Неизвестно чей это портрет. На то он и называется "Портрет неизвестной".
Есть версия что это портрет Екатерины Долгоруковой - второй жены императора Александра II. Неизвестной она стала, потому что художник не хотел попасть в опалу новому императору
Александру III. Впрочем, есть и другие версии кто на картине. Некоторые историки считают, что это портрет Софьи Крамской, дочери художника И.Н. Крамского. Для отца она всегда была самой любимой моделью. На мой взгдляд черты лица не угадываются, но это другая история. Судьба обошлась с ней сурово. В детстве Соня часто болела, затем расцвела. Далее рассказ об удивительной судьбе этой женщины...
Софья в детстве (портрет кисти её отца Ивана Крамского).
Фигура у нее была стройная. Она прекрасно танцевала. Её веселость, позитив, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников.
За Софьей волочился Репин, всерьез ухаживал 30 летний Альберт Бенуа, но он казался шестнадцатилетней девушке слишком "старым". Затем у нее появился жених - Сергей Сергеевич Боткин, представитель известной медицинской династии. Была помолвка, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты... но Сергей Боткин неожиданно влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. И вскоре подруга вышла замуж за бывшего жениха Сони.
Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения. Но пребывала в глубокой дипрессии. Тогда она увлеклась дивописью. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.
Софья долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером.
Они собирали сведения о декабристах, писали книгу. Затем муж скончался, а она не покинула страну после революции, хотя могла уехать в Финляндию.
С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист".
Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось в вину создание ни много ни мало «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Все, проходившие по делу, говорили о религиозности художницы, что усложняло ее положение.
Крамская-Юнкер была приговорена как «чуждый элемент» к 3 годам ссылки в Сибирь, но из-за нервного потрясения у нее случился инсульт. Но она работала и в Иркутске - как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске - как фотограф и ретушер в местной газете. За ним последовал второй... и отнялась левая часть тела. но она все равно занималась ретушью.
Она писала письма Луначарскому и Екатерине Павловне Пешковой. Как ни странно, но её дело было пересмотрено и в 1932 году её вернули в Ленинград с формулировкой «не представляет… социальной опасности» .
В 1933 году художница умерла при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила селедку, и, по словам брата, "умерла от рыбьего яда". Реабилитировали ее за отсутствием состава преступления только в 1989 году...
Инфа и картинки (С) интернет