изначально по оси дома предполагалось перекинуть мостик над рекой, который соединил бы не только физически, но и зрительно жилой дом с Дворцом культуры промкооперации (ДК имени Ленсовета) на Каменноостровском проспекте.



Наряду с домом Наркомфина Гинзбурга, это один из самых лучших советских жилых домов за весь советский период. И один из самых роскошных домов для высшего начальства того времени. В нем масса интересного.

Часть квартир, помимо меблировки кухонь, имела в жилых комнатах встроенную мебель из полированного ореха. Все комнаты были оборудованы встроенными шкафами. Все квартиры имели комнаты для прислуги, т.к. дом заселялся отнюдь не простыми жильцами.




В проекте была запланирована механическая прачечная, парикмахерская и магазин.

Авторы проекта удачно решили задачу с организацией территории вокруг дома. Со стороны главного фасада сделаны подпорные стенки с гранитными лавочками и вазами. А центральная площадка украшена великолепным фонтаном, который сохранился и сейчас, только не работает.


Проект чисто конструктивистский, делался в 1931 г, когда конструктивизм уже был обречен, но об этом мало кто знал. Судя по налепленному сверху псевдоклассическому декору, к тому моменту когда вышел приказ Сталина вводить "возрождение наследия" (весна 1932 г), коробка уже был готова и шла наружная отделка, которую быстро начали менять. Надо полагать, что по проекту он и выглядеть должен был как дом Наркомфина.
В доме 76 квартир от 2-х до 4-х комнат. 4-комнатные квартиры - 2-этажные с дубовыми лестницами.


Среди жильцов этого дома были Петр Георгиевич Лазутин (секретарь Ленинградского ОК/ГК ВКП(б) и председатель горисполкома) и Юрий Михайлович Юрьев (народный артист СССР). Многие из жильцов этого дома были репрессированы.
В 1932 г., Сталин резко поменял политику и именно шикарное жилье для начальства стало подаваться в качестве единственно возможного. Тогда такие вот здания, с черными лестницами и комнатами для домработниц, и начали появляться в прессе.

Еще стоит обратить внимание на стоимость строительства. Как раз в 1931 г. вышел приказ о лимите средней стоимости жилья по РСФСР в 102,5 рубля за кв. м. Это фактически означало массовое строительство бараков (50-70 руб за м2) и немного более или менее комфортабельного жилья для руководящего состава (140-200 руб. за м2) .
Этот дом обошелся в 108 руб. за кубический метр, то есть где-то в 650-800 руб за кв. м. общей площади.
Общая стоимость - 5, 383 млн. руб. В доме 76 квартир, то есть порядка 300 жильцов.

Для сравнения: на жилье города Магнитогорска (около 200 тыс. жителей и ни единого жилого дома) было истрачено в 1930 г. порядка 8 млн. рублей.




Дом скомпонован так, как делались все ведомственные жилые комплексы того времени - автономным и полностью изолированным от внешнего мира. С замкнутым и постоянно охраняемым двором, куда постороннему "с улицы" попасть было нельзя.

ПЛОХАЯ СТОРОНА ДОМА: при строительстве облицовки использовались могильные плиты из разрушенных петербургских кладбищ. При ремонте облицовки с оборотной стороны одной заменяемой плиты бригада увидела надпись «Максим Уваров, год рождения 1777». Другая плита сообщала, что купец Флор Васильев прожил с 1801 по 1834 год.
Увы в те времена часто использовали гранитные плиты со старинных кладбищ Петербурга. На Петроградской стороне их было три, и ни одно не сохранилось. Подобный вандализм трагически отразился на жильцах, дом лидирует в районе по количеству самоубийств, семейных конфликтов и случаев помешательства.




Сегодня здание более менее сохранено но двор представляет собой жалкое зрелище.




Во дворе сохранилась лишь нижняя часть старого фонаря и то каким-то чудом.







Лепнина местами осталась. Где обвалилась, замазана цементом. И позитивно проштампована Винни пухами )))


     


Балкончики со стороны улицы.






Фасад. Элементы декора. С другой стороны девушка - баскетболистка.




Фонтан.




Обратите внимание, дом стоит на высоком цоколе. Примерно на метр выше остальных домов. Это от наводнений. Вдруг случатся, не мочить же ноги номенклатуры.




Таким я увидел этот дом в марте 2014 года.




Инфа и старые фото (С) интернет

креатив, архитектура, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up