В Гатчине много интересного, но эти памятники многие не видели вовсе.
Это модель самолета "Фарман" и подводной лодки Джевецкого. Они явно украшают Гатчину и уже стали её туристическими достопримечательностями.
В начале XX века авиация считалась спортом аристократов, поэтому есть нечто закономерное, что один из первых аэродромов России возник в Гатчине, аристократическом пригороде Петербурга.
Когда военные власти озаботились постройкой аэродрома в окрестностях столицы, выяснилось, что крайне сложно найти подходящую для летного поля площадку, находящуюся в государственных руках. После долгих поисков для аэродрома было выбрано поле на юго-западной окраине Гатчины. Его называли «военным», поскольку там проходили маневры лейб-гвардии Кирасирского полка.
К 14 маю 1910 года все подготовительные работы по устройству аэродрома были закончены, и в Гатчину были доставлены два самолета типа «Фарман».
Всего на гатчинском аэродроме в первые годы его существования располагались 10-12 самолетов, ангары, мастерские и помещения для обслуживающего персонала.
С 1911 года там работала Офицерская Воздухоплавательная Школа готовившая кадры русских военных летчиков.
К столетию гатчинского аэродрома, в 2010 году, в Гатчине был установлен самолет-памятник - уменьшенная модель аэроплана «Фармана» 1909 года. Такие машины базировались на гатчинском аэродроме в начале столетия.
Макет подводной лодки Джевецкого
Степан Карлович Джевецкий был польским помещиком, инженером и изобретателем. До 55 лет он жил за счет ресурсов своих волынских поместий, но после того как его леса оскудели за счет варварской вырубки, Джевецкий решил извлекать доход из своих изобретательских талантов.
1878-1879 году инженер построил несколько моделей подводных лодок для русского флота. Его работы заинтересовали морское ведомство, но энергичный и пробивной Джевецкий не упускал ни одного шанса для достижения успеха. Чтобы добиться крупного заказа, он решил продемонстрировать свою субмарину наследнику престола Александру Николаевичу и его супруге Марии Федоровне.
Миниатюрная подводная лодка (ее длина составляла 5. 7 метра) была доставлена в Гатчину и спущена в Серебряный пруд. Дальше по воспоминаниям очевидцев конструктор проявил себя умелым царедворцем:
«Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей - любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.
Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: "C'est le tribut de Neptune á Votre Majesté" (Это дань Нептуна вашему величеству).
Царица пришла в восторг, рассыпалась в комплиментах; царь остался очень доволен, благодарил Джевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру П. С. Ванновскому, чтобы он озаботился возможно спешной постройкой 50 лодок, с уплатой Джевецкому 100 000 руб».
Субмарины Джевецкого стали первой серией подводных лодок в России, а возможно и в мире. До сих пор одна из его подводных лодок хранится в Военно-морском музее в Петербурге. А в 2006 году в Гатчине был выставлен макет подводной лодки Джевецкого, выполненный объединением «Севзапспецавтоматика» к 100-летию подводного флота России.
Адрес: Кирасирский бульвар.
Инфа и фото частично (С) вКонтакте и Википедия.