Если вы приедете в Париж больше чем на пять дней, обязательно посетите этот храм-ларец
для христианских святынь - церковь Сент-Шапель. Она находится во Дворце правосудия. По сути этот храм и строили, как ларец для христианских Святынь.
Увы, большая часть фото пропала из-за ухода в 2022 году Радикала. Осталось лишь то что было загружено на Яндекс.
Это готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242-1248 гг. У нас в это время о таких строениях и не мечтали... посмотришь на все это великолепие и становится не понятно, за что же собственно ослеплял Иван Грозный строителей... ))))
Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей.
Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагрённый кровью Христа», обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире.
В 1239 году Людовик приобрёл венец, по некоторым данным, за огромную сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым.
Так было, так стало...
В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов.
Фотографией с венцом не порадую... надеть не удалось...
Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление и на месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы, предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики.
За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапели. Постройка обошлась казне «всего» 40 тысяч ливров, что в три раза дешевле стоимости тернового венца. Дата закладки капеллы неизвестна, но есть точная дата дня освящения Сент-Шапель - 26 апреля 1248 года.
Храм ОЧЕНЬ красив но находится в "уплотнительной застройке" ))))) вокруг Дворец правосудия так плотно что посмотреть на него во всей красе со стороны просто невозможно ))) разве что на макете )))
За свою многовековую историю церковь подвергалась нескольким реставрациям. В частности, в ходе работ в XV веке был заменены шпиль капеллы и круглый витраж на западной стороне.
Зала в церкви два. Нижний и верхний. Нижний для мелкой знати ))) сверху для "небожителей " и короля... все как положено )))
Стены трёхнефной нижней капеллы с низкими сводами (их высота 6,6 м) украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. На колоннах геральдические лилии на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии в честь Бланки Кастильской, матери Людовика Святого.
Тонкие колонны поддерживают своды с росписью, изображающей звёздное небо. Надгробные плиты на полу отмечают места погребения хранителей церковной сокровищницы и каноников Сент-Шапели.
Двухуровневая Святая капелла имеет в длину 35 м, а ширину 11 м. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Первый этаж впечатляет, он похож на православный храм, но это пока не поднимешься на второй...
наружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 метра.
Техническая лестница на второй этаж в королевскую капеллу, туда где хранятся реликвии... по ней гоняют туристов )))
Король проходил по крытому коридору из дворца, через просторный балкон и парадные огромные двери.
Как только выходишь в зал... понимаешь почему он королевский... ))) Витражи впечатляют. Таких я не видел ни в одной из церквей в других странах. Когджа светит солнце храм кажется воздушным.
К сожалению часть фото пришлось переносить с Майла, а там они сохраняются в маленьком размере. Растянул немного, на за счет качества картинки...
Наружная галерея, соединяющая капеллу с дворцом, вела в верхнюю капеллу, освящённую во имя Святого Креста и предназначенную для короля и его ближайшего окружения.
Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.
Верхняя капелла, предназначенная для хранения прославленных реликвий, отличается несравненным великолепием. Там непередаваемая аура. Даже страшно, что потолок рухнет тебе на голову, потому что воздушность внизу поражает. Свет струится от стен. Никогда не видел такого внутреннего великолепия и воздушности в храме.
Как такое могли построить и сделать такие витражи в 13 веке... просто не помещается в голову...
Мощь контрфорсов почти не ощущается благодаря продуманному распределению группы из девяти небольших колонн, скрадывающих объёмность каждой опоры. К колоннам приставлены статуи апостолов. Но главным украшением верхней капеллы являются витражи.
х площадь составляет 600 м² и две трети из них - подлинные произведения витражного искусства XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета, что отличает их от более позднего круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы. Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа.
Каждое витражное окно поделено на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх.
Пятнадцать витражей, от северной стены по часовой стрелке расположены в следующем порядке: 1 - Бытиё, 2 - Исход, 3 - Числа, 4 - Книга Иисуса Навина, 5 - Книга Судей Израилевых, 6 - Книга пророка Исайи и Иессеево Древо, 7 - Святой Иоанн Богослов и Детство Христа, 8 - Страсти Христовы, 9 - Святой Иоанн Креститель, 10 - Книга пророка Даниила, 11 - Книга пророка Иезекииля, 12 - Книги Иудифи и Иова, 13 - Книга Есфири, 14 - Книги Царств, 15 - История реликвий Страстей Христовых.
Чтобы оценить всю красоту витражей капеллы Сент Шапель, рекомендуется посетить Сент Шапель в солнечный день. В этом случае особенно хорошо раскроют себя витражи второго яруса часовни.
Самые громкие процессы во Дворце правосудия: 1880 - процесс над
Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 - Панамский скандал, 1898 - политический процесс над
Эмилем Золя за его прославленный памфлет «Я обвиняю», 1906 - осуждение
Дрейфуса, 1917 - обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица и шпионка
Мата Хари, 1932 - за убийство французского президента
Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант
Горгулов, 1945 - суд над маршалом
Петеном за коллаборационизм. (С) Википедия.
Дворец правосудия до сих пор действующий. Вход внутрь после проверки и по билетам. Билет около 8 евро.
Часть фото и инфы взял в интернете.