На мой взгляд одно из самых удачных оформлений станций метро последнего времени.
Ледовое побоище... его создали в сложные времена 1990 года.
В этот день прошла битва, известная как "Ледовое побоище"
Основа - полотно А.К.Быстрова. Александр Невский. 1985, Холст, масло. Мозаика для станции метро выполнена мастерской профессора А. А. Мыльникова.
Диагональное построение композиции продиктовано мотивом противостояния: клин (или «свинья», как называли его у нас) псов-рыцарей врубается в русское воинство, останавливается и сминается им. Динамику сюжета подчеркивают линии копий в руках сражающихся: у немцев они черные - несущие порабощение, смерть; у ратников Невского-красные, как бы раскалены от ярости к противнику. Центральный образ - Александра Невского. Собственно, композиция замышлена так, чтобы он и выделялся на золотом фоне в единоборстве с закованным в железо магистром. Меч Невского-единственное белое пятно среди знамен и копий. Как молния сверкает оружие полководца, разящего врага. Центральная группа мозаики - своего рода аналогия с иконным образом Георгия Победоносца, попирающего дракона.
Набор «Александра Невского» осуществлялся в мастерской Академии художеств, ведущей свои традиции еще от М. В. Ломоносова. По мнению специалистов, мастерская обладает уникальным магазином смальты, насчитывающим до 15 000 оттенков. Здесь имеются не только все образцы смальты, но и рецепты, по которым в любое время ее можно сварить. Кстати, для этого картона была получена смальта некоторых цветов, которых не оказалось в магазине - холодных синих, зеленых.
В начале работы картон разметили на блоки-фрагменты (в нашем случае их 18 по горизонтали и 6 по вертикали). Затем мастер снимает кальку, накладывает ее на планшет, где кусочками смальты различного размера-модуля и делается набор. Опытные мастера, а среди них есть еще и выпускники училища барона Штиглица, такие, как Зоя Николаевна Никонова и Александр Платонович Тимофеев, иногда подсказывают, как лучше выполнить тот или иной фрагмент, каким модулем,- от этого зависит, будет ли набор вялым и неинтересным или, напротив, активно живущим в интерьере.
ГлазиЩи какие!
Александр Невский.
Одиннадцать мозаичистов в течение восьми месяцев трудились над панно «Александр Невский». Конечно, рядом с мастерами постоянно находился автор. Когда все фрагменты были набраны и составившееся из них изображение еще раз просмотрено и одобрено худсоветом, началась заливка блоков цементным раствором. А в помещении наземного вестибюля станции метро тем временем соорудили металлический каркас-ширму, где и укреплялись готовые части панно. Мастера заделали швы-стыки последними кусочками смальты, и мозаика превратилась в единое целое, как будто и не сложили ее из множества частей.
Сама станция достаточно уныла.
Инфа частично (С)
http://www.smalta.ru/