Самый длинный и пока еще страшный канал
Санкт-Петербурга.
Самый-самый некогда неухоженный, но зато самый мистический и один из самых нужных. Сегодня общая протяжённость всех водотоков на территории города составляет 217,5 километров, что занимает почти десятую часть всей площади города. Самым крупным каналом
Санкт-Петербурга является Обводный канал с длиной 8,08 километров, достигающей 42,6 метра шириной, глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке).
Канал берет свое начало от
реки Невы в районе
Александро-Невской лавры и доходит до реки Екатерингофка.
В Обводный канал впадают реки. Монастырка (справа) и Волковка (слева). Изначально, в соответствии с замыслом выдающегося зодчего-градостроителя А. В. Квасова, в 1769 - 1776 гг. по проекту инженера Л. Л. Карбонье канал с оборонительным валом (как оборонительный объект) прорыт от реки Екатерингофка до Лиговского канала (ныне
Лиговский проспект).
Паровая водокачка на станции I класса рядом с
Невой.
В 1805 г. инженером И. К. Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816 - 1833 гг. под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. Обводный канал стал южной границей города. В навигацию 1835 г. открылось судоходство по всей трассе. Канал стал важной судоходной артерией Петербурга, по нему осуществлялась транспортировка грузов к быстро растущим в этой части города промышленным предприятиям (судоходство прекратилось в начале ХХ в. в связи с увеличением осадки судов).
Самый длинный из главных искусственных водных протоков
Петербурга.
Во второй половине XIX в. Обводный канал фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. Только в 1930-х гг. началась реконструкция канала под руководством архитектора К. М. Дмитриева и инженера И. Б. Тарасенко, прерванная войной. Была проведена расчистка и углубление Обводного канала, сооружена бетонная набережная между Балтийским вокзалом и проспектом Газа. В 1960 г. было предложено засыпать канал и сделать его автомагистралью, однако предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции, в результате которой сильно загрязненная артерия с неблагоустроенными берегами совершенно преобразилась благодаря подземному коллектору и новым набережным и мостам, не уступающим в эстетическом отношении своим собратьям в центре города.
На Обводном канале имеются 19 городских и 2 железнодорожных моста. Обводный канал был призван защитить
Петербург от наводнений, был этакой заменой современной дамбе, но с ролью спасителя города от наводнений справлялся лишь условно. Зато роль рабочей лошадки исполнял исправно. На его берегах начинают появляться заводы и фабрики, различные производства. Канал строился как судоходный. В настоящее время он сильно обмелел... судоходство тут затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.
Места тут гиблые, так считалось еще до исторического материализма. Много утопленников было. Оно и не удивительно. Обводный канал является условной границей южного промышленного пояса города. Поскольку рядом строились заводы, его также предполагалось использовать для транспортировки грузов. В рабочей среде ходила поговорка: "Батюшко-Питер бока наши вытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава и совсем доконала". Берега тут крутые, народ тут жил мастеровой, озорной, до водки охочий. Вот и тонули...
В сатирических петербургских журналах канал называли "Обвонным" и печатали о нем анекдоты:
"- Как мне найти Обводный канал?
- А по запаху..."
В застройке набережных Обводного канала доминируют промышленные предприятия, вокзалы и депо. Архитектурные памятники классицизма: здание бывшей Духовной академии (дом 7, 1817 - 1819 гг., архитектор Л. Руска), Измайловские провиантские магазины (дома 169-173, 1819-1821 гг., архитектор В. П. Стасов). В 1840-х гг. возведён комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (дома 23-39, архитекторы А. П. Гемилиан, И. Д. Черник), особняк Т. Дылева (дом 155, архитектор И. А. Монигетти).
Во второй половине XIX - начале XX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО "Красный треугольник"), Воскресенская церковь (дом 116, 1904 - 1908 гг., архитекторы А. Л. Гун, Г. Д. Гримм), Дом просветительных учреждений (дом 181, 1912 г., архитектор Н. В. Дмитриев; ныне ДК имени А. Д. Цюрупы) и др. В 1878 г. на Новой бумагопрядильной фабрике (дом 60, ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) произошла забастовка, в которой участвовал П. А. Моисеенко (Анисимов). В доме 221 в 1890 - 1891 на квартире рабочего Ф. А. Афанасьева собирался рабочий марксистский кружок под руководством Л. Б. Красина.
В доме 124 в квартире В. И. Прошина осенью 1895 г. на собрании рабочего кружка выступал
Владимир Ильич Ленин (мемориальная доска).
В мае 1896 г. рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры первыми начали общегородскую стачку текстильщиков (дом 225; мемориальная доска). На набережной Обводного канала у дома 163 в 1904 г. был убит эсером Е. С. Созоновым министр внутренних дел В.К. Плеве.
На набережных Обводного канала находятся: автовокзал № 2 (дом 36), 1-я ТЭЦ (дом 76), завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (дом 118), прядильно-ниточный комбинат "Советская звезда" (дом 158), коксогазовый завод (дома 72-74), завод холодильников (дом 88), экспериментально-мебельная фабрика "Интурист" (дом 193) и другие промышленные предприятия; проектные институты "Ленгипрогаз" (дом 94/1), "Ленаэропроект" (дом 122), ДК имени Карла Маркса (дом 114), Клуб имени 10-летия Октября (дом 62).
Пересекает проспект Обуховской Обороны, Днепропетровскую улицу, Лиговский проспект, Боровую улицу, Московский проспект, проспект Газа, Октябрьскую железную дорогу Московского и Витебского направлений.
Первый от
Невы Шлиссельбургский мост
Говорят тут жил какой-то колдун, который порчу напускал. И что людей затаскивали в воду привидения или какие-то иные потусторонние силы. О мистике на Обводном читайте
ЗДЕСЬ.
Наверное поэтому, что бы прыгнуть с набережной в воду было невозможно сделали второй ярус. Не утонешь при всем желании, только асфальт головой покарябаешь.
Мистика обводного канала
На этом все...о других каналах и мостах города читайте ниже под ссылками.
Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга Инфа и старые фото (С) интернет. Основа: Википедия,
https://mostotrest-spb.ru/bridges/ https://pastvu.com/ https://al-spbphoto.narod.ru/